Концепция биоэтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:40, контрольная работа

Описание

иоэтика – новая бурноразвивающаяся область знания – своим появлением обязана прогрессу биологии и медицины, сделавшему возможным многое из того, что еще совсем недавно трудно было вообразить.
Их достижения быстро превращаются в технологии, позволяющие бороться с тяжелейшими недугами, от которых страдает человечество, увеличивать продолжительность жизни, адаптироваться к экстремальным условиям обитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Понятие биоэтики, предпосылки ее зарождения……………………… 4
Основные принципы биоэтики…………………………………………. 6
Принцип гармонизации системы «человек-биосфера»…………… 6
Принцип благоговения жизни и этики……………………………... 8
Принцип жизни и этики…………………………………………….. 9
Православие и биоэтика………………………………………………...10
Этическое и биологическое в биоэтике………………………………..12
Современные проблемы биоэтики……………………………………..13
Международные и национальные комитеты по биоэтике……………15
Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Биосфера.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

     Экологическая проблема имеет общечеловеческий статус – этим и определяются международный  характер ее решения. Затрагивая в большей или меньшей степени большинство стран мирового сообщества, экологическая проблема требует реализация сочетания национальных, региональных и международных программ рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

     Экологизация  создает условия для выхода на уровень специального экологического образования и просвещения.

     В развитых странах реализация процессов  подобного рода началась в начале 70-х гг. опросы общественного мнения в 90-х гг. показывают, что значительная часть населения считает экологическую проблему приоритетной, - это свидетельствует об эффективности соответствующего образовательного процесса.

      Биосфера  и ее живые объекты находятся в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, жизнедеятельность развивающихся видов определяет особенности биосферы, с другой стороны, именно структура биосферы обусловливает возможность выживания и развития отдельных видов и популяций.

      Органический  мир планеты существует в форме  биотического круговорота, который  обеспечивает непрерывность процессов в биосфере. Особенно велика роль в биотическом круговороте микроорганизмов, способствующих разложению органических веществ на минеральные слои и простейшие органические соединения.

      Развитие  биосферы осуществляется как разрешение противоречия между безграничной способностью к воспроизводству, свойственной живым организмам, и ограниченностью природно-ресурсного потенциала биосферы в конкретном пространственно-временном интервале. Это противоречие разрешается в процессе использования новых веществ, источников энергии и новой информации. При этом наследственная изменчивость является необходимой предпосылкой развития, а естественный отбор – механизмом закрепления новой информации.

      Живой организм не может существовать в  биосфере лишь на основе внутренних циклов саморегуляции. Для его существования необходим обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой – это важнейшее отличие живого организма от неживого, который поддерживает свою упорядоченность за счет минимума свободной внутренней энергии.

      Организмы развиваются под воздействием внешних  условий, постоянно изменяющихся в  пространстве и во времени, и приспосабливаются  к ним.

      С одной стороны, организм и среда  едины, а с другой – противоположны.

      Биосфера  в целом исключительно устойчива. Несмотря на радикальные изменения «лика Земли»: жизнь не только не прекратилась, а, напротив, устойчивость биосферы повысилась.

      И лишь появление человека создало  предпосылки к нарушению исторически  сложившейся устойчивости биосферы, равновесия ее подсистем 
 

    1. Принцип благоговения перед жизнью.
 

     Жизнь человека, рассматриваемая как биологическое, социальное, личностное существование, является возможностью (в известной  степени - случайностью), предоставляемой  каждому фактом рождения, возможностью пройти свой путь, реализовать человеческий потенциал, исполнить долг, оставить след в области своей профессиональной деятельности или просто в памяти людей, живущих рядом. Каждый имеет возможность прожить свой срок так, чтобы память о нем жила после него и была бы доброй и светлой.

     Этика благоговения перед жизнью - направление, которое возникло в XX в. и связано  с именем величайшего гуманиста  современности - Альберта Швейцера (1875-1965).

