Роль информационно-консультационной службы в развитии АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 04:23, реферат

Описание

Структурой, которая осуществляет доступ к современной информации, помогает принятию обоснованных решений в новых экономических условиях, является информационно-консультационная служба (ИКС).
Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности АПК играет ведущую роль в развитии производства, переработке и продаже сельхозпродукции. В России созданы и функционируют уже десятки региональных и районных ИКС и число их постоянно увеличивается.
Сельхозтоваропроизводители и сельское население нуждаются в повседневной информации, консультациях и постоянном повышении своего образования. ИКС выполняет широкий спектр работ, начиная от проведения индивидуальных бесед и консультаций и кончая показом новых методов управления производством, учебой взрослого сельского населения. Правильное использование информации позволяет сельхозтоваропроизводителям АПК твердо занять свою рыночную нишу и выбрать наиболее рациональную организацию производства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Современное состояние информационно-консультационной службы АПК.4
1.1. Роль ИКС АПК России……………………………………...…………...4
2. Развитие ИКС АПК России: вклад проекта АРИС…………………..…..…10
2.1.Цель и задачи ИКС ……………………………………………....……...11
2.2. Функции ИКС АПК……………………………………………….….…11
2.3.Структура ИКС АПК…………………………………………….……....13
2.4. Принципы ИКС АПК России………………………….……...…..……15
Заключение……………………………………………………...………………..19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)

      4. Стремление ИКС реагировать не  только на текущие проблемы  сельских товаропроизводителей, но  на основе анализа тенденций  развития экономики, прогнозировать, какие проблемы возникнут в  будущем, и, соответственно, создавать  осведомленность о них у сельских  товаропроизводителей, нацеливать  аграрную науку на их решение  и инициировать изменения в  методах ведения хозяйства.

      5. Предоставление ИКС, с целью  защиты интересов сельских товаропроизводителей, сельским товаропроизводителям  действительно объективную и  проверенную информацию о новых  технологиях, методах ведения  хозяйства, передовом опыте.

      Для успешного выполнения своих задач  и функций службе необходимо применять  партнерский (демократический) стиль  управления и принятия решений, организовывать свободный и эффективный обмен  мнениями и информацией внутри службы, постоянное повышение квалификации и мотивации сотрудников.

      В своей деятельности ИКС ни в коей мере не ориентируется на получение  прибыли, но функционирует на основе частичной окупаемости затрат (введение механизма частичного возмещения растущих постоянных и переменных затрат предусмотрено вышеупомянутым Соглашением о займе).

      В отличие от сложившейся структуры  государственного управления АПК, информационно-консультационная служба должна быть максимально возможно децентрализована, то есть основные решения  по организационной модели, стратегии, приоритетам деятельности, кадровой политике и методам взаимодействия с сельскими товаропроизводителями  должны приниматься на региональном уровне.

      Информационно-консультационная деятельность осуществляется различными методами: массовыми (через открытую распределенную компьютерную сеть, телевидение, радио, публикации), групповыми (демонстрации, обсуждения) и индивидуальными. Распространение информации по аграрным проблемам, представляющим общенациональную значимость, осуществляется Пресс-видео центром Министерства сельского хозяйства России (в виде печатной продукции и видеофильмов) и Главным вычислительным центром Министерства сельского хозяйства России в электронном виде через открытую распределенную компьютерную сеть.

      Реализация  Проекта АРИС в регионах финансируется  из средств займа, предоставленного МБРР Правительству Российской Федерации, и средств регионального бюджета. Часть средств займа на закупку  системообразующего информационно-компьютерного оборудования (приблизительно 30% от стоимости всего оборудования) предоставляется региону на безвозмездной основе. Другая часть займа МБРР предоставляется региону в форме субзайма со сроком погашения 17 лет, из которых в течение 5 лет выплачиваются только проценты (около 8% годовых) и комиссия на неиспользованную сумму субзайма (0,25% годовых). Средства субзайма используются для закупки необходимого компьютерного и коммуникационного оборудования с периферией, оргтехники, учебного и типографского оборудования, транспортных средств. Из этих средств также осуществляется возмещение 30% затрат по ремонту помещений, а также для обучение руководителей и специалистов вышеуказанных информационных служб. Из региональных бюджетов покрываются налоги, таможенные платежи и сборы на закупаемое оборудование, эксплутационные расходы по функционированию информационных систем, а также 70% затрат по ремонту помещений. К настоящему времени 25 субъектов Российской Федерации подписали договоры субзаймов между Минфином России, Министерством сельского хозяйства России и Администрацией (Правительством) субъекта Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Заключение

      В настоящее время в России сложились  все условия для формирования действенной информационно-консультационной службы, учитывая отсутствие бюджетных  средств, а, следовательно, и невозможность  для государства оказывать поддержку  неконкурентоспособному производству, а также высокий уровень развития науки и интеллектуальный и творческий потенциал нации.

      Сегодня из-за отсутствия средств сельскохозяйственные журналы, брошюры, другая печатная продукция практически не доходят до товаропроизводителей. Число журналов сократилось. В этих условиях наиболее реальной, оперативной формой ознакомления сельхозпроизводителей с достижениями науки и новыми технологиями является ИКС.

      Региональные  ИКС должны стремиться к расширению перечня консультационных услуг, оказываемых товаропроизводителям АПК, начиная  с наиболее востребованных.

      Одним из важных направлений работы ИКС  по передаче знаний, передового опыта должны стать полевые дни — показ прогрессивных технологий, новой техники, рациональной организации труда и др. Для этого районные, региональные ИКС должны иметь в своей системе демонстрационные хозяйства. В этом качестве могут выступать лучшие коллективные и фермерские хозяйства. Руководители и специалисты этих хозяйств могут быть оформлены как консультанты.

      Одним из препятствий развития ИКС является слабая организация работы по подготовке и переподготовке кадров для ИКС. Успех работы ИКС зависит от знаний и опыта работы консультантов. Решение проблем кадрового обеспечения информационно-консультационной службы зависит от успеха в решении трех главных проблем: подбора (отбора) кадров, специального обучения и повышения их мотивации.

      Важнейшей задачей является поиск альтернативных источников финансирования. Недостаточное бюджетное финансирование сдерживает укрепление материально-технической базы ИКС, привлечение высококвалифицированных специалистов, и в конечном итоге, сказывается на уровне работы ИКС. Необходим постепенный переход службы на частичное финансирование. Но к вопросу о введении платных услуг надо подходить с исключительной осторожностью. Сельхозпроизводитель не только не готов к этому, но и в большинстве случаев попросту не в состоянии оплатить дополнительные расходы.

      Все эти меры, в конечном итоге, направлены на более активное участие региональных и районных ИКС в информационной поддержке сельхозпроизводителей, развитии агропромышленного комплекса, формировании портфеля заказов для науки, выстраивании эффективной системы разработки и внедрения в производство инновационных технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

     
  1.  Организация и функционирование информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей (под ред. В. М. Кошелева). Учебное пособие. - М.: Издательство МСХА, 2008.
  2. Организация информационно-консультационной службы в АПК (под ред. Ю. И. Клименко). Учебное пособие. - М.: Издательство МСХА, 2008.
  3. Веселовский М. Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики). - М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2006.

Информация о работе Роль информационно-консультационной службы в развитии АПК России