Рынок сахара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:04, реферат

Описание

Сахар представляет собой химически чистый продукт, с содержанием сахарозы более 99%. Наиболее важными показателями качества товара являются:

Поляризация (P), или массовая доля сахарозы является наиболее важным показателем технологического качества сахара-сырца и определяет выход готовой продукции (Bp):
Влажность (W) - содержание влаги в сахаре-сырце.

Работа состоит из  1 файл

рынок сахара.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

   Основной предпосылкой столь трудной ситуации послужили факторы общеэкономического кризиса в России. При этом положение отечественных производителей усугубилось "сбросом" дешевого зарубежного (особенно украинского) сахара, что сделало российский сахар неконкурентоспособным. Нужны глубоко продуманные меры прямого и косвенного воздействия на производство и потребление российского сахара.  

Сахарная промышленность

   В настоящее время все сахарные заводы Российской Федерации из государственной собственности преобразованы в акционерные общества. Наиболее распространенной юридической формой существования предприятий сахарной промышленности является акционерное общество открытого типа, реже - закрытого типа.  
Как правило, приватизация сахарных заводов проводилась по схеме, когда основными держателями акций выступали члены трудового коллектива, прежде всего - администрация предприятия. Внешние инвесторы, как правило, торговые компании, работающие на сахарном рынке по возможности к приобретению акций не допускались, прежде всего, постановлениями и распоряжениями местных органов власти. Например, администрация    Белгородской области, ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации об особенностях приватизации в отраслях пищевой промышленности страны, издала директиву, согласно которой акционерами сахарных заводов области, наряду с его трудовым коллективом могли выступать только производители сахарной свеклы. Вместе с тем, используя личные связи и особую схему взаимоотношений с чиновниками, от которых зависело принятие решения, было вполне возможно было получить определенную долю акций. В числе компаний, первыми приобретших акции сахарных заводов были Альфа-Эко, Менатеп и Русский Сахар.  
   Однако, на первом этапе приватизации, приобретение акций сахарных заводов торговыми компаниями носило стихийный характер. При выборе заводов, покупатели акций исходили в большинстве случаев из того, насколько реально участие в собственности, для чего было необходимо по возможности заручиться поддержкой местной администрации. В результате, из-за отсутствия четкой производственной политики и программы стратегического развития, компании оказались не в состоянии обеспечить развитие производства на вновь приобретенных заводах. Во многом это было связано с низким уровнем управления заводами, недобросовестностью при исполнении сделок. Кроме того, при приобретении акций компании в меньшей степени принимали в расчет техническое и финансовое состояние заводов, тем более что на том этапе достоверно оценить эти показатели не представлялось возможным.  
   Крупные торговые компании, поставляющие сахар-сырец в Россию, заинтересованы в установлении долгосрочных отношений с заводами, которые со временем формализуются в виде приобретения контрольных пакетов акций. Это объясняется тем, что государство обратило свое внимание на сахарный рынок и применяет меры регулирования, которые в первую очередь направлены на поддержку отечественных заводов. Таким образом сахарные заводы в рыночной цепочке сахарной промышленности занимают особое место, обеспечивая стабильность отрасли. В этой связи владение или долгосрочное сотрудничество с сахарным заводом для компании оказывает дополнительный стабилизирующий эффект. Компания, владеющая сахарным заводом является более надежным партнером как для других торговых компания, так и для финансовых институтов. С одной стороны инвестиции в сахарные заводы не приносят значительной краткосрочной прибыли, однако представляют собой долгосрочный стабилизирующий фактор. Результатом этого этапа явилось создание рынка сахарных заводов. То есть для участников рынка стало очевидным техническое и финансовое состояние сахарных заводов, наметились перспективы их развития.  
   В настоящее время происходит второй этап перераспределения акций сахарных заводов, так как многие компании определились со своими производственными и региональными приоритетами. В соответствии с этим происходит и перераспределение собственности. Следует отметить, что при приобретении акций сахарных заводов активную роль играет иностранный капитал, что является дополнительным признаком долгосрочной привлекательности этих вложений.  
   К настоящему времени 33 завода обрели собственников, при этом, наиболее крупными собственниками сахарных заводов являются ЗАО "ПО Русский Сахар", которому принадлежит 5 сахарных заводов, ООО "Альфа-Эко" (4 завода) и ОАО "Центр-Сахар" (3 завода).  
Собственники сахарных заводов (по состоянию на март 1998 г.)

