Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание

23. Средневековый период в развитии естествознания –мрачная эпоха в истории науки –схоластика. Научное лидерство ближнего Востока (мухамед Аль Батани, Ибн Юнус, Ибн Рушд). Начало эксперимента в науке (И. Неморарий).
85. Вещество. Состав вещества. Простые и сложные вещества. Химическое соединение. Учение о составе вещества –первый уровень химического знания. Закон сохранения массы М. В. Ломоносова. Закон постоянства состава Ж. Пруста. Закон кратных отношений Дж. Дальтона. Что доказывает закон кратных отношений Закон А. Авогадро?
452 Биологический прогресс и биологический регресс (по А.Н.Северцову). Основные закономерности эволюционного прогресса (дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюционных преобразований).

Работа состоит из  1 файл

концепции.docx

— 47.98 Кб (Скачать документ)

В результате дивергенции популяция  одного вида подразделяется на подвиды. Подвид, образовавшийся под действием  естественного отбора, по признакам  наследственного изменения превращается в вид.

2. Конвергенция — приобретение сходных признаков у различных, неродственных групп. Например, у акулы (класс рыб), ихтиозавров (класс пресмыкающихся), дельфинов (класс млекопитающих) формы тела сходны. Это связано с тем, что у них одинаковые среда обитания (вода) и условия жизни. Хамелеон и лазающая агама, относящиеся к разным подотрядам, внешне очень похожи. Сходство различных систематических групп обусловлено жизнью в сходной среде обитания. У организмов, обитающих в воздухе, имеются крылья. Крылья птицы и летучей мыши — измененные передние конечности, а крылья бабочки — выросты тела. Явление конвергенции широко распространено в животном мире. 

 

3. Параллелизм (греч. parallelos — "рядом идущий") — эволюционное развитие генетически близких групп, заключающееся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков. Параллелизм широко распространен среди различных групп организмов в процессе их исторического развития (филогенеза).

Например, приспособление к водному  образу жизни в эволюции ластоногих развивалось в трех направлениях. У китообразных и ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени) в  результате перехода к водному образу жизни, независимо друг от друга, появилось  приспособление к воде — ласты. Преобразование передних крыльев у многих групп  крылатых насекомых в надкрылья, развитие у кистеперых рыб признаков  земноводных, возникновение признаков  млекопитающих у зверозубых ящериц и т. д. Сходство в параллелизме указывает  на единство происхождения организмов и наличие сходных условий  существования. 

Эволюция — необратимый процесс. У каждого организма, приспособленного к новым условиям, измененный орган исчезает. Вернувшись в прежнюю среду обитания, исчезнувший орган не восстанавливается. Еще Ч. Дарвин писал о необратимости эволюции: "Если даже среда обитания полностью повторяется, то вид никогда не может вернуться к прежнему состоянию". Например, дельфины, киты никогда не становились рыбами. При переходе наземных животных в водную среду конвергентно изменяются конечности — при этом конвергенция участвует лишь в изменении внешнего строения органов.

Во внутреннем строении плавников  дельфина, кита сохранены признаки пятипалой конечности млекопитающих. Так как мутация приводит к  обновлению генофонда популяции, она  никогда не повторяет генофонд прошлого поколения. Так, если на каком-то этапе  от примитивных земноводных возникли пресмыкающиеся, то пресмыкающиеся не могут вновь дать начало земноводным.

На стебле вечнозеленого кустарника — иглицы имеются блестящие толстые  листья. На самом деле это видоизмененные ветви. Настоящие чешуевидные листья располагаются в центральной  части этих видоизмененных стеблей. Ранней весной из пазухи чешуек появляются цветы, из которых в дальнейшем развиваются  плоды.

Листья у иглицы исчезли еще  в древности, в процессе приспособления к засухе. Затем при переходе опять  в водную среду вместо листьев  у них появились ветви, похожие  на листья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука в странах арабского Востока

Народы, жившие на восточных окраинах Римской империи, противились принятию христианства, которое отождествлялось  с враждебным им правительством империи. На этом фоне возник ислам, возвышение которого на арабском Востоке было внезапным и стремительным. Арабский халифат – арабо-мусульманское  государство – возник под руководством Мухаммеда – религиозного и политического  лидера. Наивысшего развития халифат  достиг в IX веке уже после смерти Мухаммеда. В его состав входили  территории Аравийского полуострова, современных Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев. Арабская культура во многом восприняла достижения античного мира. Багдадские халифы покровительствовали наукам: земледелие требовало развития геодезии, математики, военные походы и торговля стимулировали развитие географии, астрономии. На арабский язык были переведены сочинения греческих ученых, в частности Аристотеля, Птолемея, Архимеда. На арабский переводились и персидские, и индийские книги. Арабские ученые в целом восприняли и систематизировали знания античной цивилизации, придав им более рациональный характер. Прежде всего, это касается математики и астрономии.

Астрономия всегда занимала видное место в философских построениях. Арабы без изменений приняли  теорию Птолемея, основной труд которого они перевели под названием "Альмагест". Не внеся изменения в теоретические  построения Птолемея, арабы существенно  обогатили астрономию обширными  наблюдениями, самыми точными для  того времени. Выдающийся астроном и  математик Ал-Батани в 910 г. в "Книге по астрономии" уточнил данные Птолемея. Им введено понятие "синус" ("sinus"), составлены таблицы тригонометрических функций. Начиная с Х века для астрономических наблюдений арабские астрономы использовали секстант, радиус которого составлял 17 м.

