Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание

Будучи социальным существом, человек, его организм не может избежать воздействия среды, экологических факторов, влияние общепринятых закономерностей. НТП и социальное развитие привели к качественному изменению содержания процесса биологической адаптации человека к окружающей среде. В прошлом характер патологии определялся патогенными природными воздействиями, сейчас – воздействиями от преобразованной самим же человеком среды обитания, природы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1 Человек: физиология и здоровье………………………………………………….
5
2 Эмоции, творчество, работоспособность………………………………………... 8
2.1 Эмоции………………………………………………………………………….. 8
2.2 Творчество………………………………………………………………………
11
2.3 Работоспособность……………………………………………………………..
12
2.4 Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности……………
13
3 Биоэтика…………………………………………………………………………..
16
4 Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности…………………… 20
Заключение…………………………………………………………………………. 22
Список используемой литературы…

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

       Другая  биологически целесообразная функция  эмоций заключается в оценке происходящего  вокруг — это так называемый ориентировочный инстинкт эмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценить уровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая, однако, может исчезнуть под влиянием страха или ярости), и осознать угрозу организму (так, реакция боли может свидетельствовать о развивающемся воспалительном процессе)5.

       В процессе эволюции эмоции возникли как  средство, позволяющее живым существам  определять биологическую значимость состояний организма и внешних  воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Люди смогли разгадать тайну молнии и грома, вычислить расстояние до звезд, создали теорию относительности, проникли в микромир, достигли Луны, но до сих пор не могут утверждать, что полностью познали самих себя, хотя всегда с упорством и настойчивостью стремились понять механизмы, определяющие возможность жить, чувствовать, мыслить. Одним из путей к самопознанию является изучение проблемы эмоций, к которым тысячи лет проявляли интерес представители самых различных профессий.

          Высший продукт развития эмоций  человека — это устойчивые  чувства к предметам, отвечающим  его высшим потребностям. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации, в процессе творчества. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства.

       Эмоции  характеризуются широким спектром разнообразных форм и оттенков. Радость  и печаль, тревога и разочарование, гнев и страх, тоска и удовольствие — все это различные эмоциональные состояния. По сути у человека всегда имеются те или иные эмоции.

         Древние китайцы признавали 7 основных  эмоций: радость, гнев, печаль, веселье,  любовь, ненависть и желание.

       Эмоции  принято делить на:

    • стенические, т.е. тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев);
    • астенические, т.е. подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие (тоска, тревога, благодушие).

       И стенические и астенические эмоции могут быть и положительными и  отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.

       Стенические эмоции подготавливают организм к активности, способствуют мобилизации творческих возможностей. Это состояние иногда определяют как желание «сдвинуть горы».

       Астенические  эмоции, наоборот, препятствуют осуществлению  целенаправленной сознательной деятельности. Такое подавленное состояние  характеризуется как «все валится  из рук».

       Положительные и отрицательные эмоции — это  такие разновидности эмоций, которые оцениваются по признаку доставленного удовольствия или неудовольствия. Первые из них — радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п., содействуют, как правило, упрочению полезных навыков и действий. Вторые, к которым относятся горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п., помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов.

       В огромном спектре чувств человека можно  также выделить и нейтральные  переживания, к которым относятся  состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия, равнодушия. Однако в нашей жизни все-таки преобладают положительные эмоции и даже такое проявление эмоций, как слезы, можно оценивать как весьма существенный компонент реагирования, необходимый в смягчении стрессовых реакций6.

          Без эмоций, как положительных,  так и отрицательных, человек  лишается побуждений к действительности. Если человек вытеснит из своего  арсенала эмоции восторга и  отвращения, любви и ненависти,  радости и отчаяния, заменит категории добра и зла чистым «расчетом», то он превратится в «кибернетическое устройство», обезличит себя, утратит все человеческое, потеряет способность развиваться, расти, совершенствоваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Человек прекрасен лишь тогда, когда чувства и разум обогащают и дополняют друг друга.

       Таким образом, эмоции — это свойственные каждому человеку психологические  реакции на хорошее и плохое, это  тревоги и радости, отчаяние и  наслаждение. Эмоции обеспечивают способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, окружающему миру. Они составляют часть нашей психической деятельности, влияют на работоспособность человека. Чем больше положительных эмоций, тем выше производительность, а значит, и работоспособность человека. Всеобщее стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости и счастья.

2.2 Творчество

       Творчество  — это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью. Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

          Можно выделить два направления  в осмыслении творчества:

       1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми и начинают различаться воспитанием и т.п.