 

Область Завод Владелец
Белгородская  обл. Алексеевский ООО "Альфа-Эко"
Белгородская  обл. Волоконовский ЗАО "Шугаримпекс  трейдинг компани"
Белгородская  обл. Ржевский ЗАО "Шугаримпекс  трейдинг компани"
Воронежская обл. Хохольский "Афес"
Курская обл. Дерюгинский В управлении у  директора
Курская обл. им. Карла Либкнехта Курская атомная  станция
Курская обл. Золотухинский ОАО МА "Центр-Сахар"
Курская обл. Кшенский ОАО МА "Центр-Сахар"
Курская обл. им.Кирова ОАО МА "Центр-Сахар" / АО "Миком"
Краснодарский край Выселковский ЗАО "ПО Русский  Сахар"
Краснодарский край Гулькевичский ООО "Альфа-Эко"
Краснодарский край Динской ЗАО "Росконтракт-Импекс"
Краснодарский край Каневский ООО "Альфа-Эко"
Краснодарский край Курганинский  ЗАО "Сахарпромсырье"
Краснодарский край Лабинский АО "Лукойл-Маркет"
Краснодарский край Ленинградский ЗАО "Мистко" / Трест "Южный Сахар"
Краснодарский край Ново-Кубанский ЗАО "Мистко" / Трест "Южный Сахар"
Краснодарский край Ново-Покровский ООО "Гефест-Сахар"
Краснодарский край Павловский ООО "Альфа-Эко"
Краснодарский край Тимашевский ЗАО "Сахарпромсырье" / ООО "Гефест-Сахар"
Краснодарский край Тихорецкий ЗАО "Росконтракт-Импекс"
Краснодарский край Усть-Лабинский ООО "Гефест-Сахар"
Липецкая  обл. Добринский АО "Сюкден-М"
Липецкая  обл. Елецкий ООО "МКБ Холдинг"
Липецкая  обл. Лебедянский ООО "МКБ Холдинг"
Пензенская обл. Земетчинский ЗАО "Продимекс  ЛТД"
Тульская  обл. Тульский рафинадный ЗАО "Юропиен  Трейд энд Технолоджи Москоу Лимитед"
Тамбовская  обл. Знаменский ЗАО "ПО Русский  Сахар"
Тамбовская  обл. Кирсановский ЗАО "ПО Русский  Сахар"
Тамбовская  обл. Никифоровский ЗАО "ПО Русский  Сахар"
Тамбовская  обл. Уваровский ЗАО "ПО Русский  Сахар"
Респ. Адыгея Адыгейский ЗАО "ИД энд  Ф Мэн"
Нижегородская обл. Сергачский ЗАО "ТАТнефть - НН"
Самарская обл. Тимашевский ООО КБ "Солидарность"

Источник: Союз сахаропроизводителей России  

Тенденции в  потреблении сахара

   Начиная с 1991 г. общее и среднедушевое потребление сахара в России непрерывно снижалось. Во многом это было связано со снижением реальных доходов населения. При этом рост цен на сахар до начала 1996 г. был одним из наиболее высоких среди других продовольственных товаров.  
В настоящее время среднедушевое потребление сахара в России составляет около 34 кг. Тем не менее, данный показатель - один из высоких в мире. Этому имеется три основных объяснения:  

    * при недостатке потребления фруктов, мяса и других высокоценных пищевых продуктов, сахар, наряду с картофелем и животным маслом, традиционно является основным относительно дешевым источником калорий в рационе питания населения;  
    * низкий уровень жизни населения порождает избыточный спрос на сахар со стороны домашних хозяйств. Большая доля потребления приходится на домашнее консервирование и на изготовление домашних алкогольных напитков;  
    * практически полностью отсутствует индустрия сахарозаменителей, прежде всего высокофруктозных кукурузных сиропов и низкокалорийных подсластителей.  

