Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание

Главнoe назначение научной деятельности — получение знаний о реальности. Человечество накапливает их уже давно. Однако большая часть современного знания получена всего лишь за два последних столетия. Такая неравномерность обусловлена тем” что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности. В историческом масштабе наука — сравнительно молодое социальное образование.

Содержание

Вопрос 1. Наука как процесс познания. Особенности научного познания.

Введение……………………………………………………………………. 4

1. Наука как процесс познания……………………………………………. 4 – 5

2. Характерные черты науки………………………………………………. 5 – 7

3. Методы научного познания…………………………………………….. 7 – 10


Вопрос 2. Современные представления о возникновении человека как биологического вида. История формирование вида «Homo Sapiens». Введение…………………………………………………………………….11

1. Современные представления о возникновении человека как биологического вида……………………………………………………….11 – 12

2. История формирование вида «Homo Sapiens»………………………...12 – 18

3. Заключение………………………………………………………………18 – 19

Литература…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Естествознание.docx

— 55.45 Кб (Скачать документ)

Содержание:  

Вопрос 1. Наука  как процесс познания. Особенности  научного познания.

Введение……………………………………………………………………. 4

1. Наука как  процесс познания……………………………………………. 4 – 5

2. Характерные  черты науки………………………………………………. 5 – 7

3. Методы научного  познания…………………………………………….. 7 – 10 

Вопрос 2.  Современные  представления о возникновении  человека как биологического вида. История формирование вида «Homo Sapiens». Введение…………………………………………………………………….11

1. Современные  представления о возникновении  человека как биологического  вида……………………………………………………….11 – 12

2. История формирование  вида «Homo Sapiens»………………………...12 – 18

3.  Заключение………………………………………………………………18 – 19

Литература…………………………………………………………………..20 

 

Вопрос 1. Наука  как процесс познания. Особенности  научного познания. 

Введение.

Главнoe назначение научной деятельности — получение знаний о реальности. Человечество накапливает их уже давно. Однако большая часть современного знания получена всего лишь за два последних столетия. Такая неравномерность обусловлена тем” что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности. В историческом масштабе наука — сравнительно молодое социальное образование. Ей не более 2,5 тыс. лет. И хотя вопрос о точной дате рождения науки, как было уже отмечено, является дискуссионным, все же достаточно определенную границу между наукой и "преднаукой" провести можно. А позволяют это сделать многие явно выраженные особенности научного знания. Которые и дают историческое "свидетельство о рождении" науки. 

1. Наука как процесс познания.

Европейской родиной науки считается Древняя  Греция. В родоначальниках науки  греки оказались вовсе не потому, что больше других накопили фактических  знаний или технических решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). "Учеными" в современном значении этого слова они стали благодаря  своему пристальному интересу к процессу мышления, его логике и содержанию. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, откровения или высказывали новые  предположения, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым придавая им систематичность, упорядоченность и согласованность. Причем была выработана не только привычка к доказательству, но проанализирован и сам процесс доказывания, создана теория доказательств — логика Аристотеля. Иными словами, был определен метод наведения порядка в хаотичном прежде мире разнообразных опытных знаний, рецептов, решений и т.д. Это был настоящий методологический прорыв. Второй такой же был осуществлен лишь в Новое время, в XVII в., когда была осознана важность экспериментально-математических методов. На их основе и возникло классическое естествознание. Созданная античными мыслителями логика (учение о законах и формах правильного мышления) относилась уже не к познаваемому миру непосредственно, а к мышлению о нем! То есть объектом анализа стали не вещи или стихии, а их мыслительные аналоги — абстракции, понятия, суждения, числа, законы и т. п. Оказалось, что эта идеальная реальность упорядочена, логична и закономерна ничуть не меньше, чем материальный мир. А мыслительные операции с идеальными объектами были куда более плодотворными и значимыми, даже и в практическом отношении, чем те же манипуляции с их материальными прототипами. Знание как бы приподнялось над материальным миром, сформировало свою собственную, относительно самостоятельную сферу бытия — сферу теории. Античная наука дала и первый, непревзойденный и ныне образец, канон построения законченной системы теоретического знания — геометрию Евклида. Смысл канона — в выведении из небольшого количества исходных утверждений (аксиом и постулатов) всего многообразия геометрического знания. Исходные утверждения принимаются без доказательства, потому что они очевидны. А раз все признают исходные основания, то и логически выведенное из них знание (теория в целом) тоже воспринимается как общезначимое и общеобязательное. Это уже мир подлинного знания, а не просто "мнений". Он обладает такой же неотвратимостью и непререкаемостью, как и ежедневный восход Солнца1. 

