Естественнонаучный метод психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Но и надежды Фрейда, и первого поколения его учеников на то, что со временем их учение получит прочное естественнонаучное основание, не оправдались. Открытия последних десятилетий, идет ли речь об этологии, нейрофизиологии, когнитивной психологии, этнологии или социологии явно не стыкуются с доктринальными принципами Фрейда. Попытки соединить психоанализ с академической психологией предпринимались неоднократно, начиная с "эгопсихологии" 30-х г.г. не прекращаются они и поныне, хотя успехи пока незаметны.

Содержание

Введение
4
Глава 1
1.Зарождение психоанализа. Зигмунд Фрейд и его теория
5
2.Развитие психоанализа Фрейда
8
3.Шесть принципов классического психоанализа
10
4 Развитие психоанализа в России
12
5.Теория психоанализа
15
Глава 2
Характеристика естественнонаучной и гуманитарной методологий
18
Естественнонаучная парадигма в применении к науке «Психология»
19
Заключение
21
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Кампания за очищение науки от "скверны троцкизма", искоренение инакомыслия привела к тому, что началось широкое ниспровержение психоанализа в научных учреждениях и в учебных заведениях. Создавались комиссии, подвергавшие переоценке теоретическую и практическую деятельность ученых. В начале 1931г. прошел ряд собраний на кафедре Ака-демии коммунистического воспитания, где осуждались "идеологические ошибки" А. Лурии, Л. Выготского, А. Залкинда и др. ученых, проявивших "недостаточно бдительности" по отношению к психоанализу и фрейдизму. В печати и на научных конференциях все настойчивее звучали призывы к са-мокритике, к публичному отречению от "идеологически неверных взглядов". Ученые, обращавшиеся к осмыслению психоаналитических идей, вынуждены были признаваться в ошибках и грехах, называть психоанализ "биологизаторской, антимарксистской, реакционной" теорией, несовместимой с классовой сущностью процессов развития и классовыми задачами воспитания. Одни раскаивались в некритическом упоминании имени Фрейда, другие вообще отрекались от прежних взглядов, изобличали себя в "политической близорукости".

Указанная кампания завершилась изгнанием психоанализа из отечественной теории и практики. Любое обращение к идеям психоанализа, попытки позитивно применять его начинает с 30-х гг. восприниматься как недозволенное, опасное, политически преследуемое. Эта тенденция сохранялась в нашей стране многие годы. И в результате политической борьбы развитие психоанализа было остановлено на многие годы, а ученые, которые придерживались данной теории подверглись репрессиям.


5.Теория психоанализа

 

Зигмунд Фрейд. З. Фрейд (не только теоретик, но и практик) создал единую и наиболее полную теорию человеческой личности — теорию психоанализа.

Основными методами психоанализа являются:

анализ свободных ассоциаций;

анализ снов и толкование сновидений;

анализ ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Психоанализ основан на двух базовых гипотезах.

Первая гипотеза заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определенную причину. Так, Фрейд доказывал, что содержание сновидений, часто кажущихся не связанными с реальной жизнью, диктуется неосознанными импульсами и желаниями человека.

Вторая базовая гипотеза психоанализа состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные:

проблема творчества — результат сублимации внутреннего конфликта, который переживает человек;

принцип постоянства — принцип, согласно которому психический аппарат стремится поддерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и устойчивом уровне (постоянство достигается, с одной стороны, разрядкой уже имеющейся энергии, с другой — избеганием того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию);

принцип удовольствия — цель психической деятельности в целом — избегать неудовольствия и достигнуть удовольствия;

принцип реальности — принцип регуляции психической жизни, выражающийся в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений и зачастую в отказе от различных способов получения удовольствия (влечения Я подчиняются принципу реальности).

Согласно психоаналитической теории, структура личности человека состоит из следующих компонентов: Оно, Я и Сверх-Я.

Оно является источником психической энергии и стремится к непосредственному удовлетворению первичных потребностей.

Сверх-Я представляет усвоенные личностью в течение жизни социальные или личностные нормы и задает этические рамки поведения.

