Концепция биоэтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:40, контрольная работа

Описание

иоэтика – новая бурноразвивающаяся область знания – своим появлением обязана прогрессу биологии и медицины, сделавшему возможным многое из того, что еще совсем недавно трудно было вообразить.
Их достижения быстро превращаются в технологии, позволяющие бороться с тяжелейшими недугами, от которых страдает человечество, увеличивать продолжительность жизни, адаптироваться к экстремальным условиям обитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Понятие биоэтики, предпосылки ее зарождения……………………… 4
Основные принципы биоэтики…………………………………………. 6
Принцип гармонизации системы «человек-биосфера»…………… 6
Принцип благоговения жизни и этики……………………………... 8
Принцип жизни и этики…………………………………………….. 9
Православие и биоэтика………………………………………………...10
Этическое и биологическое в биоэтике………………………………..12
Современные проблемы биоэтики……………………………………..13
Международные и национальные комитеты по биоэтике……………15
Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Биосфера.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

    Как ни странно, но именно этот смысл –  регуляция человеческих отношений  с задачей сохранения жизни –  вкладывают в понятие «этическое» различные мыслители и школы.

    Фрейд считал, что этическое явилось  своеобразной формой защиты от разрушительных начал природно-биологического.

    З.Фрейд  доказывал, что все завоевания культуры и, прежде всего, морально-этические  нормы произошли из необходимости  защитить себя от "подавляющей сверх мощи природы". Упрощая позицию Фрейда, можно сказать, что "этическое" явилось своеобразной формой защиты от разрушительных начал "природно-биологического".

      Сегодня "этическое" вынуждено  стать и становится формой  защиты "природно-биологического" от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным основаниям. Биоэтика как конкретная форма "этического" возникает из потребности природы защитить себя от "подавляющей сверхмощи" культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение "природно-биологического". Это общее культурно-историческое предназначение биоэтика реализует конкретными средствами, которыми располагает то или иное общество, государство или региональное объединение государств (например, Совет Европы), или религиозная.

    В настоящее время этическое вынуждено  стать формой защиты природно-биологического от чрезмерных притязаний культуры к  своим естественно-природным основаниям. В этом смысле биоэтика возникает уже из потребности защитить природу от подавляющей мощи культуры.

    Биоэтика  подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода. Регулирование  отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано  с назначением морали.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современные проблемы биоэтики.
 

     Предметом биоэтики являются достижения современного естествознания, в первую очередь биологии и медицины, глубокое их исследование и определение норм, правил и границ их применения в настоящем и будущем в жизнедеятельности человека и общества. С этой целью биоэтика разрабатывает нормы морального и правового характера, которые оградили бы каждого отдельного человека и все человечество в целом от нежелательных и губительных последствий внедрения новых биологических и медицинских достижений. В соответствии с этими нормами многие нормы традиционной медицинской этики пересматриваются и диктуют иные принципы поведения врача.

     Во-первых, это проблема об информировании больного о его болезни и ходе его лечения. Если раньше считалось, что больной ни в коем случае не должен знать о заболевании с возможным смертельным исходом, то сегодня такая информация считается обязательной, чтобы человек мог принять необходимые решения, привести в порядок свои дела. Кроме того, к успехам современной медицины относятся новые методы лечения таких болезней, поэтому у больного остается шанс на благополучный исход.

     Во-вторых, это проблемы современной реанимационной практики, которые порождены появлением новых сложных, дорогостоящих механизмов, превративших умирание в длительный механизированный процесс и позволяющих сколь угодно долго поддерживать жизнь в человеческом теле. Поэтому биоэтика решает принципиально новый морально-этический вопрос: кто в такой ситуации должен принимать решение о смерти – сам умирающий, его родственники или врачи. Но в любом случае выключение этих аппаратов будет означать смерть пациента и с точки зрения традиционной морали должно оцениваться как убийство или самоубийство.

