Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 12:58, контрольная работа

Описание

Человек является самым активным из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:

1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;

2.предметно-практическая и теоретическая.

Научная деятельность как раз и теоретическая и практическая особая форма активности, которая выступает в единстве.

Содержание

1.Понятие науки, ее предмет, объект и субъект.

2.Предмет и объект естествознания.

3.Основные проблемы современного естествознания.

4.Понятие природы в широком и узком смысле слова.

5.Этапы взаимоотношений Человека и Природы. Понятия «Биосферы», «Ноосферы» и «Некросферы».

6.Структура современного естествознания: «древо наук». Естественные и гуманитарные науки: единство и различия.

7.Главная идея современного естествознания. Интеграция наук.

Работа состоит из  1 файл

КСЕ (2).docx

— 74.82 Кб (Скачать документ)

Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания»

План

1.Понятие  науки, ее предмет, объект и  субъект.

2.Предмет  и объект естествознания.

3.Основные  проблемы современного естествознания.

4.Понятие  природы в широком и узком  смысле слова.

5.Этапы  взаимоотношений Человека и Природы.  Понятия «Биосферы»,  «Ноосферы»  и «Некросферы».

6.Структура  современного естествознания: «древо  наук». Естественные и гуманитарные  науки: единство и различия.

7.Главная  идея современного естествознания. Интеграция наук. 
 

    1.Понятие  науки, ее предмет,  объект и субъект. 

         Человек является самым активным  из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:

         1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;

         2.предметно-практическая и теоретическая.

        Научная деятельность как раз  и теоретическая и практическая  особая форма активности, которая  выступает в единстве.

         Наука- есть особый специализированный вид человеческой активности. Первый шаг к науке человек сделал в глубокой древности, научившись мыслить, говорить, создавать духовные ценности, но прошло много времени и наука заняла достаточное место в жизни людей, которое можно охарактеризовать с помощью нескольких признаков:

    1. Объективное знание о законах действительности;
    2. Вид общественного труда (профессия);
    3. Социальная организация;
    4. Деятельность обращенная к практике

      Наука как сложное социальное явление: основные признаки

    1. Наука – это только часть человеческих знаний, понятие знания шире понятия науки. Наука объективное знание соответствующее фактам реальности.
    2. Наука просто профессия, особенная профессия о добыче знаний.
    3. Есть профессия – есть и профсоюз (Академия Платона, лицей) объединяющие людей организации.
    4. Наука- такая профессия, которая является добычей знаний , такое занятие, которое выводит ученых к жизни, к практике. Все что происходит –это результат деятельности ученых.
 

      2. Объект, предмет, субъект естествознания. 

     Наука- это особый вид деятельности людей, их активности. Существует множество наук, и в связи с этим возникает вопрос В чем отличие этих наук?

1.отличие по предмету

2.по  объекту

3.по  субъекту наук, по профессии ученого.  Ученый – творец и генератор  соответствующих знаний.

       Предмет науки – это часть действительности (универсума) которую выделяет ученый (субъект науки) для исследования

      Субъект науки – это те люди (ученые), которые занимаются наукой, определяют объект науки, направления и создают совокупность знаний об этом объекте, т.е. предмет науки. Они создают духовные ценности в виде открытий, изобретений, изобретений, научных теорий, концепций. Субъектом науки называют не только ученых, а также объединения ученых, организации (Российская Академия Наук), международные организации (Комитет по присвоению Нобелевской премии). У каждой науки есть свой объект (н-р: объектом такой естественной биологической науки энтомологии являются насекомые; у астронома объектом является большой космос). С объектом науки тесно связан и ее предмет. Предмет науки есть идеальная модель объекта науки.

     Объект  науки- часть предмета науки, которая на данном этапе развития науки оказалась доступной для исследования субъектом науки.

     Если взять период 2000лет назад то у энтомологии было меньше предмета для исследования,   в качестве объекта они не выступали, были не известны.  В процессе расширения объекта увеличилось исследование насекомых. 2000 лет назад было известно всего семь планет, а сейчас известно 9 планет.

     Неизученные объекты – это  та часть предмета, которая становится  светлой для ученого, в то  время как значительная часть  предмета, которая остается для  ученого темной, соотношение между ними можно изобразить так: 

 
 

     До всего круга наука (кв.4)  не дотягивается, остается темная часть объекта меняется с развитием науки.  Объект становится подвижным, динамичным и стремится проникнуть все глубже и глубже. Причем между реальностью и действительностью или объектом науки и размышление о нем и моделью никогда нет полного совпадения. Между реальностью и представлениями о ней всегда есть дистанция.

     До Дарвина считали, что человек создан  Богом, а после него все ученые стали считать, что человек произошел от обезьяны. Астрономы начиная с Аристотеля, все считали, что центром мира является Земля, а начиная с Коперника все стали считать иначе – центром мира было Солнце, потом начали считать, что центра нет.

Вывод:

Наука – познавательное взаимодействие субъекта, объекта и предмета, а также  его результат в виде идеальной  модели, которая используется для  преобразования предмета. 
 

2. Предмет и объект естествознания.

