Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 43.64 Кб (Скачать документ)

    Как уже отмечалось, Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ  ни с кем не делит власть, и  никто, кроме него самого, не может  претендовать на власть в Российской Федерации. Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

    Представительная  демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

    Непосредственная  демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы». Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации4.

    Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении народовластия  посредством выделения из своей  среды путем голосования представителей для выполнения в государственных  органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций  по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Одним из основополагающих принципов демократической  организации государства, важнейшей  предпосылкой верховенства права и  обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Её сущность сводится к тому, что обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого. В результате, различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без других, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей, власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом. Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны.

    Разделение  властей - не застывшее состояние  обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий  единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.

    Россия  является правовым государством. Идея правового государства имеет  многовековую историю. Она уходит корнями  в античное общество. Философская  основа теории правового государства  была сформулирована И. Кантом, который  и предложил термин «правовое государство». Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом.

    Суверенитет государства - это свойство государства  самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости. «Суверенитет» (лат. Supraneitas, supra - выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей. Верховенство государственной власти - это такое её состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. В конституционном государстве она ограничена правом.

        Сочетание народного и государственного суверенитетов – это свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права5. Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

    РФ  является светским государством6. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и его должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви).

    Как светское государство РФ характеризуется  тем, что в ней религиозные  объединения отделены от государства  и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 

    3. 2.Федеративная форма государственного устройства РФ и

      республиканская  форма правления

    Устройство  территории государства принято  называть государственным устройством - это территориальная организация  государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между  государством в целом и его  частями, связанной с их правовым статусом.

    По  форме государственного устройства все государства делятся на две  группы - унитарные и федеративные.

    Унитарным считается государство, не имеющее  в своей внутренней территориальной  структуре других государств. В этом смысле унитарное государство принято  называть простым государством. Унитарные  государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные  единицы (районы, города, сельские поселения), из которых складывается его административно-территориальное  устройство. Административно-территориальные  единицы не наделяются собственным  правовым статусом. Им обладают лишь управляющие  ими органы государственной власти либо местного самоуправления. Поскольку  унитарное государство не имеет  в своем составе других государств для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной, один высший орган исполнительной, одна система высших судебных органов, единственное гражданство.

    Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство  является сложным государством, в  состав которого входят другие государства. Следует сказать, что объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию, т.е. международно-правовое объединение, в отличие от федерации, которая представляет собой союзное  государство, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-правовую самостоятельность.

    Россия  не является федерацией, созданной  как объединение нескольких государств. Она была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных  образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а также  национально-государственные образования  и были признанны её субъектами. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о  том, что с момента своего возникновения  эта федерация носила конституционно-правовой характер, поскольку она была создана  не в результате заключения договора между её субъектами, а на основе того, что её провозгласила Конституция. В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе  три вида субъектов - государства  в составе РФ, преобразованные, как  правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения; национально-государственные  образования - автономная область и  автономные округа.

    Принципы  федеративного устройства России: государственная  целостность Российской Федерации; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов РФ; равноправие субъектов  РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Являясь суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию  высших органов государственной  власти и порядок их образования. В Конституции РФ установлена  республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком  является выборность и сменяемость  главы государства. Республиканской  форме правления присуща демократия, а демократии - республиканская форма  правления. Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует её подъему и развитию, включая  равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к  государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в  формировании политической воли, а  также правовой организации сил, претендующих на правительственную  власть.

    России  свойственна президентско-парламентская, или, как иногда её называют в юридической  литературе, «полупрезидентская» республиканская форма правления. При этой форме правления, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в чем отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, в-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и федеральные министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в чем её отличие от президентской формы). Именно перечисленные признаки и характеризуют РФ как «полупрезидентскую». 

    3. 3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства

    Конституция РФ  рассматривает человека, его  права и свободы в качестве высшей ценности7. Уважение к личности и её защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей важнейшую основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Народ, который не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина»8

Информация о работе Конституция РФ