Естественнонаучный метод психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Но и надежды Фрейда, и первого поколения его учеников на то, что со временем их учение получит прочное естественнонаучное основание, не оправдались. Открытия последних десятилетий, идет ли речь об этологии, нейрофизиологии, когнитивной психологии, этнологии или социологии явно не стыкуются с доктринальными принципами Фрейда. Попытки соединить психоанализ с академической психологией предпринимались неоднократно, начиная с "эгопсихологии" 30-х г.г. не прекращаются они и поныне, хотя успехи пока незаметны.

Содержание

Введение
4
Глава 1
1.Зарождение психоанализа. Зигмунд Фрейд и его теория
5
2.Развитие психоанализа Фрейда
8
3.Шесть принципов классического психоанализа
10
4 Развитие психоанализа в России
12
5.Теория психоанализа
15
Глава 2
Характеристика естественнонаучной и гуманитарной методологий
18
Естественнонаучная парадигма в применении к науке «Психология»
19
Заключение
21
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за «кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством последователей работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».


2.Развитие психоанализа Фрейда

 

Развитие психоанализа Фрейда характеризовалось наличием трех основных этапов:

1) клинического (1896 — 1905), когда психоанализ был преимущественно новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями;

2) психологического (1905 — 1913), когда психоанализ постепенно трансформировался главным образом в психоаналитическое учение о человеке;

3) философского (1913 — 1939), когда психоанализ обрел статус философско-психологического учения о человеке, культуре и обществе.

Согласно установившейся традиции, многочисленные учения, теории, направления и школы, созданные последователями 3. Фрейда в совокупности, в общем обозначаются как постфрейдистские (т. е. связанные с психоаналитическими идеями 3. Фрейда, но созданные после его классического психоанализа). Психоанализ 3. Фрейда и большинство постфрейдистских учений обладают однотипной структурой. В качестве основных элементов ее обычно выделяют:

1) теоретический (философско-психологический) психоанализ;

2) прикладной психоанализ (психоанализ отдельных областей человеческой жизнедеятельности);

3) клинический (медицинский) психоанализ как одну из областей современной психотерапии.

Опираясь на известный факт ассоциативной природы человеческого мышления, 3. Фрейд в 1896 г. изобрел и использовал в целях проникновения в бессознательные пласты психики, диагностики и врачевания метод свободных ассоциаций, который стал первым методом психоанализа и фактом, обозначившим его создание. С этого времени на протяжении более 40 лет, преодолевая многочисленные профессиональные и жизненные трудности, 3. Фрейд развивал свои идеи и постепенно распространял их на разные сферы жизни людей, в том числе формально далекие от его профессиональных интересов как врача. В конечном счете он создал сложное философско-психологическое учение, состоящее из нескольких десятков различных теорий и гипотез, обладающих разной степенью общности и достоверности.