   Примерная структура основных каналов потребления представлена в следующей схеме:  
100%  
60% - прямые покупки  
40% - промышленное потребление, в том числе:  
20%-кондитерские изделия и хлебопечение  
5% - безалкогольные напитки  
5% - молочные продукты  
4% - консервированные фрукты и овощи  
6% - другие.  
   Такая структура потребления резко отличается от развитых стран, где от 60 до 70% сахара потребляется в виде сахаросодержащих готовых продуктов, а в прямых покупках возрастает доля общепита. Таким образом, на оптово-розничное звено в России ложится более высокая нагрузка по продвижению продукта непосредственно к розничному потребителю.  
   К непосредственному потреблению мы относим и потребление специальных потребителей (армия, пенитенциарные заведения и др.). Оно составляет примерно 3% от общего потребления сахара в стране.  
   За последние годы выработка сахара-рафинада на российских заводах резко сократилась. Особенно упало производство рафинада насыпью и прессованного. Производство сахара-рафинада в пачках сосредоточено на московском (Мантулинском) рафинадном заводе.  
   Зарубежный опыт показывает, что розничная упаковка непосредственно на заводах, включая расфасовку в индивидуальные пакетики для институциональных потребителей (железные дороги, гражданская авиация, офисы организаций) является одним из наиболее перспективных направлений капвложений в сахарную промышленность.  
   Другая особенность России состоит в резких межрегиональных различиях как в общем уровне, так и структуре потребления сахара. Эти различия связаны как с особенностями платежеспособного спроса и модели потребления, так и с недостатками развития товаропроводящей и рыночной инфраструктуры. Регионы Российской Федерации могут быть условно поделены на три категории:

      
    * регионы с "западной" моделью потребления;  
    * производящие регионы;  
    * периферийные сахаропотребляющие регионы.  

   К регионам с "западной" моделью потребления относятся прежде всего Москва, Санкт-Петербург, и условно, ряд крупнейших городов с развитой кондитерской промышленностью (Самара и др). Например, Москва и Санкт-Петербург являются городами с ярко выраженной "западной" моделью потребления (более низкое среднедушевое потребление и очень высокая доля сахаросодержащих готовых продуктов). Эти города демонстрируют пример, которому, по мере преодоления экономического кризиса, будут следовать и другие регионы - сокращение потребления чистого сахара и рост потребления сахаросодержащих продуктов.  
   После нескольких лет спада производства в 1995 г. наблюдается рост спроса на сахар со стороны крупных российских кондитерских фабрик. В ближайшие годы будет расти спрос и со стороны предприятий, производящих безалкогольные напитки. Этот спрос будет поддерживаться созданием новых мощностей по разливу.  
В регионах, производящих сахар (Центрально-Черноземный район, Пензенская область и Краснодарский край), сохраняется более высокий по сравнению со среднероссийским уровень среднедушевого потребления чистого сахара. В этих регионах широко используются механизмы оплаты натурой.  
   Наконец, в периферийных регионах, не производящих сахар и не имеющих крупных кондитерских фабрик, уровень потребления существенно ниже среднероссийского.  
Доступность (наличие) промышленных алкогольных напитков, а также классическое соотношение розничной цены на водку и сахар являются одними из основным факторов, влияющих на потребительский спрос на сахар. Так, сразу после начала реализации антиалкогольной кампании (1986 г.)спрос на сахар в Советском Союзе резко возрос, сахар надолго стал дефицитным товаром и восстановление равновесия произошло только в ходе либерализации цен после 1992 г. Дерегулирование алкогольного рынка и широкое проникновение иностранных дешевых винно-водочных изделий обусловливало в 1992-1995 гг. незначительное снижение платежеспособного спроса на сахар. Это может быть проиллюстрировано следующими данными. В декабре 1991 г. (т.е. накануне радикальной ценовой реформы) соотношение цены кг сахара к цене литра водки составляло 1:9, в декабре 1992 г. это соотношение изменилось как 1:4, в декабре 1993 г. 1:5, в декабре 95 гг. примерно 1:4.

