Конституционно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:06, реферат

Описание

Самая актуальная на сегодня задача заключается в защите закрепленных в Конституции РФ устоев демократически-правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от любых попыток их демонтажа. Именно для этого необходима система процедур, механизмов, основанных на единой теории конституционной ответственности. Конституционная ответственность - самая острая тема правовой науки.

Содержание

Введение
Понятие конституционно-правовой ответственности
Основания конституционно-правовой ответственности
Субъекты конституционно-правовой ответственности
Конституционно-правовые санкции
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

 

 

Реферат

по дисциплине «Конституционное право»

на тему:

«Конституционно – правовая ответственность»

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                                               

                                                                     Проверил(а):

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие конституционно-правовой ответственности
  3. Основания конституционно-правовой ответственности
  4. Субъекты конституционно-правовой ответственности
  5. Конституционно-правовые санкции
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Самая актуальная на сегодня задача заключается в защите закрепленных в Конституции РФ устоев демократически-правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от любых попыток их демонтажа. Именно для этого необходима система процедур, механизмов, основанных на единой теории конституционной ответственности. Конституционная ответственность - самая острая тема правовой науки. Без налаженной системы ответственности право становится бессильным и ненадежным, не оправдывающим возлагаемых на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. С другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права или вопреки праву, проблема социального взаимодействия права и государственного принуждения становится особенно острой.

   Обостренное восприятие обществом, его моральным и правовым сознанием проблем связи права и государственного принуждения обусловлено и тем, что на протяжении многих веков человеческой истории принуждение нередко применялось произвольно, по усмотрению власть имущих, а сами меры государственного принуждения часто были несоразмерно правонарушению предельно жестоки. Произвол, жестокость или слабость власти всегда были наиболее заметны в той сфере общественных отношений, где применяются меры наказания за совершение преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие конституционно-правовой ответственности

  Конституционно-правовая ответственность- это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений.1 Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.

   Рассматриваемый вид ответственности предстает в единстве общесистемных признаков, присущих юридической ответственности в целом, а также тех свойств и качеств, которые указывают на ее своеобразие как относительно самостоятельного правового явления. Общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к конституционно-правовой ответственности. Вместе с тем, конституционно-правовая ответственность не может быть полным аналогом других видов юридической ответственности, поскольку содержание ответственности должно быть адекватно содержанию соответствующих общественных отношений, по крайней мере, между ними не должно быть несоответствий.

   Одной из основных функций конституционно-правовой ответственности является восстановительная. Наряду с этим она, как и всякая юридическая ответственность, осуществляет карательную (штрафную) функцию в отношении субъектов, допустивших недолжное поведение в сфере конституционно-правовых отношений. Разумеется, конституционно-правовая ответственность выполняет также стимулирующую (организационную) функцию, поскольку побуждает участников конституционно-правовых отношений к должному поведению. Способствуя предотвращению возможных в будущем конституционных деликтов, конституционно-правовая ответственность выполняет и предупредительно-воспитательную (превентивную) функцию.

      Конституционная ответственность едина, но имеет две формы реализации - добровольную (позитивную) и государственно-принудительную (негативную). Следовательно, конституционная ответственность призвана не только покарать за совершенный конституционный деликт, но и закрепить, урегулировать общественные отношения, сформировать правомерную деятельность субъектов конституционной ответственности. Эти цели конституционной ответственности обусловливают выделение регулятивной функции конституционной ответственности в системе ее функций. Регулятивная функция конституционной ответственности призвана закрепить и упорядочить общественные отношения. Она направлена на формирование поведения, деятельности субъектов конституционной ответственности, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основания конституционно-правовой ответственности

    Основание конституционно-правовой ответственности- это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовыми нормами она наступает. 2

    Традиционно выделяются три основания юридической ответственности: нормативное (существование нормы права, запрещающей деяние и устанавливающей ответственность за него); фактическое (неправомерное деяние субъектов права); процессуальное (правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения).

   Фактическим основанием будет служить совершение конституционного деликта, под которым понимается волевой акт, несоответствующий требованиям норм конституционного права. Конституционный деликт является разновидностью правонарушения. Если рассматривать конституционную ответственность в широком смысле, то в качестве ее оснований могут выступать не только собственно конституционные деликты, но и уголовные преступления, административные и гражданские деликты.