Я — ядро личности, находится посредине между требованиями Оно и моралистическими запретами Сверх-Я. Значение компонента Я состоит для личности в том, что она стремится к примирению вечного конфликта.

Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, которая, в свою очередь, проявляется в поведении.

Я вырабатывает также средства защиты психики от разрушающего действия внутреннего конфликта, это особые формы бессознательной активности, способы психологической защиты:

регрессия — возврат в детство;

рационализация — использование только желаемой информации;

вытеснение — сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения;

сублимация — переключение инстинктивной энергии на процесс творчества.

Альфред Адлер. Он был учеником Фрейда, сначала его сторонником, но впоследствии резко порвал с ним. А. Адлер выходит на социальный уровень и вводит понятия «социальное чувство» и «воля к властвованию», полагая, что главным движущим мотивом человека является борьба за превосходство.

Главная цель жизни, согласно его взглядам, состоит в том, чтобы преодолеть чувство неполноценности, внедренное в нас в детстве.

Новорожденный полностью зависит от окружения в отношении удовлетворения своих физических потребностей. В течение долгих месяцев он не способен самостоятельно передвигаться, прокормить или защитить себя. От того, какой ответ он получает на свои физические потребности, зависит, какие социальные установки, личностные тенденции у него сформируются.

Эрих Фромм. Э. Фромм — один из создателей гуманистического психоанализа — утверждает, что суть личности хороша, но ее могут портить внешние условия. Он считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую в момент его рождения — физического отторжения от тела матери — и страх одиночества.

Бегство от свободы или неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром является, по мнению Фромма, одним из основных мотивов поведения человека.

Главное — научиться любить себя, через эти ощущения человек придет к любви окружающего мира и людей. Только полюбив себя, можно полюбить кого-либо.

Существует конфликт двух начал: жизни и смерти. Жизнь — биофилия, некрофилия — разрушение. Некрофил уходит в мир вещей, механизмов; вывести можно только через приобщение к радостям жизни.

Карен Хорни. К. Хорни (представитель неофрейдизма) также возражала против биологизации подхода к человеческой личности.

С ее точки зрения детские страхи коренятся во взаимоотношениях детей и родителей и порождают так называемую базальную тревогу. Часто родители, стремясь обеспечить детям приемлемое (с точки зрения современного общества) будущее, заставляют их делать то, что совершенно не соответствует устройству их внутреннего мира. Испытывая продолжительный прессинг, дети не ощущают себя любимыми, особенно если не оправдывают родительских надежд.

Исследователь женской психологии, она отрицала зависимость женщины от мужского сексуального начала. Функции мужчины и женщины различны: женщина — хранительница очага. Хорни исследовала значение семьи в современном обществе.

Карл Густав Юнг. К. Юнг был учеником Фрейда, а затем создал собственную теорию бессознательного. Он выделяет индивидуальное и коллективное бессознательное, структурирует его, исследует понятие «архетип» и выделяет 16 архетипов (отец, мать, ребенок, правитель и др.).

Итак, теория психоанализа может помочь менеджеру понять поведение других людей (а также свое собственное) в самом общем плане. Он узнает, что поведение не всегда бывает логичным и разумным, что его не всегда можно объяснить в строгих и точных терминах, что люди не всегда понимают свои импульсы и желания и с трудом могут объяснить причины тех или иных поступков. Менеджеру также следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы, учиться их находить.

Кроме того, менеджеру следует учитывать, что люди живут и работают так, чтобы их жизнь и работа была безопасной и надежной, поэтому они сознательно или неосознанно игнорируют некоторые факты, не признают некоторых ощущений, дают не вполне правдивые разъяснения.

Тот, кто вынесет из знакомства с этой теорией более широкое и более реальное представление о людях и их поведении, сможет эффективнее общаться и работать с окружающими.

