Биоэтика или Этика жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:40, реферат

Описание

Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…...…2

1. Биоэтика: понятие и истоки.……………………………….………….…..... 2

2.Взгляды биологов на биоэтику………………………………………...…......3

3. Основной постулат биоэтики……………………………………………...…4

4. Модели биоэтики………………………………………………………….…..6

5. Принципы биоэтики…………………………………………………….........11

6. Биоэтика в наши дни………………………………………………………....13

Заключение………………………..……………………………………….….....14

Список литературы………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Реферат КСЕdoc.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

     В модели контрактного типа у пациента есть законные основания верить, что, поскольку исходная система ценностей, используемая при принятии медицинских решений, коренится в системе ценностей самого пациента, множество разных решений, которые врач должен принимать ежедневно при оказании помощи пациентам, будет осуществляться в соответствии с ценностными ориентациями больного.

     Кроме того, в модели контрактного типа решения принимаются так, что сохраняется уверенность в то, что и пациент, и врач морально чистоплотны. В контексте контрактных отношений на индивидуальном уровне контроль пациента за принятием решений обеспечивается без обязательного участия больного в выработке каждого тривиального решения. Подобным же образом на социальном уровне осуществляется контроль общины в сфере здравоохранения. Сообществу непрофессионалов предоставляется (и следует предоставить) статус субъекта, вступающего в контрактные отношения. Решения, таким образом, принимаются сообществом непрофессионалов, однако повседневные медицинские решения могут приниматься медицинскими работниками на основе доверия. Если же доверие утрачивается, то расторгается и контракт.

     «Опекунская»  модель отношений между людьми теряет свои позиции в общественной жизни. Взяв старт в политике, идея партнерства проникла в самые сокровенные уголки жизни человека.

     Не  осталась в стороне от этого процесса и медицина. Патернализм, традиционно  царивший в медицинской практике, хотя и с большим сопротивлением, но все же уступает место принципу сотрудничества. Нравственная ценность автономии пациента оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента стало считаться недопустимым.

     Под компетентностью в биоэтике понимается способность принимать решения. Выделяются три основных стандарта определения компетентности:

     1) способность принять решение,  основанное на рациональных мотивах;

      2) способность прийти в результате  решения к разумным целям;

     3) способность принимать решения  вообще.

     Таким образом, общим стандартом компетентности является следующий: лицо компетентно, если и только если это лицо может  принимать приемлемые решения, основанные на рациональных мотивах.

     Существуют  две основные модели информированного согласия — событийная и процессуальная.

     В событийной модели принятие решения означает событие в определенный момент времени. На практике это выглядит следующим образом. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз и составляет рекомендуемый план лечения. Заключение и рекомендации врача предоставляются пациенту вместе с информацией о риске и преимуществах, а также о возможных альтернативах и их риске и преимуществах.

     Взвешивая полученную информацию, пациент обдумывает относительный риск и преимущества каждого вида лечения и затем делает медицински приемлемый выбор, который наиболее соответствует его личным ценностям. На поверхности эта модель вполне соответствует основным требованиям информированного согласия. Акцент делается на предоставление полной и точной информации пациенту в момент принятия решения. Однако в событийной модели недостаточно учитывается понимание пациентом полученной информации, и возможность для размышления и интеграции информации в систему ценностей пациента невелика.

     В противоположность событийной модели процессуальная модель информированного согласия основывается на идее о том, что принятие медицинского решения — длительный процесс, и обмен информацией должен идти в течение всего времени взаимодействия врача с пациентом. Лечение здесь подразделяется на несколько стадий, которые могут быть охарактеризованы с помощью основных задач, которые они ставят: 1) установление отношений; 2) определение проблемы; 3) постановка целей лечения; 4) выбор терапевтического плана; 5) завершение лечения.

     В процессуальной модели пациент играет более активную роль по сравнению  с относительно пассивной ролью  в событийной модели; создаются более  благоприятные условия для реализации самоопределения пациента. Эта модель позволяет освободиться от формального отношения врача к больному и от рецидивов патернализма, проявляющихся в ограничении контроля со стороны пациента над ходом лечения. 

     В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины. Традиционно считалось, что первая цель медицины — защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и от его личности. Пациент превращался в пассивного получателя блага, в объект манипуляций.

     Главная цель современной медицины — помощь благополучию пациента; восстановление здоровья подчинено этой цели как  один из составляющих элементов.

     Модель  совместного принятия врачом и пациентом  решения о лечении признает, что обе стороны привносят нечто существенное в правильный выбор лечения. Врачи на основании своего опыта дают экспертизу относительно прогнозов лечения, но только пациент знает свои ценности, которые приобретают решающее значение при оценке ожидаемых результатов от лечения. 

  1. Принципы  биоэтики.

     Сколь бы ни была высока ценность объективного знания, она во всех случаях должна быть соизмерима с не менее, а часто  более существенными социальными  ценностями, которые могут быть сформулированы в виде принципов:

     — уважения человека как личности;

     — благотворительности и милосердия;

     — справедливости;

     — солидарности. 

     1) Уважение человека как личности  исходит из признания и уважения  самодовлеющего значения его  свободной воли, права и возможности  играть определяющую роль при  принятии решений, затрагивающих его телесное и (или) социальное благополучие. Человек должен рассматриваться как «хозяин» своего тела, без чьего осознанного и добровольного разрешения в принципе не должны проводиться никакие манипуляции: исследовательские, профилактические, диагностические и лечебные. Ему также принадлежат определенные права на доступ, контроль и распоряжение клинической, медико-биологической и иной информацией, полученной медиками в рамках проводимого ими исследования.

     Человек уважается как личность, если он на деле признается в качестве ответственного «автора» своей неповторимой и уникальной истории жизни (биографии) .

     2) Принцип благотворительности и  милосердия составляет сердцевину  призвания врачей и других  медицинских работников. Он ориентирует медиков из чувства сострадания руководствоваться прежде всего благом данного конкретного пациента, отодвигая на второй план иные мотивы своей деятельности: познавательные, педагогические, коммерческие и т. д.

     3) Справедливость предполагает принципиальное равенство возможностей для людей с точки зрения: а) доступности медицинской помощи и распределяемых медицинских услуг; б) вероятности разделить бремя риска для здоровья и жизни, страданий и ответственности.

     4) Медицина является древнейшей  и важнейшей формой проявления солидарности как принципа, обеспечивающего выживание отдельного человека и человечества в целом. Болезни и травматизм затрагивают наши общие перспективы и интересы. Поэтому в наших общих интересах способствовать по мере возможности прогрессу медицинской науки и практики. Следует уважать готовность человека из чувства солидарности добровольно участвовать в качестве «объекта» клинических испытаний и медико-биологических экспериментов.

     Сформулированные  выше принципы относятся друг к другу  по принципу дополнительности и не находятся между собой в отношениях иерархической зависимости.

     Ведущим принципом этики  является требование, чтобы «все живое благоденствовало», ведь «жизнь непрерывна, смерти нет». И эта — буддистская по своей сути — мысль проводится Циолковским и в ранней работе «Этика, или естественные основы нравственности», и в поздней «Научной этике», написанной в 1930 г.

     В «Этике тибетских врачей» П. Бадмаев  подчеркивал, что «традиции врачебного сословия требуют от каждого врача шести условий:

     -быть вполне способным для врачебной деятельности,

     -быть гуманным;

     -понимать свои обязанности,

     -быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхождением,

     -быть старательным в делах и быть ознакомленными с науками».

     -основное требование к врачам заключается в «исполнении долга». 

  1. Биоэтика  в наши дни.

Существует  ряд исследовательских центров  по биоэтике. Среди них наиболее известны — Гастингс-центр под  Нью-Йорком (США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте  Монреаля (Канада), Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джорджтаунском университете (США). Издается ряд национальных и международных журналов. В 1978 г. начато издание «Энциклопедии по биоэтике». Выпущено 15 томов международной библиографии по биоэтике, подготовленной Гастингс-центром (США). Можно сказать, что это весьма интенсивно, развивающаяся исследовательская область, в которой сотрудничают философы, биологи, медики, теологи США, Канады, Франции, Германии, Великобритании. Этого, к сожалению, нельзя сказать о России. 

     Между тем кризис системы здравоохранения  в нашей стране, которая переходит  к страховой медицине, обостряет  этические и правовые проблемы в  медицинской науке и практике, ценностные .конфликты как в организации охраны здоровья, так и в поведении и сознании личности. Методы административного контроля и регулирования, на которых зиждилась прежняя система здравоохранения в нашей стране, дополнялись патерналистскими нормами деонтологии, которые вообще не учитывали, а точнее, полностью игнорировали ценностные ориентации различных этнических и конфессиональных групп, по-разному относящихся к жизни и смерти, к здоровью и болезням, к детству и старости.

     Развитие  биоэтики в России может, по моему  мнению, помочь нашему обществу адаптироваться к новой системе страховой медицины, позволит выработать ценностные ориентации личности, которые соответствовали бы правам человека, жизни и достоинству граждан, фундаментальным гуманистическим ценностям человечества. Развитие биоэтики в нашей стране предполагает осмысление тех традиций, которые существовали в этической мысли в России, анализ их философских оснований и тех горизонтов, которые они открывают в новых отношениях человека к жизни.

Русскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее характерно прежде всего осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, причем жизни, наполненной духовным смыслом. 

Заключение

     Смысл биоэтики как особой разновидности  интеллектуальной деятельности и

социальной  практики заключается в попытке  обнаружить возможности диалога  и солидарности граждан в защите добра и противостоянии злу в  ситуациях, порожденных современной  медициной.

     Практика  биоэтики постепенно формирует язык публичного обсуждения острейших жизненно важных проблем у людей, принципиально по-разному объясняющих, что истинно, а что ложно. Возникает насущный для граждан правового государства навык достижения согласия в различении добра и зла.

     Биоэтика, как и любое другое изобретение человеческого духа, конечна, т. е. не является ни в коей мере моральной панацеей. Она хороша в свое время, в своем месте и в своей мере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биоэтика или Этика жизни