     В-третьих, проблема эвтаназии – добровольной безболезненной смерти безнадежно больного пациента. В последнее время допустимость эвтаназии широко обсуждается на страницах периодических изданий и других средств массовой информации разных стран. Периодически в западных странах происходят судебные процессы, на которых звучат обвинения в адрес врачей, решившихся на эвтаназию, ведь в большинстве стран это расценивается как убийство. В то же время в ряде стран законом разрешена пассивная добровольная эвтаназия, которую трудно отличить от врачебной халатности. Также часто происходят процессы, на которых больные предъявляют иски к государству с требованием разрешить им добровольный уход из жизни. Конечно, в реальной врачебной практике медикам приходится постоянно решать вопросы о продлении жизни своего пациента. Но отправлять безнадежно больного человека из клиники домой, зная, что он там умрет, это – одна ситуация. Другое дело – самому прекратить его страдания вместе с жизнью, введя смертельную инъекцию.

     В-четвертых, проблема трансплантологии. Ведь основным источником биоматериала – человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются умирающие пациенты. Поэтому их смерть задерживается, продлевается во времени, чтобы извлечь и сохранить нужные для пересадки органы. Здесь существует еще одна сложная этическая проблема – определения, кому должен быть пересажен тот или иной орган, притом что законы большинства стран запрещают покупку донорских органов. Человек может подарить их после своей смерти, оставив соответствующее завещание. Правда, далеко не каждый человек способен на подобную гуманность. Возможность же использования врачами органов без согласия донора приводит к судебным процессам, которые периодически происходят на Западе. Эта ситуация также должна получить оценку в рамках биоэтики. Ведь, с одной стороны, врач нарушает волю умершего, запретившего использовать его органы, но, с другой – он спасает жизнь тем людям, которые иначе просто погибли бы.

     В-пятых, самой длительной проблемой биоэтики является право женщины на аборт, на ее свободный выбор – сохранять или не сохранять жизнь своего ребенка. Во многих странах это разрешено законодательством, например в нашей стране. Но сточки зрения традиционной морали это обесценивание и вытеснение такой нормы, как «не убий». Здесь же обозначается проблема искусственного оплодотворения. ведь это приведет к нарушению биофизиологических родственных человеческих взаимоотношений. Также встает проблема «суррогатного материнства» - как оценить женщину, вынашивающую и рожающую чужого ребенка за вознаграждение.

     В-шестых, к числу самых современных проблем биоэтики принадлежит транссексуальная хирургия – еще одно медицинское нововведение, ставящее множество незнакомых ранее моральных проблем, связанных с сексуальностью человека. Перемена пола, произведенная хирургическим путем, сопряжена с подавлением функции продолжения рода, что с традиционной точки зрения не может быть нормальным.

     В-седьмых, последние успехи генной инженерии создали возможность клонирования человека. Клон – это генетическая копия отдельного организма, получаемая путем неполового размножения, при котором пробуждается к делению ядро клетки из тела только одного родителя.

     Таким образом, современная биоэтика основывается на принципе уважения к жизни и  достоинству каждого человека, интересы которого во всех случаях должны ставиться  выше интересов науки и общества. Одно из коренных положений биоэтики – автономия (неприкосновенность) психического и физического статуса человека. В решении проблем биоэтики сталкиваются интересы биологических, медицинских, юридических и философских наук. Поэтому успехи в научном и практическом решении проблем биоэтики зависят от налаживания сотрудничества представителей различных областей знания. 
 
 

  1. Международные и национальные комитеты по биоэтике. Их задачи.
 

      1. Принимая во внимание, что некоторые исследования направлены на биологическое изменение живого организма, под эгидой ЮНЕСКО создан Международный Комитет по Биоэтике и создаются Национальные Комитеты по Биоэтике во многих странах. Национальный Комитет по Биоэтике Республики Узбекистан организован при Международном Фонде Ибн Сино в соответствии с предложением Национальной Комиссией Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО и Решением  Правления Международного Фонда Ибн Сино. Организационно-техническое обеспечение работы Национального Комитета осуществляет Рабочий  Аппарат.

      Национальный  Комитет по Биоэтике Республики Узбекистан Международной программы  ЮНЕСКО создан в целях содействия обеспечения принципа  этических норм при проведении научно-исследовательских работ в медицине, биологии и фармацевтической отрасли промышленности, координации деятельности заинтересованных министерств и ведомств в решении этих проблем на региональном и международном уровнях. 

     2. 25 апреля 2006 г. учрежден Российский комитет по биоэтике при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и его персонального состава во главе с академиком Р.В.Петровым.

