Содержание. 
Введение. 
Понятие конституционно-правовой 
ответственности.
Основание конституционной 
ответственности. Состав конституционного 
правонарушения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В советском государственном 
праве проблема конституционной ответственности 
стала активно обсуждаться в 70-х – начале 
80-х годов. Ее возрождение было связано 
с попыткой теоретически обосновать существование 
юридической ответственности в государственном 
праве подобно тому, как она существовала 
в уголовном, гражданском, административном 
праве. Появились монографии и научные 
статьи, в которых государствоведы предложили 
осмыслять конституционную ответственность 
как специфический вид юридической ответственности, 
имеющий свои особенности по сравнению 
с гражданской, административной или дисциплинарной 
ответственностью. 
12 декабря 1993 года на 
всенародном референдуме была 
принята Конституция Российской Федерации. 
С этого момента началось формирование 
системы права новой России как демократического 
государства.
Обеспечение соблюдения и 
исполнения конституционных норм реализуется 
через конституционно-правовую ответственность. 
Становление конституционно-правовой 
ответственности неразрывно связано 
со становлением самого конституционного 
права как отрасли отечественного 
права.
Необходимо отметить, что 
в российской науке права тема 
конституционно-правовой ответственности 
появилась относительно недавно, и 
она не является еще достаточно разработанной. 
Соответственно, и сам правовой институт 
конституционно-правовой ответственности 
в отрасли конституционного права еще 
окончательно не сформирован.
Самая актуальная на сегодня 
задача заключается в защите закрепленных 
в Конституции РФ устоев демократически-правовой 
государственности, рыночной экономики, 
гражданского общества от любых попыток 
их демонтажа. Именно для этого необходима 
система процедур, механизмов, основанных 
на единой теории конституционной ответственности. 
Конституционная ответственность – самая 
острая тема правовой науки. Без налаженной 
системы ответственности право становится 
бессильным и ненадежным, не оправдывающим 
возлагаемых на него социальных ожиданий. 
Правовые нормы, а равно проистекающие 
из них права и обязанности членов общества 
превращаются в благие пожелания, если 
власть не способна организовать восстановление 
нарушенных прав, принуждение к исполнению 
обязанностей, наказание нарушителей 
правовых запретов.
Целью данной работы является 
исследования именно сущности и содержания 
конституционно-правовой ответственности 
в Российской Федерации.
Актуальность данного 
исследования представляется бесспорной 
по следующим причинам: в стране 
обозначились признаки сформировавшейся 
государственности, общественные отношения 
в сфере конституционного права 
в связи с этим переходят в 
новую стадию.
Объектом исследования данной 
работы являются общественные отношения 
в сфере конституционного права.
Предметом исследования данной 
работы являются нормы права, регламентирующие 
применение конституционно-правовой ответственности 
в Российской Федерации.
Задачами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие конституционно-правовой 
ответственности.
 Конституционно-правовая 
ответственность – это самостоятельный 
вид юридической ответственности, 
осуществление мер которой в 
виде различного рода неблагоприятных 
последствий для субъектов не 
только устанавливается конституционно-правовыми 
нормами, но и направлено, прежде 
всего, на защиту конституционно-правовых 
отношений. Ее конституционное 
и законодательное признание 
и установление как одного 
из видов юридической ответственности 
будет повышать эффективность 
конституционно-правовых норм, усиливать 
их влияние на общественно-политическую 
практику, т.е. способствовать решению 
одной из самых актуальных 
проблем конституционного права.
 Рассматриваемый вид 
ответственности предстает в 
единстве общесистемных признаков, 
присущих юридической ответственности 
в целом, а также тех свойств 
и качеств, которые указывают 
на ее своеобразие как относительно 
самостоятельного правового явления. 
Общие признаки юридической ответственности 
специфически преломляются применительно 
к конституционно-правовой ответственности. 
Вместе с тем, конституционно-правовая 
ответственность не может быть 
полным аналогом других видов 
юридической ответственности, поскольку 
содержание ответственности должно 
быть адекватно содержанию соответствующих 
общественных отношений, по крайней 
мере, между ними не должно 
быть несоответствий.
 С учетом общесистемных 
признаков юридической ответственности 
конституционно-правовую ответственность, 
наступающую в большинстве случаев, 
можно определить следующим образом. 