     Основополагающий принцип оригинальной этической концепции Швейцера - благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущих. Духовная жизнь, по мнению Швейцера, идет нам навстречу в природном бытии. Благоговение перед жизнью относится и к природным, и к духовным явлениям, преклонение перед естественной жизнью необходимо влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.

     Объектом  нравственного отношения для  Швейцера становится любая жизнь - человека, природы, животного мира, микроорганизмов. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни.

     Этика благоговения перед жизнью в большей степени практика, чем теория, она имеет четко выраженную ориентацию на активное целенаправленное действие, целью которого является сохранение всех существующих форм жизни, самоотверженное служение человеку.

     Весь  круг вопросов, касающихся этических  аспектов отношения к живым существам, может быть назван биоэтикой. Название это новое, но многие из затрагиваемых ею проблем обсуждались еще в древнем мире: этико-педагогические проблемы – можно ли по отношению к живым существам соблюдать правовые обязательства в условиях, когда животные не могут заключать с нами договоров, т.е. могут ли живые существа быть равноправны с человеком в юридическом смысле; ценностные проблемы – могут ли живые существа рассматриваться как равноценные с людьми. В Древней Греции велась полемика по этим вопросам, а среди мнений встречались не только противоположные, но и промежуточные. Живые существа признавались равноправными, но не равноценными, или равноценными, но не равноправными.

     Современные исследования в области этологии неопровержимо доказывают, что животных нельзя считать механизмами, как  полагал Декарт. Они чувствуют, как  люди, и это не может не иметь  значения для экспериментов, которые  проводятся в научных целях. Значит все эксперименты, в которых животным причиняется боль, безнравственны? Но ведь большинство лекарств апробированы в экспериментах над животными. По-видимому, нельзя полностью избежать зла в отношениях с природой и считать себя безгрешными.

     Экспериментирование над животными есть современная форма жертвоприношений во имя интересов человека, а сетования о гибели природы напоминают извинения древних охотников перед убийством зверя. С нравственной точки зрения вопрос остается таким же, как и тысячи лет назад: допустимо ли убийство и при каких обстоятельствах?

     Единственное  рациональное основание экспериментов  над животными, идущее от Аристотеля через Фому Аквинского представление  о том, что человек высшее по сравнению  с другими земными видами существо. Но это именно рациональное основание, а не оправдание, потому что истина вязана со справедливостью, т.е. заключает в себе нравственное начало,  а никакое причинение вреда другим существам не может быть нравственным.

     Появление новой науки – биоэтики, помимо традиционных, вызвано новыми проблемами, связанными, скажем, с истреблением не только отдельных представителей, но целых видов животных и растений. 

    1. Принцип единства этики и жизни.
 

     Для начала рассмотрим основополагающие понятия  этого принципа: «жизнь» и «этика».

     Этика – это философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе.

     Жизнь – это особая форма существования  материи.

     Жизнь человека, рассматриваемая как биологическое, социальное, личностное существование, является, предоставляемой каждому  фактом рождения, возможностью пройти свой путь, реализовать человеческий потенциал, исполнить долг, оставить след в области своей профессиональной деятельности или просто в памяти людей, живущих рядом. Каждый имеет возможность прожить свой срок так, чтобы память о нем жила после него и была бы доброй и светлой.

     А что же такое мораль? Мораль –  это совокупность принципов и  норм поведения людей по отношению  друг к другу и к обществу.

     Биоэтика - это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода. Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано с самой сутью и назначением морали вообще.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Православие и биоэтика.
 

     Могут ли быть найдены ответы на биоэтические проблемы в рамках христианского  понимания человека?

     Православное  богословие полагает, что биомедицинские технологии не столько ставят новые, сколько усиливает и обостряет  традиционные моральные проблемы.