    

     Предметом естествознания  является  природа или естество, причем  во всем их многообразии, включая  даже телесность и физиологию  человека. Это весь мир первой  природы, весь мир за исключением  искусственного мира, прежде духовного  созданного человеком.

    Объект естествознания – это  есть только та природа, которая  доступна научному исследованию  объекта. Это светлая часть  природы которую уже описывают, объясняют с помощью слов, цифр, концепций, субъектов этой науки называют естествоиспытателями.

    Между информацией которой располагается естествоиспытателя, объектом и природой (предмет)существует большая дистанция. Известны белые пятна  или черные дыры до которых не может дотянуться наука.

Белые пятна современного естествознания

  1. Возникновение Вселенной
  2. Возникновение Жизни
  3. Возникновение Человека
 
 

    3.Основные  проблемы естествознания 

  1. Структура мира
  2. Первооснова мира
  3. Движение, как универсальное свойство мира

Структура мира – выделяет три основные части, это: 

1.Мегамир

2.Микромир (мир элементарных частиц, малого  космоса)

3.Макромир (мир средней величины.

Каждый  из миров представляет собой сложное  и глубокое значение.

     Проблема первоосновы – голубая  мечта современной физики найти  ту элементарную частицу из  чего состоит мир.

    Макромир – является закономерным  или целенаправленным не представляющий  найти сущность науки  естествознания, ее предмета.

      Предмет естествознания – естествознание  есть наука об универсальном в природе и ее связях с человеком. 

    4.Понятие  природы в узком  и широком смысле  слова. 

      Природа естество во всем ее  многообразии. Однако в стечении  времени представление людей,  ученых о природе менялось. В  современной науке под влиянием  неких изменений оформилось 2 смысла, в котором употребляется этот  термин – это широкий и узкий  смысл слова. Содержание этих  представлений выражает следующее:

      В широком смысле – это весь  мир за исключением человека. 

      В узком смысле – часть природы  в широком смысле, с которой взаимодействует человек.

     Природа в широком смысле –  все мало активное, все слабо одухотворенное, все слабо энергичное. Все человеческое – это все высокоактивное, высоко одухотворенное, высокоэнергичное.  В узком смысле понимается та часть природы с которой взаимодействует человек земля, воздух, водные пространства, вся флора и фауна. Исследуя эти понятия, в естествознании и пришли к выводу, что вся история человечества есть история все более активного взаимодействия человека в узком смысле. В результате этого взаимодействия природа значительно  изменилась. 

   

    5.Этапы взаимоотношений Человека и Природы. Понятия «Биосферы»,  «Ноосферы» и «Некросферы». 

      С появлением человека и особенно с появлением первых государств изменения природы резко усилилось. Выделяют несколько этапов этого взаимодействия:

  1. Собирательный этап
  2. Этап производящей экономики
  3. Промышленный этап
  4. Современный этап – научно – технической революции

     1)Собирательный. Этап первобытного общества, этап присваивающей экономики (собирание ягод, грибов, рыболовство). В связи с неэффективностью данной экономики около 7 тыс. лет назад возникает первый экономический кризис.

     Выход из кризиса состоял в  переходе от экономики присваивающей к экономике производящей.

     2) Производящей экономики (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля). В результате в связи с ростом производительности произошел первый демографический взрыв. В этих условиях появляются первые государства, культура, цивилизации (Древняя Греция, Рим) так продолжалось до XVII-XVIII веков.

     3)На этом этапе основное занятие людей было сельское хозяйство. Поэтому начался промышленный этап. Его стали называть веком машин. В результате в огромной степени усилилось воздействие человека на природу, эффективность производительности повысилась, что привело к новому демографическому взрыву. Население достигло 6 млрд. Человек при норме 1,5 млрд. Отличается усилением на природу техники, науки, разумом. Этот этап стали называть  этапом превращения биосферы в ноосферу.

4)На этом этапе развитие взаимоотношений человека с природой может пойти двумя путями:

    • Развитие природы, биосферы превращение в ноосферу. На основе науки, разума, экологии.
    • Если у человека не хватает разума и природа в смысле биосфера погибнет, тогда она превратится не в ноосферу, а в некросферу.
 
 
 

6.Структура  современного естествознания: «древо наук».  Естественные и  гуманитарные науки:  единство и различия. 

Это множество  отраслей знаний иногда называют разветвленным  древом наук, выделяют на древе 3 главных  ветви

  1. Естественные науки
  2. Гуманитарно – социальные науки (наука о жизни людей)
  3. Пограничные науки, охватывают 2 указанные сферы.

Естественные  науки – это физика, химия, биология, геология, астрономия

Гуманитарно – социальные науки – история, культурология, языкознание, экономика, политология, социология.

Пограничные науки – психология, философия, экология, медицина.

Универсальные науки – математика, информатика, кибернетика, синергетика, систематика.

     Между этими группами наук  существуют различия. Между естественными  и гуманитарными науками

Критерии Науки
естественные гуманитарные
Объект  Больше материально                устойчивый Больше идеальный  изменчивый
Метод Эксперимент –  главный Эксперимент –  вспомогательный
Влияние ученого (субъекта) на объект  незначительно значительно

Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»