Организация и экономика птицепродуктового подкомплекса страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) поставит перед АПК задачу обеспечения продовольственной безопасности страны, которая, по мнению многих экспертов, может оказаться под угрозой. Важнейшей отраслью, способной решить эту задачу в России является птицеводство, однако оно, как и все аграрное производство страны, является депрессивным и пока не в состоянии удовлетворить потребности населения в мясе птицы и решить в короткие сроки проблему импортозамещения.
В данной работе предметом является выявление и решение проблем развития птицеводства в стране, определение методов позволяющих повысить эффективность производства продукции птицеводства.

Содержание

Введение
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РОССИИ 4
Современное состояние отрасли птицеводства России……………..4

Основные проблемы в развитии птицепродуктового подкомплекса страны…………………………………………………………………..6

Основные факторы, критерии и показатели эффективности промышленного птицеводства……………………………………….7
2. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РОССИИ…………………………………………………………………………12
2.1 Концепция инновационного роста и стратегия повышения эффективности птицеводства России…12
2.2 Повышение роли государства в обеспечении экономического роста…………………………………………………………………..16
3. Заключение
4. Приложение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 462.00 Кб (Скачать документ)

– создание новых экологически чистых высокоэффективных технологий и систем производства продуктов животноводства;

– разработка биотехнологий, способствующих ускорению генетического совершенствования  животных на основе генной и клеточной  инженерии;

– теория и практика кормления, адекватного потребностям разных генотипов, создание модели оптимальных метаболических типов животных и способов управления биосинтезом, компонентов продукции;

– разработка и апробация  новых молекулярно-генетических методов, направленных на ускорение селекционного процесса, сохранение и эффективное использование животных.

Как подтверждает отечественный и  мировой опыт, промышленное птицеводство является отраслью, позволяющей в  короткие сроки увеличить производство крайне необходимой стране продовольственной продукции и обеспечить рациональный белковый баланс рациона питания населения. Высокая экономичность производства птицепродуктов в сравнении с другими отраслями обусловлена высокой скороспелостью птицы, меньшим удельным расходом кормов, энергии, живого труда, что доказывает целесообразность приоритетного развития отрасли. Птицеводческая отрасль может быстро реагировать на меняющиеся потребительский спрос: выращивать птицу определенной пищевой кондиции, различного возраста, с различным соотношением полезных частей тушки, производить разнообразнейший ассортимент продуктов из мяса птицы с учетом специфики различных религий и культур. Кроме того, мясо птицы более однородно по составу, текстуреи цвету, чем мясо млекопитающих, поэтому его легче использовать в рецептурах разнообразных продуктов.

Таким образом, птицеводство – одна из наиболее активно развивающихся  отраслей сельского хозяйства, обеспечивающая население высокопитательными диетическими продуктами. Отрасль способна увеличить  выход продукции уже через несколько месяцев после вложения в него средств, ввиду короткого цикла воспроизводства птицы и отсутствия сезонности производства.

Необходимость ускоренного  роста промышленного птицеводства на базе совершенствования внедрения  инновационных процессов в отрасли обосновывается тем, что в потреблении мяса птицы в Российской Федерации есть большой потенциал роста. Даже с увеличением потребления на душу населения по имеющимся прогнозным расчетам 2004 г. относительно 2008 г. в пределах на 20–23% Россия не опережает по потреблению, а лишь через ближайшие 5–10 лет может при-близиться к текущему потреблению ведущих стран в мире.

Период реформирования аграрного сектора экономики (1990–1997 гг.) характеризуется сокращением  производства продукции птицеводства.

В связи с этим отечественная продукция по отношению к субсидированному импорту продовольствия оказалась неконкурентоспособной и быстро вытеснялась с российского внутреннего рынка. К 1997 г. производство отечественного мяса птицы снизилось на 33%, яиц – на 25%.

Однако птицеводство в связи с особенностями отрасли смогло преодолеть падение и начиная с 1998 года стало наращивать объемы производства.

Прирост производства достигнут  в основном за счет увеличения объемов  мяса благодаря внедрению прогрессивных  мясных кроссов птицы, в том числе и отечественных, а также за счет повышения суточных привесов до 4,5 г, уменьшения расходов кормов в пределах 1,8–1,9 кг на 1 кг привеса и сокращения дней откорма до 39–42 дней. Применение новых ресурсосберегающих технологий позволило значительно сократить срок откорма бройлеров, при этом были снижены затраты корма на единицу продукции на 35%. Одновременно резко улучшилось качество мяса птицы по весовым кондициям и упитанности. Возрос выпуск из мяса птицы полуфабрикатов, разнообразных колбасных изделий, консервов и готовых к употреблению видов продукции (до 22%). При этом доля мяса птицы в общем производстве мяса в среднем по России увеличилась до 27% (+10% к 1990 г.).

Это стало результатом переориентации производителей мяса птицы на конечный результат, на удовлетворение требований рынка и учет предпочтений потребителя. Этому способствовал и тот факт, что интеграционнокооперативные связи в птицеводстве постоянно расширялись и совершенствовались.