Это закрепленная конституционно-правовыми 
нормами обязанность субъекта 
конституционно-правовых отношений 
отвечать за несоответствие своего 
юридически значимого поведения 
тому, которое предписано ему 
этими нормами, обеспечиваемая 
возможностью применения уполномоченной 
инстанцией мер государственного 
или приравненного к нему общественного 
воздействия.
 Одной из основных 
функций конституционно-правовой 
ответственности является восстановительная. 
Наряду с этим она, как и 
всякая юридическая ответственность, 
осуществляет карательную (штрафную) 
функцию в отношении субъектов, 
допустивших недолжное поведение 
в сфере конституционно-правовых 
отношений. Разумеется, конституционно-правовая 
ответственность выполняет также 
стимулирующую (организационную) функцию, 
поскольку побуждает участников конституционно-правовых 
отношений к должному поведению. Способствуя 
предотвращению возможных в будущем конституционных 
деликтов, конституционно-правовая ответственность 
выполняет и предупредительно-воспитательную 
(превентивную) функцию.
 Немаловажной является 
и регулятивная функция конституционной 
ответственности. Например, в Постановлении 
Конституционного Суда РФ от 11 
декабря 1998 г. «По делу о 
толковании положений части 4 
статьи 111 Конституции Российской 
Федерации» специально указывается: 
«Президент Российской Федерации, 
согласно Конституции Российской 
Федерации, является главой государства. 
Именно этим обусловлены полномочия Президента 
Российской Федерации по формированию 
Правительства Российской Федерации, 
определению направлений его деятельности 
и контролю за ней, а также конституционная 
ответственность Президента Российской 
Федерации за деятельностью Правительства 
Российской Федерации. Отсюда вытекает 
и роль Президента Российской Федерации 
в определении персонального состава 
Правительства Российской Федерации, 
в том числе в выборе кандидатуры и назначении 
на должность Председателя Правительства 
Российской Федерации». Как следует из 
Постановления, речь в нем идет не только 
о негативной, но и о позитивной ответственности.
Регулятивная функция 
конституционной ответственности 
призвана урегулировать общественные 
отношения таким образом, чтобы, 
во-первых, субъектами конституционной 
ответственности признавались, соблюдались 
и защищались права и свободы 
человека и гражданина, во-вторых, соблюдались 
и защищались народовластие, верховенство 
Конституции, политическая система 
и иные основы конституционного строя 
РФ. Общественные отношения, складывающиеся 
в этих сферах, в обобщенном виде 
составляют объект воздействия регулятивной 
функции конституционной ответственности.
Конституционная ответственность, 
как и иные виды юридической ответственности, 
едина, но имеет две формы реализации 
– добровольную (позитивную) и государственно-принудительную 
(негативную). Следовательно, конституционная 
ответственность призвана не только покарать 
за совершенный конституционный деликт, 
но и закрепить, урегулировать общественные 
отношения, сформировать правомерную 
деятельность субъектов конституционной 
ответственности. Эти цели конституционной 
ответственности обусловливают выделение 
регулятивной функции конституционной 
ответственности в системе ее функций. 
Регулятивная функция конституционной 
ответственности призвана закрепить и 
упорядочить общественные отношения. 
Она направлена на формирование поведения, 
деятельности субъектов конституционной 
ответственности, которые могут быть как 
индивидуальными, так и коллективными.
 По мнению О.Е. Кутафина, 
будучи одним из видов юридической ответственности, 
конституционно-правовая ответственность 
обладает всеми общими признаками, которые 
выделяют юридическую ответственность 
среди других социальных явлений. Она, 
как и любая другая юридическая ответственность, 
является мерой государственного принуждения, 
основанной на юридическом и общественном 
осуждении правонарушения и выражающейся 
в установлении для правонарушителя определенных 
отрицательных последствий.
Принуждение как общий 
признак юридической ответственности 
является государственно-властным способом 
подавления отрицательных волевых 
устремлений отдельных субъектов 
для обеспечения их подчинения нормам 
права. В праве используются самые 
разнообразные способы принуждения, 
объективно обусловленные основаниями 
и целями их применения. Используя 
принуждение, государство не только 
воздействует на правонарушителей, но 
и осуществляет меры, направленные 
на предупреждение правонарушений.
 Другим общим признаком 
юридической ответственности является 
установление для правонарушителя 
определенных отрицательных последствий, 
т.е. мер принуждения (санкций), 
которые применяются государством 
в случае нарушения нормы права.
 В конституционном 
праве предусмотрена возможность 
применения мер принуждения, а 
также мер воздействия за определенные 
нарушения. Например, согласно ч. 
3 ст. 115 Конституции РФ постановления и 
распоряжения Правительства РФ в случае 
их противоречия Конституции РФ, федеральным 
законам и указам Президента РФ могут 
быть отменены Президентом РФ. Отмена 
акта является принудительным воздействием 
со стороны Президента РФ, которое прекращает 
возникшее правоотношение и предупреждает 
наступление вредных последствий издания 
неправомерного акта. Вместе с тем, эта 
отмена является конституционно-правовой 
санкцией, выражающей в правовой форме 
последствия несоблюдения норм конституционного 
права. Эти последствия носят неблагоприятный 
для правонарушителя характер.
 
Таким образом, конституционно-правовой 
ответственности, как и всякой другой 
юридической ответственности, присущи 
элементы кары как претерпевания неблагоприятных 
для правонарушителя последствий за нарушение 
норм конституционного права. Эта кара 
всегда имеет государственно-властную, 
принудительную природу.
Однако в конституционно-правовой 
ответственности кара имеет свои 
особенности, отличающие ее от кары в 
других видах юридической ответственности. 
Если, например, уголовное наказание 
заключается в лишениях личного 
и имущественного свойства, то правовые 
последствия реализации конституционно-правовой 
ответственности имеют иной характер. 
Отсутствуют в конституционно-правовой 
ответственности и такие меры 
государственного принуждения, как 
конфискация имущества, штраф и 
т.п.
Вместе с тем, конституционно-правовая 
ответственность – это не только 
кара за нарушение правовых норм. Здесь 
на первый план выступает правовосстановительная 
функция ответственности. Но если, например, 
в гражданском праве восстановление выражается 
в возвращении в первоначальное состояние, 
возмещении (компенсации) понесенных убытков 
и т.п., то в конституционном праве оно 
связано с устранением нарушений закона 
и принятием мер по обеспечению нормального 
функционирования государственного аппарата, 
деятельности депутатов, должностных 
лиц, осуществлению конституционных прав, 
свобод и обязанностей граждан.
 
 
 
 
2. Основания конституционной 
ответственности. Состав конституционного 
правонарушения.
В литературе нет единого 
подхода к понятию основания 
юридической и соответственно-конституционной 
ответственности. Это и противоправность 
и правонарушение, и состав правонарушения 
и более сложное основание юридической 
ответственности. Некоторые авторы совершенно 
правильно полагают, что принципиальной 
разницы между этими понятиями нет, так 
как противоправность проявляется в правонарушениях, 
является их сущностью, а правонарушение 
непременно имеет свой состав.
Основание конституционной 
ответственности – это действие 
или бездействие, которое причинило 
либо могло причинить ущерб народу, 
государству независимо от того, происходит 
при этом нарушение конституционных 
норм либо нет.[13] Признание основанием 
юридической ответственности сложного 
состава, включающего индивидуальный 
акт, требует некоторого уточнения.
Кроме того, некоторые ученые 
предлагают рассматривать основание 
юридической ответственности как 
совокупность следующих составляющих:
-фактическое основание 
(совокупность юридических фактов, 
т.е. состав правонарушения и 
индивидуальный акт);
-нормативное основание;
-государственно-правовое 
основание (право соответствующих 
органов и должностных лиц 
в соответствии со своей компетенцией 
на применение принудительных 
мер ответственности). Последние 
два основания следует считать, 
по мнению других авторов, лишь 
предпосылками ответственности. 
Это можно признать верным 
лишь по отношению к государствыенно-правовому 
основанию. Выделение же фактического 
и нормативного основания юридической 
ответственности заслуживает внимания 
и принципиального одобрения.
Основание юридической ответственности 
– это и конкретная правовая норма, 
которая нарушается, и одновременно 
– наличие в деянии лица конкретного 
состава правонарушения. Такой подход 
весьма важен при рассмотрении оснований 
конституционной ответственности, 
особенности которой необходимо 
учитывать при изучении проблемы.