Некоторые механизмы разрешения внутренних психологических напряжений:

1) сублимация — процесс преобразования психической энергии в другие виды деятельности;

2) проекция — неосознанное перенесение собственных увлечений, движений, поступков другому лицу;

3) рационализация — рациональное объяснение чувств, поступков, даже когда они иррациональны;

4) вытеснение — перемещение внутрь в «бессознательное»;

5) регрессия — уход на примитивные уровни мышления;

6) фиксация поведения — попытки разрешить новую задачу с помощью прошлых методов.

 


Характеристика естественнонаучной и гуманитарной методологий

 

Естественнонаучная методология - это тоже не догма, а свод рекомендаций, на которые довольно часто кладут, мало ли чтоли нефальсифицируемых теорий, признаваемых научным сообществом.

Естественнонаучная методология получила развитие в трудах философов английской гносеологической школы, а именно Бэкона, Гоббса, Локка, Юма. Эта методология ставила в основу научного знания опыт, результаты наблюдений. В рамках неѐ было привлечено внимание к субъективным процессам осмысления результатов опытов, наблюдений, экспериментов. В рамках диалектического материализма субъективные мнения и оценки объективизировались, а в рамках модельного мышления, плюрализма мнений нивелировались субъективные оценки и действительно научные знания. Как одна, так и другая методология не позволяли вычленить из потока субъективизма науку, позволяющую ориентироваться в окружающем мире, в частности при построении и модернизации общественного устройства, экономики.

Гуманитарная методология - это наиболее адекватная для изучения целостных, сложноорганизованных, взаимно опосредованных форм социального и человеческого бытия система принципов, требований и приемов, основополагающими элементами которой являются принцип диалогичности и установка на понимание социокультурных и личностных значений и смыслов.

Гуманитарная методология определяет в качестве предмета изучения проявления единичного, уникального, личностного.

Личностная центрация в гуманитарном подходе – это особое понимание того, что есть личность. Это и человек, способный выработать отношение к миру, т.е. занять определённую позицию (теория личности С.Л. Рубинштейна). Это и детерминация личностного начала понятием смысла, т.е. придание личностного смысла любому объекту (теория А.Н. Леонтьева). Это, наконец, «специфические функции личности» (В.В. Сериков), которые выражаются:

- в обеспечении человеку самодетерминации, индивидуальной точки зрения, неповторимости;

- в обеспечении внутренней целостности человека, единого внутреннего смысла;

- в обеспечении ответственности, т.е. возможности человека выбирать жизненный путь и отвечать за совершенные поступки.

Гуманитарная методология предполагает исследование в большей мере личностных смыслов и значений, которые возникают при взаимодействии с различными объектами и явлениями.

 

 


Естественнонаучная парадигма в применении к науке «Психология»

 

Человек – существо, живущее в разных реальностях, действующее в разных реальностях, тот объект мироздания, в котором Реальности взаимодействуют, влияя друг на друга. То, что мы описали как е.-н. парадигму, адаптированную к изучению психики человека, на самом деле лишь часть стоящей перед исследователем задачи. Полная схема подхода к изучению человека будет содержать три раздела:

1.ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ Е.-Н. ПАРАДИГМЫ ДЛЯ Р. МАТЕРИАЛЬНОЙ.

2.ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ Е.-Н. ПАРАДИГМЫ ДЛЯ Р. ПСИХИЧЕСКОЙ.

3.ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕСТВИЯ ДВУХ РЕАЛЬНОСТЕЙ В ЧЕЛОВЕКЕ.

 

 

 

 

 

Отдельно встает вопрос изучения взаимодействия двух Реальностей. По сути, предстоит выработать парадигму для изучения взаимодействия двух различных Реальностей. Наверняка этот процесс будет не быстрым. Сейчас же мы хотим предложить только отдельные правила:

1.Явления одной реальности привлекаются в качестве объясняющих оснований для явлений другой реальности, только в том случае, если не удается найти объясняющие основания в рамках одной реальности с объясняемым явлением, и если удается опытным путем показать взаимосвязанность явлений из разных реальностей.

2.Явления одной реальности можно связать с явлениями другой реальности, но нельзя на основании явлений одной реальности вводить новые понятия, теоретические конструкты, принадлежащие другой реальности.

Информация о работе Естественнонаучный метод психоанализа