Конечно, теперь мы знаем, что и очевидные  основания геометрии Евклида  можно оспаривать, но в пределах истинности этих оснований она по-прежнему несокрушима.

Благодаря этим новациям античная культура за очень  короткий исторический срок создала  замечательные математические теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала идеи целого ряда будущих наук — физики, биологии и т. д. Но самое важное — был  апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные особенности, резко отличающие его  от донаучного и вненаучного знания. Перечислим их.

• Научное  знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других.

• Объектами  научного (теоретического) познания выступают  не сами предметы и явления реального  мира, а их своеобразные аналоги  — идеализированные объекты.

• Важным признаком научного познания является осознанный контроль над процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания.

• Научное  описание исследуемых объектов требует  строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий.

• Научное  знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых  истин, т.е. на их независимость от познающего субъекта.

• Наука  изучает только те явления, которые  повторяются, и потому ее главная  задача — искать законы их существования.

 

Наука - это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.

Как многофункциональное  явление наука представляет собой:

1) отрасль  культуры;

2) способ  познания мира;

3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).

Фундаментальными  считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Непосредственной  целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.

Результатами  научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio - понимание, система. Концепция, во-первых, - это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, - это единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д. 

2. Характерные черты  науки. 

Не всякие знания могут быть научными. В человеческом сознании содержатся такие знания, которые не входят в систему науки  и которые проявляются на уровне обыденного сознания.

Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чертами): системностью, достоверностью, критичностью, общезначимостью, преемственностью, прогнозированностью, детерминированностью, фрагментарностью, чувственностью, незавершенностью, рациональностью, внеморальностью, абсолютностью и относительностью, обезличенностью, универсальностью.

Рассмотрим  некоторые из этих признаков:

Системность. Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и принципов. К числу важнейших задач системности относятся:

1) разработка  средств представления исследуемых объектов как систем;

2) построение  обобщенных моделей системы;

3) исследование  структуры теорий систем и  различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостное свойство этого множества.

Достоверность. Знания должны быть достоверными, проверенными на практике, проходящими проверку по определенным правилам, а потому убедительными.

Критичность. Возможность определить на основании критического рассмотрения рациональных моделей, историко-культурологические и естественно-научные знания на основе сопоставления различных типов научных теорий. При этом наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

Общезначимость. Все истинные знания рано или поздно становятся общепризнанными всеми учеными и способствуют объединению всех людей. Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины.

Преемственность. Объективная необходимая связь между новыми и "старыми" знаниями в процессе изучения окружающего мира, при этом новые знания дополняют и обогащают "старые". Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистским отрицанием его.

Прогнозированность. Знания должны содержать в себе возможность предвидения грядущих событий в определенной области действительности. В социальной сфере прогнозирование составляет одну из научных основ социального управления (целеполагания, предвидения, программирования, управленческих решений).

Детерминированность. Факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно-объяснены и обусловлены, т. е. раскрыты причины изучаемых объектов действительности. В действительности же принцип детерминизма как утверждение о существовании объективных закономерностей представляет собой только предпосылку научного предвидения (но не тождественен ему). Принцип детерминизма формулировался не только как утверждение о возможности предвидения, но и как общий принцип, обосновывающий практическую и познавательную деятельность, раскрывающий объективный характер последней.

Фрагментарность. Наука изучает мир не в целом, а через различные фрагменты реальности и сама делится на отдельные дисциплины.

Чувственность. Научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием ощущения, восприятия, представления и воображения.

Незавершенность. Хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины.

Рациональность. Наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики.

Внеморальность. Научные истины нейтральны и общечеловечны в морально-этическом плане.

Обезличенность. Ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Универсальность. Наука сообщает знания, истинные для всего окружающего мира.

Специфика научного исследования определяется тем, что для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. 

3. Методы научного  познания. 

Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым на значение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод.

А. Пуанкаре справедливо подчеркивал, что ученый должен уметь делать выбор фактов. «Метод - это, собственно, и есть выбор  фактов; и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода». Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

Современная наука держится на определенной методологии - совокупности используемых методов  и учении о методе - и обязана ей очень многим. В то же время каждая наука имеет не только свой особый предмет исследования, но и специфический метод, имманентный предмету. Единство предмета и метода познания обосновал немецкий философ Гегель.

Следует четко представлять различия между  методологиями естественнонаучного  и гуманитарного познания, вытекающими  из различия их предмета. В методологии  естественных наук обычно не учитывают  индивидуальность предмета, поскольку  его становление произошло давно  и находится вне внимания исследователя. Замечают только вечное круговращение. В истории же наблюдают самое  становление предмета в его индивидуальной полноте. Отсюда специфичность методологии исторического познания.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"