       Российский комитет по биоэтике - это общественный экспертно-консультативный  орган. В состав Комитета входят ведущие российские биологи, медики, философы и юристы. Комитет в пределах своей компетенции осуществляет экспертно-консультативное обеспечение деятельности Комиссии по оценке этических, правовых, научных и социальных проблем, возникающих в современной биологии и медицине. В задачи комитета входит выработка национальной позиции по ряду международных документов, экспертная оценка зарубежного и российского законодательства и выдвижение нормотворческих инициатив в области биоэтики, подготовка книг, руководств и рекомендаций в области биоэтики, популяризация основ биоэтики в обществе, работа с биоэтическими комитетами, рассмотрение актуальных биоэтических проблем и участие в совещаниях и конференциях, их организация.

     3. В 2002 году при Кабинете Министров Украины создана Комиссия по биоэтике, возглавляемая академиком Ю. Кундиевым. Она, как орган правительственного уровня призвана координировать и направлять всю работу по развитию биоэтики в стране. В течение 2001 года во всех научно-исследовательских учреждениях системы Академии Медицинских Наук созданы региональные комитеты по медицинской этике. В настоящее время эти комитеты проводят тщательную этическую экспертизу всех научных проектов, в том числе, диссертационных работ, начиная с этапов планирования и до их завершения.

     Таким образом, в течение 2001 года в Украине  была создана и начала функционировать  развитая сеть этических комитетов в научных учреждениях Академии Медицинских Наук, их клинических подразделениях и больницах общей медицинской сети, где ведутся научные исследования. Большое значение в развитии биоэтики в Украине сыграло  проведение в сентябре 2001 года 1-го Национального Конгресса по биоэтике, на котором внедрение этических принципов во все сферы биомедицины определено задачей государственной важности и неотъемлемым условием демократизации общества.

     В настоящее время Министерством  юстиции Украины ведется активная работа по подготовке необходимых документов для подписания европейской Конвенции  по защите прав и свобод человека в  аспекте биомедицины. Ее главная  цель — защита чести и неприкосновенности человека, гарантия прав в случае каких-либо исследований.

     4. Международно признанным механизмом контроля за соблюдением положений Конвенции являются независимые этические комитеты (НЭК). Важнейшие принципы, соблюдение которых контролируют НЭК: научные исследования в биологии и медицине осуществляются свободно, гарантируя защиту прав человека, обеспечение его физической и психической неприкосновенности; неукоснительно должно соблюдаться правило получения надлежащим образом оформленного согласия испытуемого на участие в исследовании и при использовании биомедицинских технологий; исследование проводится на людях только в том случае, если не существует альтернативных методов, сопоставимых по эффективности; риск для здоровья испытуемого минимален и не превышает потенциальной пользы от исследования.

     Во  всем мире НЭК создаются на национальном, региональном и локальном уровнях. Национальные НЭК, как правило, решают задачи этического характера, разрабатывают  общие подходы к их оценке. Круг вопросов региональных и локальных НЭК связан с работой в медицинских учреждениях.

     5. Национальный Комитет по биоэтике (НКБЭ) Является независимым органом, созданным на общественных началах при УМСе МЗ РУз для защиты прав, здоровья и гарантии безопасности пациентов при проведении биомедицинских исследований. В своей работе Комитет руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Законами РУз «Об охране здоровья граждан» (1996) и «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» (1997), принципами Хельсинской декларации (1996), доклада Бельмонта «Этические принципы и руководство по защите людей, подвергающихся исследованиям», Руководством по GCP ( Good Clinical Practice ), рекомендациями ВОЗа Комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований (200-2002гг.) , Законодательством РУз, а также настоящим положением о Комитете, утверждённым приказом МЗ РУз № 370 от 10 июля 2000 года.

 
 
 

     Список  литературы. 

    1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512с.
    2. Горелов А.А. Концепция современного естествознания: Учеб. пособие. – М.:АСТ:Астрель, 2006. – 380с.
    3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепция современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 670с.
    4. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. -1994. №3.-С.49-61.
    5. Садохин А.П. Концепция современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 464с.
    6. Силуянова И.В. Биоэтика и мировоззренческие традиции // Человек.-1995.-№5.-С.125-130.
    7. Юдин Б.Г. От клятвы Гиппократа к биоэтике // Экология и жизнь.-2005.-№6.-С.32-35.

Информация о работе Концепция биоэтики