Одним из основных и принципиально важных моментов психоаналитического учения 3. Фрейда стало новое понимание природы и сущности человека. Зачастую неправомерно распространяя выводы из своей клинической практики на человечество в целом, 3. Фрейд утверждал, что основу всей человеческой жизнедеятельности составляют различные биопсихические стереотипы деятельности (инстинкты, влечения, желания, комплексы, принципы и т. д.). Он считал, что фундамент жизни человека составляют «двигатели прогресса», выступающие в виде двух вечных противоборствующих инстинктивных космических сил: Эроса (от греч. Eros — «любовь»), являющегося одновременно инстинктом сексуальности, жизни, самосохранения, и Танатоса (от греч. Thanatos — «смерть»), являющегося одновременно инстинктом смерти, агрессии и деструкции (разрушения, разрушительности). Настаивая на изначальной, неизбывной противоречивости и внутренней конфликтности человека, 3. Фрейд придавал особое значение комплексам (от лат. complexus — «связь, сочетание») — группам наследуемых неосознаваемых эмоциональных представлений, в зависимости от функционирования и переживания которых формируется психика человека. При этом особое значение он приписывал комплексам Эдипа (неосознаваемое эротическое стремление мальчика к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу) и кастрации (страх мальчиков лишиться пениса и зависть девочек по отношению к мальчикам). Основными принципами психической жизни 3. Фрейд считал принцип постоянства (энергетическое функционирование психики на относительно постоянном уровне), принцип удовольствия (ориентирующий на неосознаваемое получение удовольствия), принцип реальности (частично выступающий как своеобразный противовес удовольствию). По мысли 3. Фрейда, основная тенденция формирования психики нормального человека — замещение принципа удовольствия принципом реальности. Справедливо придавая особое значение проблемам внутрипсихической информации и энергии, 3. Фрейд пришел к заключению, что движущей силой психики, поведения и жизни вообще выступает либидо (от лат. libido — «желание, влечение, стремление») — энергия сексуального влечения. По мысли 3. Фрейда, благодаря механизму сублимации, обеспечивающему преобразование и регуляцию либидо, эта сексуальная энергия проявляется в очень широком диапазоне (от элементарных физиологических актов до высших творческих порывов и достижений). Отмечая и демонстрируя важную роль в организации поведения людей страха смерти и чувства вины, 3. Фрейд обратил особое внимание на амбивалентную (двойственную) природу всех человеческих чувств. Согласно 3. Фрейду, стопроцентно чистых чувств не бывает, и каждое чувство человека в силу своей двойственной природы всегда несет в себе какой-то противоположный элемент (чувство любви непременно содержит в себе какой-то элемент ненависти, а чувство страха — элемент бесстрашия). Предложенное 3. Фрейдом понимание природы и сущности человека представляло людей как существ изначально противоречивых, сексуальных и конфликтных.

 


3.Шесть принципов классического психоанализа

 

Теорию Зигмунда Фрейда называют классической. Понятие "классический" можно определить двояко:

Теорию, метод, совокупность представлений можно назвать классическими, если новые разработки и модификации сузили область ее валидности;

Каждая форма или система обозначается термином "классическая", если по сравнению с последующими изменениями или более радикальными ответвлениями, она продолжает быть достоверной и валидной.

Термин "классическая техника лечения" принадлежит не Фрейду. Он впервые был употреблен тогда, когда возникли первые модификации психоанализа Фрейда. Ш. Ференци стал обращать внимание в терапевтическом процессе не на воспоминание, а на переживание. При этом, как считалось, неудовлетворительные предпочтения, которые отдавались в терапии воспоминаниям и интеллектуальным реконструкциям, в 20-х г. ХХ в. стали именоваться термином "классический".

Коротко остановимся на классической теории драйвов Фрейда. Рассмотрим "психическое событие" в теории Фрейда с шести точек зрения: топографической, динамической, экономической, генетической, структурной и адаптивной.

Топографический подход (от греч. topos - место, личность; grapho - пищу) - анализ психологического пространства и взаимного расположения его частей. Этот подход определил место бессознательного, "глубинных" процессов в области психического. Бессознательное находится под влиянием "первичных" процессов - алогичных, стихийных, непосредственных, здесь нет места чувству времени, порядку, логике. Для них характерна концентрация (сгущение) и перемещение (смещение). Сознательное управляется вторичными процессами - мышление, рассуждение, внимание, контролируемое действие. Слова "первичный" и "вторичный" предполагают временной или генетический смысл, представляют собой два способа функционирования психического. Для бессознательного характерно стремление к разрядке и принцип удовольствия, для сознательного - накопление энергии, бегство от внешних возбуждений, принцип реальности.

Динамический подход предполагает, что ментальные феномены - результат взаимодействия сил, которые являются конкурирующими, находятся в обоюдной оппозиции. Этот подход позволяет выделить такие проблемы, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты. Формирование симптомов, амбивалентность и переопределение - примеры динамик. Здесь обсуждаются проблемы первичности инстинктов (влечений), функции защит, проблемы замещения, переноса и контрпереноса.

