Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание

Будучи социальным существом, человек, его организм не может избежать воздействия среды, экологических факторов, влияние общепринятых закономерностей. НТП и социальное развитие привели к качественному изменению содержания процесса биологической адаптации человека к окружающей среде. В прошлом характер патологии определялся патогенными природными воздействиями, сейчас – воздействиями от преобразованной самим же человеком среды обитания, природы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1 Человек: физиология и здоровье………………………………………………….
5
2 Эмоции, творчество, работоспособность………………………………………... 8
2.1 Эмоции………………………………………………………………………….. 8
2.2 Творчество………………………………………………………………………
11
2.3 Работоспособность……………………………………………………………..
12
2.4 Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности……………
13
3 Биоэтика…………………………………………………………………………..
16
4 Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности…………………… 20
Заключение…………………………………………………………………………. 22
Список используемой литературы…

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)
  • 3. Биоэтика
  •        Современная биология имеет своей предшественницей традиционную экологию — биологическую  науку, занимающуюся познанием всего  многообразия взаимосвязей между населяющими  нашу планету животными, растениями и средой обитания. В отличие от животных люди способны строить свои взаимоотношения с окружающей средой не путем приспособления к стихийно складывающемуся равновесию биосферы, а путем организации сознательно создаваемого равновесия биосферы.

              Задача эта гигантски трудная,  особенно если учесть масштабы системы, которой надо управлять. Однако искусство управления состоит в том, чтобы найти достаточно эффективные информационные каналы воздействия на управляемый объект. Такие каналы имеются во всякой самоуправляющей системе. Есть они и в биосфере, но знания о них пока что недостаточны. Если удастся изучить управленческий механизм биосферы, можно будет энергетически минимальным информационным воздействием приводить в нужное человеку направленное движение крупномасштабные процессы окружающей среды. И здесь огромное значение приобретает биоэтика.

              Стихийно люди руководствовались  этическими оценками в своих  отношениях не только друг  с другом, но и с природными  явлениями, особенно с живыми  организмами11.

              Сейчас, когда бережное отношение  к природе начинает приобретать особенно большое значение для жизни людей и успешного развития общества, становится важной разработка эколого-этического аспекта морали как в области теории, так и в практическом поведении людей. Здесь нельзя полагаться на стихийное формирование таких установок в поведении людей, как забота о земле, лесе, чистоте воздуха, растительном и животном мире. Требуется хорошо продуманная и организованная система экологического воспитания людей с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни. Опыт показывает, что небрежное отношение к природе и ее благам коренится не в каких-то объективных обстоятельствах, как, например, недостатке средств, а в элементарном экологическом бескультурье, непонимании сложной взаимосвязанности природных явлений и, в частности, того, что малые ущербы, наносимые природе, постепенно накапливаются из-за многократного их повторения и приводят к резким качественным изменениям среды. Неведение относительно возможности таких качественных скачков и соответствующих отрицательных последствий таит в себе большую опасность.

              Таким образом, экология, начав  с изучения среды, окружающей  живое, пришла к выделению такой  специфической области своего  предмета, как природная среда  общественной жизни, к социальной  экологии. Задача социальной экологии — в целостном изучении природной среды, окружающей общество, и оптимальных форм взаимодействия с этой средой различных видов человеческой деятельности. Важную роль в решении этой задачи играют разработка и практическое применение нормативного аспекта социальной экологии12.

              На экологическое состояние планеты,  отдельного региона или государства  оказывает всестороннее влияние  не только общество в целом,  но и каждый человек в отдельности.  Планета принадлежит всем, и все  мы должны в меру своих возможностей защищать ее от деградации. Что же может сделать каждый человек для улучшения взаимоотношений с окружающей средой? Назовем несколько таких направлений:

           1. Уменьшить использование моющих  средств, являющихся серьезным  источником загрязнения вод, ввиду того, что они содержат значительное количество фосфора.

           2. Выбрасывая пластиковые бутылки  и жестяные консервные банки,  думать о том, что они не  разлагаются естественным путем  в течение многих сотен лет  и проблема утилизации пластиковых  бутылок — одна из важных проблем, стоящих перед экологами всего мира.

           3. Остатки жирной пищи, кофе, чая,  вату не выбрасывать в канализацию,  так как они не только забивают  трубы, но и опасно загрязняют  воду.

           4. Не допускать слива воды без  необходимости. Краны должны быть не только исправными, но и плотно закрытыми. Всегда следует помнить, что запасы питьевой воды не являются неограниченными, потребление ее растет ежедневно.

           5. Избегать употребления различных  аэрозолей для «освежения» помещений,  тела, так как они являются загрязнителями воздуха.

           6. Лучше всего бросить курить. Каждый  курильщик увеличивает загрязнение  воздуха, особенно в закрытых  помещениях, где становится невозможно  дышать.

           7. Необходимо содержать свой автомобиль  в исправном состоянии.

           8. По возможности пользоваться городским транспортом. На личном то лучше не ездить в часы «пик».

           9. Применять неэтилированный бензин, так как он гораздо меньше  загрязняет воздух, чем высокооктановый.

           10. Не прибегать к звуковым сигналам  в населенных пунктах.

           11. Разумно использовать электроэнергию. Выключать осветительные и другие электроприборы, которые в данный момент не нужны.

           12. Ежедневно и как можно больше  ходить пешком. Это благоприятно  воздействует на здоровье.

