Естественнонаучный метод психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание

Но и надежды Фрейда, и первого поколения его учеников на то, что со временем их учение получит прочное естественнонаучное основание, не оправдались. Открытия последних десятилетий, идет ли речь об этологии, нейрофизиологии, когнитивной психологии, этнологии или социологии явно не стыкуются с доктринальными принципами Фрейда. Попытки соединить психоанализ с академической психологией предпринимались неоднократно, начиная с "эгопсихологии" 30-х г.г. не прекращаются они и поныне, хотя успехи пока незаметны.

Содержание

Введение
4
Глава 1
1.Зарождение психоанализа. Зигмунд Фрейд и его теория
5
2.Развитие психоанализа Фрейда
8
3.Шесть принципов классического психоанализа
10
4 Развитие психоанализа в России
12
5.Теория психоанализа
15
Глава 2
Характеристика естественнонаучной и гуманитарной методологий
18
Естественнонаучная парадигма в применении к науке «Психология»
19
Заключение
21
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)


 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский институт гостеприимства»

 

 

 

Факультет менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Концепция современного естествознания»

 

на тему:

«Естественнонаучный метод психоанализа»

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса

заочной формы обучения

группы № 317

Пузановой В.А.

№ зачетной книжки: 88/2010

Руководитель: Барышников

 

 

 

 

 

 

 

Сдана на проверку

(дата, подпись)

Проверена

(дата, подпись)

Оценка по результатам защиты

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


Санкт-Петербург
2010



Содержание:

 

Введение

4

Глава 1

1.Зарождение психоанализа. Зигмунд Фрейд и его теория

5

2.Развитие психоанализа Фрейда

8

3.Шесть принципов классического психоанализа

10

4 Развитие психоанализа в России

12

5.Теория психоанализа

15

Глава 2

Характеристика естественнонаучной и гуманитарной методологий

18

Естественнонаучная парадигма в применении к науке «Психология»

19

Заключение

21

Список литературы

23

 

 

 

 

 


Введение

 

Споры о научном статусе психоанализа длятся уже не одно десятилетие. Сегодня психоаналитикам уже не приходится сталкиваться с обвинителями типа венского тайного советника от медицины Вейгандта, оборвавшего дискуссию о психоанализе словами: "Фрейдовские теории относятся к сфере действий не медицины, но полиции".

Но и надежды Фрейда, и первого поколения его учеников на то, что со временем их учение получит прочное естественнонаучное основание, не оправдались. Открытия последних десятилетий, идет ли речь об этологии, нейрофизиологии, когнитивной психологии, этнологии или социологии явно не стыкуются с доктринальными принципами Фрейда. Попытки соединить психоанализ с академической психологией предпринимались неоднократно, начиная с "эгопсихологии" 30-х г.г. не прекращаются они и поныне, хотя успехи пока незаметны.

Философы науки держатся в основном той линии, которая была намечена Поппером: не отрицая эвристической ценности психоанализа, они отвергают его притязания на научность.

Эта линия критики была намечена первоначально вовсе не "позитивистами", а К. Ясперсом, который еще в "Oбщей психопатологии" (1913) заметил, что в психоанализе так перемешаны процедуры объяснения и герменевтического понимания, натурализм и ментализм, что это выводит психоанализ за пределы и естественных, и гуманитарных наук.

Так называемая, популярность психоанализа сегодня напоминает те древние учения, которые соединяли философскую спекуляцию с той или иной практикой психической саморегуляции.

От того, что йога или дзен-буддизм по своему идейному содержанию очень далеки от бихевиоризма, они ничуть не утрачивают своей привлекательности, причем не только для индийцев или японцев. Йог обнаруживает у себя в практике медитации связанные друг с другом чакры, психоаналитик в Lehra-alyse или его пациент во время лечения находит у себя стадии развития либидо. В ином опыте, чем этот опыт общения аналитика и анализируемого, ничего подобного не явлено. Опыт не сводится ни к эксперименту, ни к технически контролируемому интерсубъективному опыту науки. В психологии область квантифицируемого и научно- объяснимого вообще крайне незначительна.

 


1.Зарождение психоанализа. Зигмунд Фрейд и его теория

 

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

З. Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз.

Смерть отца вызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери, всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобы отца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства и желание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуация напоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убил отца и женился на матери. Так был открыт Эдипов комплекс – основа основ психоанализа.

Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Однако чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов.

В поисках выхода Фрейд обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До него они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Первый импульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие, с тем, чтобы он выполнил его после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, но истиной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением.

Фрейдовская теория складывалась постепенно, как конструктор из кубиков. Для начала он заменил гипноз методом свободной ассоциации. К нему он пришел в ходе психотерапевтических сеансов, столкнувшись однажды с клиенткой, которая протестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своих мыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться в спонтанный рассказ больного. Фрейд использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мыслей своих пациентов, скрытый не только от врача, но ит от них самих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессознательному. Он пытался выяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъектов.

Затем З. Фрейд объявил подавленную сексуальность основной причиной нервных расстройств. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало – либидо. Еще одним кубиком психоанализа стала тенденция к символизации, т.е. подмена реальных действий символами. Теорию дополнили объяснения таких проявлений подсознания, как сновидения, непроизвольные действия (оговорки, описки). Была сформулирована концепция вытеснения, согласно которой неприятные мысли изгоняются из области сознательного в подсознание. Отдельные работы ученый посвятил Эдипову комплексу, инстинктивному влечению человека одновременно к жизни (эрос) и к смерти (танатос).

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное, бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности.

Сознательное – это мысли, которые мы помним, понимаем откуда они появились, можем ими управлять.

Бессознательное – это все остальные психические поцессы того же человека. Подсознательный психический процесс проявляется обычно как противоречие сознательным процесса.

Предсознательное – состояние на грани перехода от бессознательного к сознательному. Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика – сознательная за исключением некоторых мелочей, вроде снов. Фрейд долгие годы боролся с этим убеждением, доказывая, что есть и другая часть психики – бессознательная.

В бессознательном расположена одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержаться врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом доминируют деятельность субъекта. Существуют два врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу внутреннего конфликта.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Вторая структура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в подсознании. Таким образом, мы всегда можеи осознать свое Я.

Третья структура личности – Супер-Эго – не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом его формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для объяснения работы которого и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование.

Информация о работе Естественнонаучный метод психоанализа