Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 43.64 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, авторитет любой организации, включая и государство, вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека с его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной степени на всех членов общества.

    Конституция РФ является социальным государством.9 Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремится гарантировать каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать, естественно предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, предусматривается право на труд. В конституции содержится лишь право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Разумеется, что такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботится о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается тем, что в Конституции предусмотрено право на защиту от безработицы10.

    Одной из важнейших целей социального  государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Наиболее характерные черты социального  государства выражаются в его  социальной политике, которая в соответствии со ст.7 направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Основные направления этой политики: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. 

3. 4. Экономические основы конституционного строя

    Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся  в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров  и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные хозяйствующие субъекты, находящиеся между собой в состоянии конкуренции. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности11

    Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование  отношений собственности осуществляется посредством правовых норм, центральное  место среди которых принадлежит  конституционным - частной, государственной, муниципальной и других. В ст.9 устанавливается также, что земля  и другие природные ресурсы могут  находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Они используются и охраняются как  основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории.

    Никто не может быть лишен своего имущества  иначе как по решению суда12.Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Конституционный строй является одним из фундаментальных  понятий в науке государственного права. Это объясняется тем, что  в конституционном строе выражена сущность государства и, следовательно, он определяет содержание таких институтов права как конституционные права, свободы и обязанности граждан, раскрывающие взаимоотношения между государством и личностью, национально-государственное устройство, избирательная система и избирательное право, система и принципы организации и деятельности государственных органов.

    Таким образом, под конституционным строем понимают совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений  устанавливаемых и поддерживаемых Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие  данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный  строй, как следует из самого названия, основан на конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неотчуждаемости прав и свобод граждан, в то время как  государственный строй может  и не иметь указанных признаков. Одним из первых в Конституции  отражен принцип разделения законодательной  исполнительной и судебной властей, их взаимодействия в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при  главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как  в стране временами наблюдается  несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов  государственной власти. Благодаря  тому, что этот принцип закреплен  в Конституции и что в ней  определены, установлены полномочия высших органов, управления, дается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить устойчивое функционирование государственной машины управления.

    Однако, основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения  чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в  Основном законе, который не допускает  пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление  дает стабильность Конституции и  конституционному строю. 

    В любом обществе существуют необычайно многообразные общественные отношения: политические, экономические, национальные, трудовые, финансовые, моральные, нравственные, религиозные и многие другие. В  результате развития общества и без  того широкий круг этих отношений  продолжает расти, а сами отношения  все более усложняются. Эти неумолимо  наступающие изменения в структуре  и взглядах общества, а также неизбежный прогресс, появление новых политических партий, перемены в составе органов  власти, трансформация названий субъектов  Федерации порождают стремление пересмотреть положения, касающиеся конституционного строя, совершенствовать их. Выявляются и слабые места или даже недостатки, а то и пороки старой Конституции, препятствующие нормальному функционированию государства и общественной системы, ущемляющие права и свободы граждан. Следовательно, думается, необходимо рассмотреть  перечень субъектов, которым дано право  ставить вопрос об изменении или  пересмотре положений  Конституции, включив туда граждан РФ. А права  и свободы граждан являются не менее важным принципом конституционного строя. В этом институте закрепляются взаимные права и обязанности  государства и личности в отношении  друг к другу. Вместе с тем личность в любом демократическом государстве  является кардинальной политической и  правовой категорией. Именно она составляет основу общества и государства, именно ее активное воздействие на государство  определяет всестороннее развитие, характер и правовую природу государства.

    На  основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующий  вывод. Конституционный строй и  его основы имеют принципиально  важное значение для существования  государства и общества. Закрепление  данного положения в Конституции  РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непосредственно применить  положения Конституции для регулирования  любого процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией, и не принимать других законов. Положения  Конституции РФ носят общий характер, поэтому необходимо более широкая  их детализация и интерпретация  в законодательных актах более  низкого уровня. Разумеется, высказанные  в данной работе суждения не претендуют на исключительность, а поднятые вопросы  не являются исчерпывающими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 

    1. Конституция Российской Федерации.  — М.: Сибирское Университетское издательство Новосибирск, 2008

    2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», 1994, № 13,ст. 1447. с изменениями и дополнениями от 8 февраля 2001 г.

    3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»

    4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд. М.: НОРМА, 2004

    5. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995

    6. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: М., 2000 г.

    7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003

    8. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004

    9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2001

    10. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб.: Норма, 2001

    11. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 2006

12.    Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 2004

    13. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В.Лазарев. - М.: Юристъ, 2002

    14. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А.Авакьян. М.. НОРМА, 2000.

    15. Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. В 2 т. / Сост. Н.А.Михалева. Отв. ред. О.Е.Кутафин. - М.: Юристъ, 2001.

    16. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Отв. ред. проф. В.В.Лазарев. М.: Спарк, 1997.

    17. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступит. статьей Б.Н.Топорнина. - М.: Юристъ, 2005

    18. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А.Четвернин. - М., 2004

    19. Теория государства и права // Корельский В.М., Перевалов В.Д. – М.: НОРМА, 2005.

    20. Теория современной конституции. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. – М, 2005

    21. Угольников Н.В., Скворцова С.А. Конституционное право РФ. – М.: ИНФРА-М, 2004.

    22. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 2000

Информация о работе Конституция РФ