Экономический подход имеет отношение к распределению, преобразованию и учету психической энергии. На нем базируются такие концепции, как связывание, нейтрализация, сексуализация, агрессивность и сублимация. Экономика - попытка проследить все превращения отдельных количеств возбуждения и подойти хотя бы к относительной оценке их величины. Конкретными проявлениями экономики являются - навязчивость невротического симптома, нарушение сексуальной разрядки или, наоборот, высвобождение "зажатых" аффектов (отреагирование), отделение представления от первоначально связанного с ним аффекта и др.

Генетический подход рассматривает происхождение и развитие психических феноменов. С этой точки зрения, человек проходит через последовательные фазы психосексуального, или либидинального, развития ("либидо" по латыни - желание, термин заимствован Фрейдом у А. Молля). Либидо трактуется им как "количественная (хотя в данный момент недоступная измерению) сторона энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь". Сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, а либидо - психический аспект или "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни, поэтому развитие определяется тем, в каком месте на данной стадии происходит телесное напряжение.

Структурный подход предполагает, что психический аппарат может быть разделен на несколько устойчивых функциональных единиц. В работе "Я и Оно" Фрейд описывает три инстанции психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я.

Адаптивный подход применим к проблеме взаимосвязи между побуждением и объектом, т.е. достижением цели получения удовольствия путем нахождения объекта. Чаще всего в концепции Фрейда обсуждается идея поиска объекта любви или ненависти, поскольку именно эти два влечения - Эрос и Танатос считаются главными человеческими потребностями.

Теория Фрейда подвергалась серьезной критике. В частности, обсуждались проблемы несоответствия теории и практики психоанализа, неадекватности применения биологических принципов для объяснения психического, акцентирования бессознательных процессов и недооценки психосоциальных и социокультурных явлений. Серьезным замечанием к теории является подмена научного языка и научной интерпретации, метафорическим языком и обоснованием. Метафоры Фрейда - возбуждение, разрядка, катексис и др. обязаны своим происхождением нейрофизиологии XIX в. Безусловно, метафорический язык является неотъемлемой частью любой теории, однако было бы неправомерно подменять им научное объяснение и обоснование.


4. Развитие психоанализа в России

 

В условиях острой идеологической чистки, естественно, не имели ни малейшего шанса выжить и те направления психологической науки, которые дерзнули заявить о своих претензиях на теоретическое лидерство в науке. Яркий пример тому - судьба фрейдизма.

Еще до революции 1917г. психоанализ привлек к себе внимание русских исследователей, которые применяли метод и популяризировали теорию Фрейда. После революции психоанализ продолжал развиваться в России 20-х гг., как ни в одной другой стране мира, работы Фрейда и других психоаналитиков интенсивно переводились и издавались. Психоаналитическое учение нашло сторонников в среде медиков, педагогов, литературоведов. Идеи Фрейда осмыслялись учеными, философами и психологами. Психоанализ включился в решение общегосударственной задачи воспитания ребенка. Возможность применения психоаналитического метода к детям обсуждалась на коллегиях Народного комиссариата просвещения и Главнауки. В мае 1918 г. был учрежден "Институт ребенка", задачей которого являлось всестороннее изучение и распространение знаний о природе ребенка и его воспитании в дошкольном возрасте. В работе института важное место отводилось психологической лаборатории. В Петрограде психоаналитическая проблематика разрабатывалась в Институте по изучению мозга под руководством В.М.Бехтерева. Здесь в качестве ассистента работала Татьяна Розенталь, одна из первых русских психоаналитиков, читавшая курс лекций "Психоанализ и педагогика" и осуществлявшая лечебную и исследовательскую работу.