     Современные представители католицизма, протестантизма, а также иудаизма, ислама, буддизма активно включались в работу по выработке рекомендаций по вопросам биоэтики. В 1992 году российская общественность ознакомилась с первыми результатами этой работы – книгой «Медицина и права человека», сборником норм и правил международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской буддийской морали. Отсутствовали рекомендации православного богословия. Это объяснялось колоссальными внутренними проблемами Русской Православной Церкви, а также связывалось с традиционным консерватизмом православия, его недостаточной прогрессивностью, неспособностью включиться в диалог и процесс модернизации.

     Этика православия – в первую очередь  этика «сердца». Она ориентирована  на длительный, устойчивый тип поведения, определяемый не столько советами и доводами, сколько естественными склонностями – стыдом, жалостью, совестью, благоговением.

     Русская Православная Церковь не стремится создать специальную концепцию «христианской биоэтики». В этом заключается одно из отличий православного вероучения, за это Православная Церковь не раз становилась объектом критики. Нельзя при этом не учитывать, что такая критика осуществляется естественным человеческим умом.

     Религиозное сознание непосредственно указывает человеку только на действительную цель его существования в мире, а человек невольно подменяет эту действительную цель такими целями жизни, которые необходимо являются желательными для него по условиям его существования в мире. Эта подмена является источником формирования "юридического" отношения с Богом. В рамках юридического отношения Бог выступает прежде всего судьей человеку, нарушившему заповеди, но не как источник человеческих стремлений к божественному совершенству. Согласно православной традиции Воля Божия не в том, чтобы судить человека по предписанным инструкциям, а в том, "чтобы человек был совершенен".Человеку нужно не прощение вины, не договор с Богом, который давал бы надежду на подобное прощение, а ...преображение собственной природы по образу Бога, достижение совершенства.

      Нравственность  Православия в первую очередь  нравственность "сердца" ("блюдение сердца" и "сведение ума в сердце"). Для нее характерно длительное, устойчивое поведение, определяемое не столько советами и доводами, сколько естественными склонностями души стыдом, жалостью, совестью, благоговением. Поэтому, осмысливая биомедицинские технологии и "новый опыт" моральных отношений, Православие определяет основную онтологическую ориентацию.

     В христианстве происходит переоценка жизни: жизнь не временное индивидуальное состояние, а явление вечное.

     Проблема  жизни и смерти основная проблема христианского сознания, решение  которой определяет Воскресение  Христово. Врачевание как вид человеческой деятельности определяется торжеством жизни над смертью. Основная задача врачевания, как ее очень точно сформулировал митрополит Антоний Сурожский, "оберегать жизнь".

     Общим знаменателем всех рассмотренных выше вопросов является забота и огромное внимание Церкви к человеческой жизни как к дару Божьему. Православие стремится рассматривать эти проблемы в рамках христианских традиций: как трансцендентные ценности и отношения. Глубокое уважение к человеческой жизни необходимо, чтобы держать в узде тех, кто пытается посягнуть на нее. Этика православия, таким образом, исповедует трепетное, благоговейное отношение к жизни каждого человека как к божественному дару, который должно охранять и совершенствовать.

     Идеи  православия лежали в основании  этических размышлений таких  русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков и др. Все они стремились укоренить этику в ценностях христианства, прежде всего православия. Они обсуждали многие проблемы теоретической этики – жизнь и смерть, место человека в космосе. Идеи православия задавали фундаментальную систему отсчета этических построений русских философов от космизма этики всеединства до философской антропологии. Идеи православия послужили истоком различных философско-этических концепций.

     Современные иерархии русской православной церкви в отличие от католической далеки от этических проблем биотехнологии и медицины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этическое и биологическое  в биоэтике.
 

    В широком спектре рассуждений  возникает понимание биоэтики как  формы духовно-практической защиты жизни, а сам термин биоэтика – этика жизни – оказался весьма информативным. Он фиксирует как ее родо-видовую принадлежность, так и ее особенности, которые состоят в том, что базовым для биоэтики является понятие биологическое в его широком смысле – как природное, естественное. В этом плане этическое в значительной степени определяется этой же природной закономерностью сохранения и развития жизни.

Информация о работе Концепция биоэтики