Одной из вершин средневековой астрономии являются исследования среднеазиатского ученого и государственного деятеля Улугбека (1394-1449). Его астрономическая обсерватория, построенная в 1429 г., была оборудована уникальными приборами. В своем главном труде "Новые астрономические таблицы" Улугбек изложил теоретические основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличавшиеся высокой точностью.

Астрономия служила стимулом к  развитию математики, оставаясь важной сферой применения математических методов. Операции над числами стали более  доступными после восприятия арабами  в VIII веке позиционного принципа записи чисел, при котором значение каждой цифры определялось ее местом влево  от конца цифрового ряда. Числовое значение увеличивалось в десять раз при перемещении цифры  на одно место. Этот принцип появился у индусов в V веке, а в Европу он попал под названием арабской цифровой системы в XII веке. Слово "сифр" (отсюда – "цифра") по-арабски означало "нуль". Существенное развитие у арабов получила алгебра как метод оперирования с неизвестными величинами, и тригонометрия, используемая арабами в астрономии и геодезии.

Крупнейшим математиком арабского  Востока был Ал-Хорезми (787-850). Именно благодаря сочинениям Ал-Хорезми в арабском мире распространилась индийская позиционная система записи чисел. Сохранился его трактат "Краткая книга об исчислении ал-джебры и ал-мукабалы". "Ал-джебр" и "ал-мукабала" означали две простейшие алгебраические операции при решении уравнений. От термина "ал-джебр" и возникло название раздела математики "алгебра". Имя Ал-Хорезми в латинизированной форме "Algorithmus", дало термин "алгоритм", означавший вначале систему десятичной позиционной арифметики.

В математических сочинениях Омара Хайяма (1040-1123) расширено понятие числа и на положительные иррациональные числа, изложено решение алгебраических уравнений до третьей степени включительно. Интересно отметить, что еще в прошлом веке исторически знали двух Хайямов: поэта Омара Хайяма, автора знаменитых философских четверостиший, и математика Омара Ал-Кайями. Оказалось, что это один и тот же человек. Хайям писал стихи на языке фарси, а научные работы – по-арабски. Он обладал необычайной памятью, мог запомнить наизусть целые книги. Хайям возглавлял астрономическую обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря, отличавшегося от григорианского.

Важный шаг арабскими учеными  был сделан в развитии опытного естествознания. Крупнейшим естествоиспытателем стал великий хорезмийский ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973 – ок. 1050). Он сконструировал множество экспериментальных приборов, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем. Бируни написал около 150 трудов по истории, геодезии, лингвистике, математике. Он допускал возможность движения планет вокруг Солнца, указал на причину лунных фаз. Бируни занимал должность советника шаха, руководил академией. Вокруг него собрались замечательные ученые, среди которых выделялся Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна) (около 980-1037) – ученый, поэт, философ, врач.

Важнейшие достижения были получены арабами в области оптики. Широкое  распространение глазных болезней в пустынях и тропиках породило интерес  к исследованию человеческого глаза. Строение глаза было впервые описано Галеном (130-201 годы н.э.), но в теории зрения Гален придерживался идей Платона. Арабский ученый Ибн Ал-Хайтан (965-1020), известный на Западе как Альхазен, выдающийся астроном, физик и математик, написал семитомный труд "Оптика" – наиболее фундаментальный в этой области в средневековье. Он включает сведения о формировании зрительного восприятия, о свойствах зрения, в нем рассмотрена теория отражений зеркалами различной формы, теория преломления света.

Большой интерес представляют труды  арабских алхимиков, содержащие, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты из области химической технологии, описание свойств ряда химических соединений, примеры их использования, в частности в  медицине. Спирт, которые арабские алхимики научились производить, использовался  только как антисептик. Среди арабских алхимиков наибольшую известность  получили Джабир Ибн-Хаян (ок. 721 – ок. 815) (латинизированное имя Гебер) и Ар-Рази (865-925). Арабскими алхимиками изобретены и описаны важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудования: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и многое другое. И все же алхимия для арабов была прежде всего средством, с помощью которого они пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир жизни и молодости.

Большое практическое значение для  арабов имела география. Благодаря  огромной территории халифата арабами  заложены основы географических представлений  об Азии и Северной Африке. Первой из известных арабских книг по географии является "Книга путей и государств", написанная в IX веке Ибн Хордаубеком. Книги по географии создавались на основе многолетних путешествий, рассказов купцов, донесений чиновников. Географические познания арабов обобщены в многотомном "Словаре стран", изданном в 1224 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы

3. Использованная  нами литература для написания  работы 
Самыгин С. И. "Концепция современного естествознания", Ростов-на-Дону, 2001г.; Бывальцева Г. Т. "Концепция современного естествознания", Симферополь, 2007г.; Бобилов Ю.П. "Концепціі сучасного природознавства" – К.: Фенікс, 2003р.; Садохин "Концепция современного естествознания".– М.: Омега-Л, 2006г.; Рузович Г.И. "Концепции современного естествознания" – М.: Юнити, 2000г.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"