 
Импорт сахара и сахара-сырца 

 Россия была и остается крупнейшим нетто-импортером сахара.  
   Длительное время генеральным импортером сахара-сырца по централизованным закупкам было внешнеторговое объединение "Продинторг", которое закупало и распределяло сахар-сырец и белый сахар в соответствии с "отработанной" схемой.  
   Однако после распада СССР и, соответственно, резкого сокращения поставок украинского сахара на территории России стал ощущаться острый дефицит сахара. В начале 1992 г. впервые пришлось заключать долларовые сделки на поставку украинского сахара. Импорт сахара-сырца всегда дотировался из бюджета, но на 1993 г. впервые не планировалось выделение бюджетных средств на дотации потребителям импортного сахара. Предусматривалась единственная льгота организациям, закупающим сахар за границей - разрешение на открытие аккредитивов и отсрочка в 90 дней по расчетам с бюджетом. Однако в середине этого же года пришлось вернуть систему дотирования импорта сахара и Комитет (департамент) по пищевой и перерабатывающей промышленности - основной потребитель импортного сахара-сырца - продолжал поставлять своим предприятиям-переработчикам сырье для производства сахара по цене, составляющей 60% от импортной цены. Объем дотаций составил 12 млрд. руб.  
   Из-за отсутствия гибкой рыночной политики и спада производства отечественного свекловичного сахара коммерческие структуры не смогли стабильно обеспечить страну сахаром. В мае 1995 года Россия вынуждена была заключить межправительственное соглашение с Кубой на традиционную схему поставок "нефть-сырец" на менее выгодных условиях (3 млн. т российской нефти на 1 млн. т сырца, тогда как в соответствии с предыдущим межправительственным соглашением от 23 декабря 1993 г. предусматривался экспорт 2,5 млн. т нефти в обмен на 1 млн. т сахара-сырца).  
   В 1995 г. закупки сахара-сырца проводились в основном коммерческими структурами. При этом наиболее крупные сделки совершались под правительственные гарантии. Министерство финансов в 1995 г. заключило соглашения с 5 крупными торговыми компаниями и выдало поручительства коммерческим банкам, которые финансировали сахарные сделки этих компаний. Так, "Менатеп-Импекс" и "Русский сахар" в 1995 г. получили государственные гарантии на 100 млн. долларов США.  
   С 1996 г. импорт сахара-сырца осуществляется коммерческими компаниями с использованием кредитных средств. Введение в 1997 г. пошлины на импорт украинского сахара привело к оживлению рынка и повышению его привлекательности для крупных операторов и финансовых институтов. В результате в 1998 г. было завезено рекордное количество сырца - более 3 млн. тонн.

 
1.5 Меры государственного регулирования рынка сахара России

Программа "Сахар"  

   В 1994-95 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ совместно с другими министерствами и ведомствами была разработана Государственная программа увеличения производства сахара в Российской Федерации на 1995-2000 годы (сокращенно программа "Сахар").  
В Программе "Сахар" отмечалась низкая эффективность свеклосахарного комплекса и ставилась задача в короткие сроки улучшить обеспечение страны сахаром при максимальном сокращении его импорта за счет:

     
    * повышения урожайности и сахаристости  сахарной свеклы, внедрения современных технологий, широкого использования зарубежного опыта ее выращивания, частичного увеличения посевных площадей в новых районах;  
    * внедрения передовой технологии, обеспечивающей сокращение потерь свеклы и сахара при уборке, хранении и переработке;  
    * реконструкции и технического перевооружения действующих и строительства новых заводов;  
    * организации производства сахаристых продуктов из крахмалосодержащего сырья и выработки пищевых заменителей сахара.  
    Среди источников финансирования Программы указывались:  
    * выделение в федеральном бюджете централизованных инвестиционных и кредитных ресурсов в пределах средств, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса;  
    * привлечение части финансовых средств из бюджетов регионов, в которых планировалось строительство и реконструкция предприятий свеклосахарного комплекса;  
    * привлечение на конкурсной основе финансовых средств акционерных обществ, частного отечественного и иностранного капиталов, средств, получаемых от приватизации и акционирования сахарных заводов;  
    * направление иностранных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию действующих и строительство новых предприятий.  
    В настоящее время очевидна невыполнимость большинства мер, предусмотренных программой "Сахар" по следующим причинам:  
    * из-за общего кризиса, охватившего сельское хозяйство, производство сахарной свеклы теряет свою привлекательность для сельскохозяйственных товаропроизводителей;  
    * из-за сложностей, связанных с реализацией продукции (отсутствие средств у сахарных заводов на приобретение сахарной свеклы), которые приводит к реализации свеклы на давальческих условиях. Таким образом, производители сахарной свеклы вынуждены брать на себя и несвойственную для них функцию реализации сахара. Это приводит к осложнению оптовой торговли сахаром, т.к. на рынке присутствует все больше мелких партий сахара. В этих условиях вопросы внедрения современных технологий и повышения за счет этого урожайности свеклы отодвигается на неопределенное время;  
    * из-за роста импорта сахара с Украины;  
    * из-за трудностей предприятий машиностроительного и оборонного комплекса (разрыв хозяйственных связей, неплатежи со стороны заказчиков, снижение объемов государственного заказа) разработки нового оборудования для свеклосахарного комплекса откладываются;  
    * из-за растущего дефицита госбюджета сокращены средства, направляемые на перевооружение сахарных заводов. Приобретение техники за рубежом не под силу самим предприятиям.  

Информация о работе Рынок сахара