           13. Сажать деревья и ухаживать  за ними. Они обогащают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, нейтрализуют шум.

           14. Читать этикетки на пищевых  продуктах. Особенно помнить о  сроке годности продуктов. Обращать  внимание на индексы консервантов, применяемых в этих пищевых  продуктах. Консерванты, вызывающие  злокачественные опухоли: Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213-217, Е240, ЕЗЗО, Е477. Консерванты, вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта: Е221—226, Е320— 322, Е338-341, Е407, Е450, Е461-466. Консерванты, вызывающие аллергию: Е230-232, Е239, Е311—313. Консерванты, вызывающие болезни печени н почек: Е171— 173, Е320—322. Кола и маргарины, производимые в Голландии и Германии, консервированы ракообразующим эмульгатором (консервантом), обозначенным на упаковке ЕЗЗО. Сейчас, когда в нашу страну устремился мощный поток дешевых на Западе продуктов, закупаемых не всегда компетентными в этой области предпринимателями, надо быть особенно внимательным к своему здоровью и думать о последствиях, так как то, что выпускается для пользования внутри высокоразвитых стран, содержит совершенно другие консерванты13.

              Сегодня нам еще под силу  найти компромисс между своими  устремлениями и возможностями  природы. Принимается немало мер  по урегулированию взаимоотношений  человека с природой. Многое уже разработано в этом направлении. В развитых странах, где экономика подчинена рыночным отношениям, интенсивно развиваются энергосберегающие технологии. Это позволяет сжигать меньше топлива, а значит, меньше углерода выбрасывать в атмосферу.

              Разрабатываются варианты борьбы с «парниковым эффектом». Традиционные методы его предотвращения заключаются в использовании таких видов энергии, которые исключают сжигание минерального топлива. Есть водоросли, которые поглощают большое количество двуокиси углерода, и кое-кто из ученых предлагает культивировать эти водоросли для уменьшения «парникового эффекта».

              Ученые рекомендуют также массовые  лесопосадки, чтобы затормозить  повышение температуры на поверхности  Земли.

              Разум подсказывает, что необходимо как можно скорее прекратить дальнейшее разрушение природы, приступить к ее восстановлению в масштабах всей планеты. Пока еще понимание того, что от взаимодействия людей с природой зависит их жизнь, не стало всеобщим. Это отчасти объясняется тем, что большинство землян не имеет информации о состоянии нашей планеты в целом и мало кто задумывается о том, как он лично воздействует на всю экологическую систему.

              Для защиты природы в глобальном  масштабе предполагается создать  международные законы природопользования, обязательны для всех стран. А значит, потребуется создать международный законодательный орган. Для взаимодействия людей с природой предстоит разработать целую систему налогов и штрафов. И, конечно же, создать систему оперативного контроля. В настоящее время поиск путей решения этих проблем ведется на государственном и международном уровнях.

    4. Биосфера и человек  — самоорганизующиеся  целостности

              Подобно тому, как биосфера —  самоорганизующаяся целостность,  пришло время и человека изучать  как единое целое. Еще в прошлом веке известный русский физиолог И.М. Сеченов говорил, что понять человека можно только в его единстве — плоти, духа и природы, частью которой он является. И будущее науки лежит на пути объединения этих начал.

              Десятком лет позже К. Маркс сказал: «В будущем все науки о природе и обществе должны слиться в единую науку — о Человеке».

              Надо изучать не отдельные  особенности и свойства, а человека  как сложную систему, как естественный  элемент общества. Связать свойства  общества и человека, понять свойства общества через свойства человека и обратно: понять свойства человека, его поведение, поступки, выводя их из свойств общества, — цели современной науки.

              Общие черты мирового эволюционного  процесса и место человека  в нем приводят Нас к пониманию ноосферы как одного из возможных будущих состояний верхних оболочек Земли. Трудности, порожденные развитием цивилизации и растущая деградация окружающей среды, ухудшение условий жизни людей порождает желание действовать, искать новые концепции общественного развития. Необходима целостная, всеобъемлющая концепция того, что мы называем местом Человека во Вселенной14.

              Представление человека о мире  и его месте в нем, о единой  картине мира является одним  из важнейших элементов мировоззрения  человека. Этот философский вопрос оборачивается самой что ни есть прагматичной проблемой — проблемой выбора человеческой деятельности. Она затрагивает глубочайшие тайны человеческой души. Например, каким образом у людей формируется представление о том, что хорошо, а что — плохо? Ведь именно такие критерии в конечном счете и определяют тот выбор поведения, который предстоит сделать человеку. Видение будущего требует понимания прошлого — это общая познавательная позиция.

              Вместе с Разумом в Природе  родился новый феномен — Человек с его непредсказуемым поведением, игрой страстей, иррациональностью многих реакций, что говорит об очень сложном духовном мире, который присущ и каждому человеку в отдельности и группам людей и обществу в целом.

           Заключение

           Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. У каждого человека есть свои резервы здоровья. То есть здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

           Во-вторых, изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

           Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

           1. Творить может любой человек,  который имеет определенные знания, 
    владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой.

           2. Человек творит неосознанно. Он  – гений природы.

           Таким образом, творчество – это создание на основе того, чего еще не 
    было. С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. 
    Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения позволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.

           В-третьих, труд – это процесс, совершающийся  между человеком и природой, в  котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Можно выделить следующие стадии работоспособности:

    Информация о работе Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы