Основные принципы биоэтики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание

Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ И МЕСТО БИОЭТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 4
1.1. СОДЕРЖАНИЕ БИОЭТИКИ………………………………………………………
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИОЭТИКИ…………………………………………………………
2.ПРИНЦИПЫ И ИДЕИ БИОЭТИКИ КАК НАУКИ 5
3. ЗНАЧЕНИЕ БИОЭТИКИ КАК НАУКИ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ЛИТЕРАТУРА 9
ПРИЛОЖЕНИЯ 10

Работа состоит из  1 файл

Естествознание.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гОСУДАРСТВЕННОЕ оБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ уЧРЕЖДЕНИЕ

вЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО оБРАЗОВАНИЯ  -

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Контрольная работа №
по  Концепции современного естествознания
 
на  тему
«Основные принципы
                      биоэтики как науки»
 
 
        Студент:
Усачева Любовь Витальевна
  Факультет: ФНО
  Специальность: ФиК)
  Курс: 2
  Форма обучения: День
  Личное дело №: 10ФФД41036
     
        Проверил:
преподаватель В.Д. Панасий
     
Ярославль 2010
 

содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

      Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной  точки зрения допустимы, а какие  недопустимы.

      Предметом изучения биоэтики являются быстро накапливающиеся достижения естествознания, в первую очередь биологии и медицины, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их приложении к человеку и обществу в целом. Конечная цель биоэтики - разработка мер морального, а чаще законодательного характеpa, которые оградили бы каждого конкретного человека и человечество от нежелательных или губительных последствий внедрения новых и, к сожалению, не всегда до конца выверенных биологических и медицинских достижений.

      В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные  ситуации, постоянно возникающие  в практической медицине как порождение прогресса биологической науки  и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения, как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

      В широком смысле термин биоэтика относится  к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

      Нормальное  развитие медицины невозможно без постоянно проводящихся клинических испытаний и медико-биологических экспериментов на человеке. Объективное знание является фундаментальной общественной ценностью и поэтому может служить оправданием возможного риска для телесного и социального благополучия людей, выступающих в роли «объектов» исследовательской деятельности.

1. Предмет и место биоэтики в современной науке

1.1. Содержание  биоэтики.

      Развитие  биоэтики обусловлено тем, что в  современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа», которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, не нанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

        К биоэтическим обычно относят  моральные и философские проблемы  аборта; контрацепции и новых  репродуктивных технологий (искусственное  оплодотворение, оплодотворение «в  пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

1.2.Возникновение  биоэтики.

      Истоки  биомедицинской этики берут начало от основных положений врачебной  этики, которые получили отражение в клятвах, приносимых врачами еще во времена глубокой древности (в древней Индии - около 1500 лет до н.э.; в древней Греции - начиная с V - IV веков до н.э.; в Европе - с VI века н.э.; в России - в XIX веке). Наиболее ярко эти положения были сформулированы в "Клятве Гиппократа" (V - IV века до н.э.): "не ищи выгоды", "советуйся с коллегами", "соблюдай высокую мораль" (абсолютное уважение к больному; требование, чтобы всякое лечение приносило ему пользу и не причиняло вреда).

      В России активными проводниками учения Гиппократа и идей врачебной этики были:

      - М.Я.Мудров (1776-1831 гг.), который сам перевел труды Гиппократа на русский язык и, будучи деканом медицинского факультета Московского Университета, в лекциях, посвященных, искусству врачевания большое внимание уделял, этическим наставлениям. Умер от холеры, борясь с эпидемией в Поволжье; 

      - Н.И.Пирогов (1811-1881 гг.), призывавший извлекать опыт из врачебных ошибок, а не утаивать их;

      - С.П.Боткин (1832-1889 гг.), который считал важным быть правдивым в общении с пациентом, но и внушать ему надежду ("лучшее лекарство");

      - В.А.Манассеин (1841-1901 гг.) - "рыцарь врачебной этики", редактор газеты "Врач", отстаивавший незыблемость требований сохранения врачебной тайны;

      - В.В.Вересаев (1867-1945 гг.), возражавший В.А.Манассеину и обсуждавший в своих работах "проклятые вопросы" (врачебные ошибки, допустимость вскрытий, денежных расчетов с пациентами, границы дозволенного в опытах на животных и людях);

      - Ф.П.Гааз (1780-1853 гг.), активно помогавший ссыльным, каторжным ("спешите делать добро").

   История XIX и XX веков, к сожалению, содержит много  примеров недопустимого пренебрежения  правилами врачебной этики, в  частности при проведении исследований на людях (на смертельно больных пациентах, стариках, детях, проститутках, бедняках, заключенных).

   После второй мировой войны были выявлены ужасающие факты проведения бесчеловечных  медицинских экспериментов на заключенных  концлагерей в фашистской Германии:

  • Опыты с воздействием гипобарии (12 км) до смертельного исхода;
  • Многочасовые воздействия на обнаженных людей низких температур;
  • Заражение малярией, желтухой, ипритом, раковыми клетками;
  • Принудительное питье морской воды и др.

   С середины 60-х годов в США и  Западной Европе стала формироваться  биоэтика, как современная наука на стыке философии, культорологии, международного права, с одной стороны, и медицины - с другой. В рамках этого научного направления получили развитие как теоретические концепции обеспечения прав человека в биомедицине, так и организационные формы проведения биоэтической экспертизы.

   В 1964 г. Всемирная медицинская Ассоциация (ВМА) выпустила "Хельсинкскую декларацию", содержащую рекомендации по проведению медико-биологических исследований и дополненную на ряде последующих  заседаний ВМА. В 1997 г. была обнародована "Конвенция Совета Европы о правах человека в биомедицине", которая возводит этический контроль за проведением медико-биологических исследований в разряд законоположений, обязательных к исполнению для государств, ратифицировавших эту Конвенцию.

   Проведение  биоэтической экспертизы возлагается  на независимые биоэтические комитеты, первоначально появившиеся в  США, а после 1975 г. в ряде других стран. С принятием "Закона Российской Федерации  об охране здоровья граждан" (1993 г.) появилась правовая база для создания Комитетов (Комиссий) по вопросам этики (статья 16) в области охраны здоровья граждан в нашей стране. Эволюция общих принципов этического контроля за проведением медико-биологических исследований в конкретные организационные формы нашла отражение и в практике соблюдения этических норм в авиакосмической медицине.

   В период до 1993 г. организация медико-биологических  исследований в авиакосмической  медицине включала:

  • Проведение исследований экспериментаторами на себе (А.П.Аполлонов, В.В.Стрельцов, О.Г.Газенко, М.И.Вакар, Б.Б.Егоров, В.Г.Лазарев, В.Г.Волович, В.А.Смирнов, А.В.Еремин; И.И.Касьян, С.А.Бугров, В.В.Поляков, В.П.Катунцев и мн. др.)
  • Установление и соблюдение принципов:- обязательного письменного согласия добровольца-испытателя на участие в эксперименте после ознакомления с его условиями;

       - допуска к эксперименту по  заключению врачебно-экспертной  комиссии;

       - права на досрочное прекращение  эксперимента;

  • Введение в действие документов, регламентирующих:

    - порядок  организации и проведения экспериментов;

    - обязанности и ответственность должностных лиц;

    - правила  соблюдения техники безопасности.

     Вместе с тем, в различных  организациях, проводивших подобные  исследования, этот порядок не  был строго унифицирован, а проведение независимой биоэтической экспертизы предусмотрено не было.

   После 1993 г. организация медико-биологических  исследований в авиакосмической  медицине стала предусматривать  обязательное проведение биоэтической экспертизы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Принципы и идеи биоэтики как науки

      Основные  принципы биоэтики, некоторые из них  широко признаны уже сегодня:

      - принцип единства жизни и этики,  их глубокое соответствие и  взаимообусловленности.

      - принцип жизни в качестве высшей  категории среди этических ценностей,  принцип «благоговения перед жизнью».

      - принцип гармонизации системы  «человек – биосфера».

Многомерные требования практической медицины и  биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические  ожидания общества, с другой, привели  к необходимости разработки универсальных этических принципов – фундаментальных понятий биомедицинской этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача и медика–исследователя и которые могут быть положены в основу сложной системы обеспечения здоровья народонаселения. Следует отметить, что международная общественность и научно-медицинское сообщество ведет постоянную работу в этом направлении. Достаточно напомнить этические принципы биомедицинских исследований Нюрнбергского кодекса (1947), Хельсинской декларации (1964), Конвенции Совета Европы "О правах человека в биомедицине” (1996) и др.

      Хельсинская декларация включает в число основных такие принципы биоэтики, как принцип  автономии личности, информированного согласия и конфиденциальности. В  медицинском научном сообществе также разрабатываются и обсуждаются принципы биоэтики, которые можно было бы признать универсальными. Признаются, прежде всего, уважение автономии личности (ее права на самоопределение) и стремление к обеспечению блага пациента, базирующиеся на фундаментальных демократических ценностях, которыми выступают, в частности, солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистских интересов (Б. Дженнингс). "Классические” принципы биоэтики, предложенные Т. Бичампом и Дж. Чилдресом – так называемые "джорджтаунские мантры” (по имени университета в США, в котором работают авторы) также включают в себя: уважение автономии личности, справедливость, непричинение зла, ориентацию на благо (делай добро). Основные этические принципы европейской биоэтики и биоправа, разработанные в рамках исследовательского проекта Европейской Комиссии, – "принципы Кемпа” (по имени П. Кемпа – координатора и автора концептуальных идей) – в качестве основополагающих включают в себя автономию личности, человеческое достоинство, целостность и уязвимость человека.

Информация о работе Основные принципы биоэтики как науки