   Нормативным основанием конституционной ответственности будет наличие конституционной нормы, запрещающей какое – либо деяние. Нормативные основания содержатся не только в самой Конституции, но и в актах конституционного значения, в том числе международных нормативных актах. В законе четко не определены обстоятельства совершения некоторых правонарушений, которые могут служить основанием для применения определенных мер конституционной ответственности (отставки правительства президентом). Но если конституционная ответственность понимается как позитивная, то конкретизация обстоятельств совершения правонарушения не требуется, так как фактическим основанием применения санкций будет общая негативная оценка деятельности органов, должностных лиц или принятие ими решений, негативно оцениваемых субъектом возложения ответственности. Если же понимать конституционную ответственность в негативном смысле, то необходимо установить четкие основания привлечения к ответственности.

   Процессуальным (конкретным) основанием конституционной ответственности будет выступать издание правоприменительного акта. Но, к примеру, такая мера конституционной ответственности, как роспуск законодательного (представительного) органа субъекта федерации вводится федеральным законом – нормативно правовым актом, поэтому заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о природе правовых актов, устанавливающих конкретную меру конституционной ответственности для конкретного лица.

   Некоторыми авторами предполагается принять специальный закон «О конституционно – правовой ответственности», чтобы конкретизировать в том числе и основания ее применения. Ясно, что особенно фактические основания нуждаются в формализации и уточнении, но на наш взгляд принятие специального закона не требуется, так как детально разработать основания конституционной ответственности можно и путем внесения дополнений в действующее законодательство, а также руководствуясь разъяснениями суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Субъекты конституционно-правовой ответственности

   Определенной спецификой отличается круг субъектов конституционно-правовой ответственности.

   Круг субъектов конституционно-правовой ответственности, т.е. тех, кто может нести эту ответственность и привлекать к ней, и тех, кто может только привлекать к этой ответственности, достаточно широк.

   Среди субъектов конституционного права нести конституционно-правовую ответственность могут только те, кто обладает деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за свои противоправные поступки. От правильного решения вопроса о деликтоспособности каждого субъекта зависит законность применения любой юридической ответственности, включая и конституционно-правовую.

   В конституционном праве деликтоспособностью обладают два вида субъектов: индивидуальные и коллективные.

   К индивидуальным субъектам относятся: граждане Российской Федерации; депутаты всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; должностные лица.

   Коллективными субъектами, имеющими конституционно-правовую деликтоспособность, являются органы государственной власти; органы местного самоуправления; объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.).

   Самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответственности является государство. Такой вывод следует, в частности, из анализа ст. 53 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Правда, вопрос о возмещении государством вреда не является вопросом конституционно-правовой ответственности. Однако он однозначно свидетельствует о наличии у государства деликтоспособности. Кроме того, незаконные действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц вполне можно отнести к вопросу конституционно-правовой ответственности.

 

   Государство должно нести конституционно-правовую ответственность во всех случаях, когда оно не выполняет официально взятых на себя обязательств, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то ни было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Конституционно-правовые санкции

   Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

   В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

   Значение этой формы государственного воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена содержит жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Отмена и приостановление - близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление - это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.

   Таким образом, отмена или приостановление акта - это санкция, применяемая при нарушении нормы права и содержащая в себе меру юридической ответственности.

   В конституционно-правовом законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, эта мера конституционно-правовой ответственности используется достаточно широко.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   С учетом анализа вышеприведенных формулировок можно дать следующее определение конституционно-правовой ответственности. Это наступление неблагоприятных последствий для субъектов, допустивших нарушения норм законодательства, выражающиеся в невыполнении ими своих обязанностей и злоупотреблении своими правами, закрепленными в законодательстве, - последствий, заключающихся в применении к ним санкций правовых норм права.

   В настоящее время реализация Конституции Российской Федерации, обеспечение единого конституционного пространства является одной из наиболее актуальных проблем в науке конституционного права. Важным элементом механизма реализации Конституции РФ, средством укрепления конституционной законности и правопорядка является конституционно-правовая ответственность. Конституционно-правовая ответственность, несомненно, обладает всеми признаками, присущими иным видам юридической ответственности. Она опирается на принципы юридической ответственности, является мерой государственного принуждения, выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий. Одновременно конституционно-правовая ответственность обладает рядом специфических признаков. В связи с этим вопросы, рассмотренные в данной работе, представляются мне весьма актуальными и современными.

Информация о работе Конституционно-правовая ответственность