В 20-е годы психоанализ так же как и другие направления психологии подвергся критическому пересмотру и теоретическому осмыслению с позиций марксистской философии. Многие ученые были втянуты в дискуссию о соответствии психоанализа марксизму. П. Блонский, В. Гаккебуш, Л. Выготский, В. Волошинов, И. Сапир, Б. Быховский, М. Рейснер, А. Варьяш, А. Деборин, А. Лурия, А. Залкинд, Б. Фридман, Н. Карев, В. Юринец и др. на страницах научных и партийных изданий давали очень разные оценки психоанализу. В это время по аналогии с марксизмом начинает широко использоваться термин "фрейдизм", которым стали называть учение Фрейда.

Лурия считал, что в понимании природы и механизмов влечений учение Фрейда имеет точки соприкосновения с теорией условных рефлексов. Психоаналитический подход к проблеме личности сводится к изучению раздражений, воздействующих на организм и реакций организма на эти раздражения. Выделяются два вида раздражений: внешние, идущие от био-логической и социальной среды, и внутренние - от физиологических процессов организма. Особое внимание придается второй группе малоизученных внутренних раздражений, называемых влечениями. Лурия подчеркивает, что влечения рассматриваются Фрейдом в строго монистическом аспекте, т. к. они включают в себя явления чисто соматического, нервного раздражения, внутренней секреции с ее химизмом, и не несут на себе психологического отпечатка. Отсюда делается вывод, что вместе с реактологией и рефлексологией человека психоанализ, исследующий психические явления в плоскости учения об органических процессах, происходящих в целостном организме, закладывает "твердый фундамент психологии материалистического монизма".

А. Залкинд считал, что возможна "глубочайшая марксистская революция внутри психофизиологии", основанная на новейших завоеваниях физиологии, связанных с учением о рефлексах, и психоаналитических воззрениях: "Помимо и против воли самих авторов этих научных открытий, вряд ли ожидавших такого их применения, марксисты обязаны немедленно заняться социологизированием психофизиологии". Большое внимание он уделял вопросам полового воспитания. Ряд его статей по теме "классового подхода к половому вопросу" вызвал живой интерес и критику в партийной печати. Попытка разработать новую марксистскую модель полового поведения отражала признание детерминирующего влияния "нового содержания среды" на психофизиологию индивида. "Октябрьская революция, - писал Залкинд ,- проделала чрезвычайно сложную ломку в идеологии масс, достаточно сложные сдвиги вызвала она и в их психофи-зиологии. Меняющаяся социальная среда изменяет не только сознание, но и организмы".

Но помимо научной критики существовала еще и партийная. Поводом к ней стало признание позитивной методологической роли психоанализа и сближение его с социальной доктриной марксизма.

Например, А.Варьяш предложил в качестве методологической основы историко-философских исследований наряду с традиционным для марксизма анализом производственных отношений проводить также "подробный анализ обрабатывающих функций психической деятельности человека", обращаясь при этом к психоанализу. Он обосновывал возможность толкования положения психоанализа в понятиях марксизма, а утверждения Энгельса и Маркса - в понятиях Фрейда. При таком соотнесении марксизма и психоанализа последний получал общественно-политическое измерение, начинал претендовать на место марксизма. Вторжение в сферы официальной идеологии не могло быть не замеченным в условиях, когда усиливалась тенденция утверждения моноидеологии. Конечно же, такие допущения сразу же вызвали резкий отпор в партийной печати.

Гонения на науку совпали по времени с падением одного из ведущих политических лидеров Л.Д.Троцкого. Теперь в работах историков науки все чаще подчеркивается тесная связь исчезновения психоанализа из советской психологии с окончанием в СССР политической карьеры Троцкого.

В своих публичных выступлениях и в работах Троцкий часто одобрительно отзывался о психоанализе. Некоторые члены Русского психоаналитического общества были близки к нему, например писатель А. Воронский, дипломат, вице-президент Общества В. Копп. Многие психоаналитики ссылались в своих попытках обосновать значение психоанализа для марксистской психологии на высказывания Троцкого, апеллировали к его авторитету. Эта связь с гонимым политическим лидером сыграла свою роль в изменении отношения к психоанализу.

Информация о работе Естественнонаучный метод психоанализа