       2. Человек творит неосознанно. Он — гений от природы. Таким образом, творчество — это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было.

          Развитие культуры всегда означает  творчество, новаторство. Однако  если новатор пытается раскрыть  сущность застоя, мракобесия, реакции в обществе, если ученый пытается выступить с новыми теориями, отрицающими старые, извечные догмы, он подвергается опасности преследования властными структурами. Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи, музыке, литературе, архитектуре. Поэтому творец нового должен быть не только «сообразившим» или открывшим что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком7.

          С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает  сильным воображением, отличается  гибкостью ума, глубоким мышлением. Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения позволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.

  • 2.3 Работоспособность
  •        Работоспособность — это потенциальная возможность  индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизических ресурсов индивида.

           Можно выделить следующие стадии работоспособности:

      • врабатывание;
      • оптимальная работоспособность;
      • некомпенсируемое и компенсируемое утомление;
      • конечный «порыв».

           В зависимости от видов труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться  вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности  стадий работоспособности — один из показателей организации процесса деятельности.

              К. Маркс писал, что труд  — это прежде всего процесс,  совершающийся между человеком  И природой, процесс, в котором  человек своей собственной деятельностью  регулирует и контролирует обмен  веществ между собой и природой8.

              Труд облагораживает человека. Работоспособным  является человек, имеющий хорошее  здоровье. Для того чтобы трудиться,  человек должен иметь: средства  производства, т.е. орудия труда;  условия труда (дороги, здания, рабочее  место); определенные знания и навыки; которые постоянно совершенствуются. В процессе труда человек, владея старыми знаниями, добавляет новые и тем самым развивает не только себя лично, но и человечество. В результате трудовой деятельности происходят общение людей, самореализация и самоутверждение личности. Таким образом, труд — это сознательная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособляемость видов природы.

  • 2.4 Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
  •        Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность — все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.

           Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание. Таким образом, все — и здоровье и творчество — зависит от самого человека9.

           Одной из главных задач на пути создания новой психологической культуры, позволяющей людям научиться управлять собой и своим духовным миром, является достижение и творческой самореализации и индивидуальности личности. В гуманистической психологии творческая самореализация личности рассматривается как неповторимое, единичное проявление вырванного из мира человека. Такие люди обладают большим творческим потенциалом и практически реализуют его. К сожалению, личности, названные самоактуализирующимися, составляют всего лишь около 1% населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей. Поэтому они так сильно отличаются от большинства.

           Известный американский ученый А. Маслоу провел обширное исследование самоактуализирующихся личностей. В результате ему удалось выделить общие черты, присущие им. Вот некоторые из них:

           1. Более адекватное восприятие  действительности, свободное от  влияния актуальных, потребностей, предрассудков, стереотипов.

           2. Постоянный интерес к неизведанному.

           3. Принятие себя и других такими, какие они есть.

           4. Отсутствие искусственных, защитных  форм поведения и неприятие  такого поведения со стороны  других.

           5. Простота и естественность. Такие  люди соблюдают установившиеся  ритуалы, традиции, церемониалы,  но относятся к ним с должным юмором.

           6. Деловая направленность, т.е. такие  люди заняты не собой, а своей  миссией. Они соотносят свою  деятельность с универсальными  ценностями и рассматривают ее  под углом зрения вечности, а  не сиюминутного текущего момента.

           7. Автономия и независимость от окружения.

           8. Психологическая устойчивость в  ситуациях разочарования или  недостижения какой-либо значащей  для них цели, помогающая им  относительно спокойно переносить  неприятности и быть менее  подверженными воздействиям извне.

           9. Свежесть восприятия. Нахождение  каждый раз нового в уже  известном.

           10. Дружба с другими самоактуализирующимися  личностями. Это подразумевает узкий  круг людей, отношения с которыми  весьма глубокие.

           11. Отсутствие проявления враждебности  в межличностных отношениях. Устойчивые внутренние моральные нормы. Нравственное поведение, чувство добра и зла. Ориентация на цели, средства всегда подчинены целям;

           12. Демократичность в отношениях. Готовность  учиться у других.

           13. Творческий подход к деятельности  независимо от вида деятельности.

           14. Юмор в отношении к жизни  в целом и к себе самому, но не к чьим-либо невзгодам  или чьей-либо ущербности.

           15. Неизменность поведения в угоду окружению. Такие люди в большей степени, чем остальные, склонны считать себя представителями человечества в целом, чем представителями только своей страны10.

    Информация о работе Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы