Конституционно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:24, контрольная работа

Описание

В советском государственном праве проблема конституционной ответственности стала активно обсуждаться в 70-х – начале 80-х годов. Ее возрождение было связано с попыткой теоретически обосновать существование юридической ответственности в государственном праве подобно тому, как она существовала в уголовном, гражданском, административном праве. Появились монографии и научные статьи, в которых государствоведы предложили осмыслять конституционную ответственность как специфический вид юридической ответственности, имеющий свои особенности по сравнению с гражданской, административной или дисциплинарной ответственностью.

Содержание

Введение.
Понятие конституционно-правовой ответственности.
Основание конституционной ответственности. Состав конституционного правонарушения.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по контитуции.docx

— 35.24 Кб (Скачать документ)

Следует признать наличие  как фактического, так и нормативного оснований конституционной ответственности. Прежде всего, остановимся на анализе  нормативного основания конституционной  ответственности. Иногда конституционная  ответственность наступает только при изначальном нарушении норм отраслевого законодательства. Например, отрешение от должности Президента РФ возможно, в частности, только на основании заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления (п.1 ст.93 Конституции  РФ). В литературе предлагают расширить  перечень оснований наступления  конституционной ответственности, включив в него аморальные поступки, нарушение норм Уголовного кодекса  РФ и т.д.13 Считаю, что такая позиция нецелесообразна, так как тогда закономерно напрашивается абсурдный вывод о том, что основанием наступления уголовной ответственности должно стать нарушение соответственно конституционных норм, если налицо их дублирование в Уголовном кодексе РФ. Такой вывод неверен, так как основанием привлечения лица к уголовной ответственности однозначно признается нарушение Уголовного кодекса РФ. Соответственно основанием наступления конституционной ответственности должно быть признано нарушение Конституции РФ, а равно других источников конституционного права.

Однако в литературе высказана  точка зрения о том, что невозможно дать точный перечень обстоятельств, которые  могут служить основанием конституционной  ответственности. С таким выводом  трудно согласиться, так как в  этом случае речь должна идти о политической, а не о конституционной ответственности  как разновидности юридической  ответственности. Отсутствие конкретных оснований привлечения именно к  конституционной ответственности  является пробелом конституционного законодательства.

Например, п. 2 ст. 117 Конституции  РФ предусматривает отставку правительства  по воле Президента РФ, причем при принятии решения он не связан никакими правовыми  условиями. Это должно быть устранено  путем конкретизации оснований  для отставки Правительства РФ. Бесспорно, что наступление неблагоприятных  последствий на основании конституционной  ответственности не может быть таким  жестким, как например, при привлечении  лица к уголовной ответственности. Особенность конституционной ответственности  заключается в том, что наличие  конкретных правовых оснований ( а именно: коррупция, неодобрение отчета об исполнении бюджета) не должно означать обязанности Президента принять решение об отставке Правительства. Последнее слово остается за главой государства, который решает этот вопрос с учетом сложившейся политической ситуации в стране, расстановки политических сил и т.д.

Таким образом, отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае привлечения субъекта к конституционной ответственности  свидетельствует или о пробеле  в конституционном законодательстве, или о том, что в данном случае налицо лишь политическая ответственность.

 

 

 

 

Состав конституционного правонарушения.

Фактическое основание конституционной  ответственности – это конкретное правонарушение (конституционный деликт), которое включает объект, объективную  сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом неправомерного поведения признаются конституционный  строй, законность и правопорядок.

Исследование особенностей субъекта конституционной ответственности  будем рассматривать в рамках данной лекции в следующем учебном  вопросе. Одним из наиболее важных элементов  субъективной стороны конституционного деликта как психического отношения  субъекта к деянию признается вина. Имеются два основных подхода. Первый – сводится к тому, что существуют исключительные случаи наступления  ответственности без вины, что  относится и к конституционной  ответственности.

Второй подход свидетельствует  о наличии в конституционной  ответственности специфической  вины, так как без нее любая  ответственность становится беспредметной, бесцельной и неэффективной. Поддерживая  в основном это утверждение, трудно согласиться с некоторыми иллюстрациями  своих убеждений сторонникам  второго подхода. Так, они не признают возможности рассмотрения вины в  конституционном праве через  категории её психологических форм (умысел и неосторожность), так как, например, при лишении гражданства, на первый план выдвигается социально-политический критерий – антисоветские убеждения  либо политические заблуждения субъекта.

Такой вывод основывался  на возможности законного лишения  гражданства, что существовало ранее  в России. Современное законодательство исключило такую меру конституционной  ответственности, заменив ее на отмену решения о приеме в гражданство РФ в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов.

Очевидно, что субъективной стороной данного конкретного конституционного правонарушения является вина в форме  умысла. Другое дело, что в отношении  некоторых иных субъектов конституционной  ответственности трудно различимы  такие формы вины, как умысел или  неосторожность. Отставка министра финансов как конституционная санкция  наступает порой без учета  наличия или отсутствия конкретной формы вины человека, потому что  статус министра финансов определяет наличие его двойной ответственности  как гражданина РФ и как представителя  властных структур независимо от формы  вины. В противном случае министр  финансов за развал финансовой системы  в стране не будет нести ответственность, так как вину на таком высоком  уровне иногда бывает невозможно доказать. Тем не менее в такой ситуации, как правило, вина министра существует в форме неосторожности.

Объективная сторона конституционного правонарушения включает деяния, негативные последствия и причинную связь  между ними.

Следует согласиться, что  слово «деяние» не совсем уместно  упоминать для неправомерной  деятельности властных структур, так  как неправомерность выражается в определенной установке поведения. С учетом этой оговорки в тексте для удобства будем употреблять  общепринятое понятие «деяние».

В литературе выделяют разные виды противоправных деяний в конституционной  сфере. Одни авторы предлагают следующие  варианты недолжного поведения должностного лица: неприменение государственно-правовой нормы, неправильное применение государственно-правовой нормы и прямое нарушение нормы. Другие считают, что конституционная  ответственность наступает лишь в случае конституционного деликта, когда речь идет либо о прямом нарушении  конституционных запретов, либо –  невыполнение конституционных функций, задач, обязанностей, возложенных на государственные и общественные органы, их должностных лиц и граждан. Данный подход заслуживает поддержки  в части признания основанием конституционной ответственности  невыполнение обязанностей. Такой подход к проблеме соединяет формы и  способы совершения деяний (нарушение  запрета) и содержательную сторону  объективной стороны деяния (невыполнение функций, задач).

С.А. Авакьян полагает, что государственно-правовая ответственность (для конституционной не делается исключения) применяется и в тех случаях, когда нельзя найти четко выраженных критериев для негативной оценки поведения субъекта права. [14]

Если мы действительно  хотим создать эффективный механизм конституционной ответственности, то начать надо с коренного пересмотра законодательства РФ, где закреплены полномочия высших должностных лиц  в государстве. Каждый из них должен четко знать свои обязанности, права  и те меры, которые последуют в  случае ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей или в  случае злоупотребления своими правами.

Важно законодательно закрепить  как перечень конкретных обязанностей, так и механизм реализации мер  конституционного принуждения к  «правонарушителям». Сейчас, например, крайне сложно развести полномочия Президента РФ и Правительства РФ, определить меру ответственности каждого (о чем шла речь выше), что совершенно недопустимо.

С целью пресечения произвола  важно признать объективной стороной конституционного деликта прежде всего невыполнение (ненадлежащее исполнение) конституционных обязанностей. В то же время может быть злоупотребление своими конституционными правами со стороны субъектов права. Это еще раз доказывает, что следует четко разграничить права всех ветвей власти, а за злоупотребление ими должна наступать конституционная санкция.

Заканчивая рассмотрение данного вопроса, подведем итог. Фактическим  основанием конституционной ответственности  является наличие в действиях  или бездействиях субъекта права  состава конституционного деликта.

Конституционный деликта  в свою очередь включает субъект, субъективную сторону, объект и объективную  сторону. Объективная сторона заключается  в нарушении субъектами права  конституционных обязанностей или  злоупотребления своими правами.

 

 

 

 

3. Субъекты конституционно-правовой  ответственности.

 

 

В юридической литературе ограничивают круг субъектов конституционной  ответственности. Ими признаются высшие органы государственной власти, их должностные лица, депутаты, т.е. те структуры и те люди, которые принимают  наиболее важные решения.

 

Существует и другая точка  зрения, когда круг субъектов ответственности  расширяется. В этом случае к ним предлагают отнести граждан, депутатов, должностных лиц органов исполнительной власти, должностных лиц, обязанных содействовать депутатам в реализации их депутатских полномочий, избирательные комиссии и их члены, ответственные за соблюдение избирательного законодательства, суды и прокуратуры в части нарушения ими конституционного режима, но не в части нарушения ими конституционного режима, но не в части нарушения обычной служебной дисциплины.

 

По нашему мнению, субъекты конституционной ответственности  потенциально совпадают с субъектами конституционных правоотношений. Другими  словами, если субъект права обладает конституционными правами или обязанностями,. то он – субъект конституционной ответственности. Обратимся к Конституции РФ, где закреплено, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Соответственно обязанность соблюдать Конституцию предполагает и наличие соответствующей ответственности в случае нарушения конституционных обязанностей. В связи с этим все органы и лица, перечисленные в ч. 2 ст.15 Конституции, следует признать субъектами конституционной ответственности.

 

Органы государственной  власти – это Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч.1 ст.11 Конституции РФ)

 

Соответственно конкретными  субъектами конституционной ответственности  являются:

 

Президент РФ, Федеральное  Собрание, Правительство, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд  РФ, Конституционный Суд РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане, должностные  лица.

 

Президент РФ и Правительство  РФ как орган федеральной исполнительной власти осуществляют и совместные, и самостоятельные полномочия. В  первом случае и Президент РФ и  Правительство РФ отвечают за общую  сферу деятельности, недостатки которой  фактически не вызывают неблагоприятных  последствий ни для Правительства  РФ, ни для Президента РФ за исключением  тех случаев, когда Президент  РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

 

Другим шагом по пути укрепления конституционной законности явилось  бы более четкое распределение обязанностей между органами исполнительной власти, невыполнение которых должно стать  правовым основанием наступления конституционной  ответственности. Перейдем к изучению других субъектов ответственности.

 

Следует признать, что Федеральное  Собрание – это коллективный субъект  конституционной ответственности. Конституция РФ предусматривает  такую санкцию, как роспуск лишь Государственной Думы Федерального Собрания, что предусмотрено ст.109, 111, 117 Конституции РФ.

 

Конституция РФ 1993 года не предусматривает  применения мер конституционной  ответственности ни к Верховному Суду РФ, ни к Высшему Арбитражному Суду РФ, ни тем более – к Конституционному Суду РФ. Принцип независимости судебной власти не позволяет применять какие-либо активные меры воздействия к судам  извне. Фактически как суды, так и  конкретные судьи оказались вне  мер конституционной ответственности, что недопустимо.

 

Следующими субъектами конституционной  ответственности являются – общественные объединения. Так, в случае злоупотребления  ими своими правами наступают  такие меры, как ограничение права  на объединение. Другими словами, неблагоприятными последствиями, установленными ч.5 ст.13 Конституции РФ, является запрещение их создание и деятельности.

 

Должностные и физические лица – в большинстве случаев  субъекты административной, дисциплинарной ответственности, хотя для них не исключена и конституционная  ответственность, если деяния этих субъектов  нарушают нормы Конституции РФ и  налицо другие черты конституционной  ответственности. Например, если физическое лицо приобрело гражданство РФ на основании предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов, то наступает такая мера конституционной  ответственности, как отмена решения  о приеме в гражданство РФ.

 

Органы местного самоуправления – самостоятельные субъекты конституционной  ответственности, так как они  обладают как конституционными правами, так и конституционными обязанностями.

 

Следует оговориться, что  исходным критерием отнесения или  неотнесения субъекта права к субъектам конституционной ответственности является не перечень лиц органов в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, а наличие конституционных обязанностей и прав. Круг субъектов конституционной ответственности выходит за рамки названной конституцией нормы, что означает признание иных субъектов права субъектами конституционной ответственности.

 

Депутаты в силу своего особого статуса являются самостоятельным  субъектом конституционной ответственности, причем они ответственны как перед  избирателями, так и перед Парламентом.

Информация о работе Конституционно-правовая ответственность