В концепции-прогнозе развития птицеводства до 2010 г. выделены следующие стратегические направления:

– подготовка и осуществление программ ускоренного развития птицеводства, прежде всего за счет наиболее полного  использования мощностей имеющихся  птицефабрик;

– осуществление мер государственной поддержки птицеводства, в том числе путем приоритетного выделения птицеводческим хозяйствам льготных кредитных ресурсов и среднесрочных кредитов для переоснащения и перевооружения производства, лимитов на поставку специализированного оборудования на условиях финансового лизинга;

– финансовое оздоровление предприятия  путем реструктуризации кредиторской задолженности и применения обоснованных тарифов на транспорт, электроэнергию и газ;

– проведение политики по защите интересов  отечественных товаропроизводителей птицеводческой продукции, обеспечению конкурентоспособности производимой ими продукции с завозимой из-за рубежа путем применения обоснованных таможенных пошлин на импорт птицеводческой продукции и использования части вырученных средств на финансовую поддержку птицеводческой отрасли;

– выделение средств на научно-исследовательские  и проектно-конструкторские работы, обеспечивающие ускорение разработок и внедрения в производство современных  достижений научно-технического прогресса;

– поддержание племенного дела, выделение  дотаций на племенную продукцию, а также компенсацию части затрат на покупаемые корма;

– всемерное развитие кооперации и агропромышленной интеграции птицеводческих хозяйств с предприятиями, производящими  для них специализированное птицеводческое оборудование, комбикорма, зернофураж и другие кормовые ресурсы и осуществляющими переработку птицеводческой продукции и ее реализацию. Особое внимание должно уделяться формированию агрохолдинговых компаний по птицеводству, способных конкурировать с иностранными транснациональными компаниями на мировом рынке;

– широкое развитие кооперационных связей промышленных птицефабрик с  фермерскими (крестьянскими) хозяйствами  и индивидуальными приусадебными  хозяйствами населения, предусматривающими обеспечение птицефабриками потребностей фермерских (крестьян-ских) хозяйств и подворий граждан в молодняке птицы и кормах, а также закупку у них птицеводческой продукции;

– создание условий привлекательности  отрасли для инвестирования отечественными и зарубежными инвесторами;

– оказание методической и организационной помощи птицеводческим хозяйствам в разработке бизнес-планов, освоении внутрихозяйственного механизма управления, обеспечивающего нацеленность всех звеньев предпринятой на достижение наивысших конечных результатов;

– проведение аналитической работы по исследованию рынка птицеводческой продукции и материально-технических ресурсов для птицеводства, доведению результатов этих исследований до птицеводческих хозяйств;

– формирование в отрасли вертикально-интегрированных  структур в рамках Российского птицеводческого союза.

Эти перспективные разработки имеют свои региональные особенности, которые мы рассмотрим в последующих  разделах монографии.

 

2.2 Повышение роли государства в обеспечении экономического роста

Массовость, высокий уровень содержательности проведенных ис-следований, мировой и отечественный опыт подтверждают, что без ак-тивной регулирующей роли государственных институтов не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально-ориентированной рыночной экономики. При этом роль и значимость государства в агропродоволь-ственной сфере многократно возрастает.

Основными механизмами и инструментами  государственной поддержки сельского  хозяйства являются дотации, компенсации, субсидии, гарантии; госзаказы, квоты; товарные закупочные интервенции; залоговые операции; гарантированные целевые минимальные цены; лизинг; бюджетное финансирование; бюджетные ссуды; льготное налогообложение, льготное кредитование; таможенные пошлины; ускоренная амортизация.

Современные государственные  механизмы и инструменты государственной  поддержки птицеводства направлены на достижение стратегической цели по обеспечению последовательной интенсификации производства птицеводческой продукции, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на мировом рынке агропродовольствия. Это сложный и многоплановый процесс, рассчитанный на длительный период и затрагивающий разные стороны деятельности всех предприятий отрасли. Интенсивный путь развития способен обеспечить рациональное использование производственного потенциала, увеличение выпуска и повышение качества продукции при условии реали-зации государственной поддержки птицепродуктового подкомплекса.

В этих целях коллегией Минсельхоза  РФ разработана и утверждена «Отраслевая целевая программа развития птицеводства в РФ в 2005–2007 гг. и на период до 2010г.». В ней определены приоритеты постепенного импортозамещения и обеспечения населения качествен-ной отечественной продукцией. Выполнение программы позволит до-вести удельный вес мяса птицы отечественного производства в его рыночных ресурсах до 80% и более. В программе определены основные положения перспективной экономической политики, в частности повышение роли государства:

– в формировании эффективной конкурентной среды посредством таможенного тарифного и нетарифного регулирования импорта для устранения тех конкурентных различий, которыми обусловлена им-портная продукция, в части финансовых субсидий;

– в антимонопольном регулировании рынка птицеводческой продукции и ресурсов, создающих условия повышения эффективности производства;

– в финансировании структурно-технологической  модернизации отрасли;

– инновационном развитии материально-технической  базы посредством увеличения сферы  применения субсидированных процентных ставок по кредитам и другой финансовой поддержки сельскохозяйст-венных предприятий.

Эти проблемы могут быть решены федеральным  законом «О развитии сельского хозяйства».

На наш взгляд, эти и другие задачи по выполнению государственной  программы в части регулирования рынка птицеводческой продукции и государственной поддержки отраслей промышленного птицеводства могут быть решены в системе интегрированных структур.

В связи с этим мы полагаем, что  в целях дальнейшего совершенствования  функционирования интегрированных систем в птицеводстве возможно создание частно-государственной птицепродуктовой холдинговой компании, с включением вышеназванных отраслей промышленного птицеводства, а также хозяйств населения, занимающихся птицеводством и других структур, централизованно сориентированных на конечный результат получения готового птицеводческого продукта. Таким образом, птицеводческий бизнес становится сравнительно более управляемым со стороны государства.

Таким образом, в данных условиях развития отечественного птицеводства в соответствии с мировыми тенденциями, основные институты, механизмы и инструменты государственного регулирования птицепродуктового подкомплекса могут быть наиболее целенаправленными и эффективными в интегрированных объединениях, работающих на конечный результат.

Прежде всего, необходима справедливая конкуренция поставщиков  энергетических ресурсов, машин, техники  и оборудования, а также новейших технологий. В современных условиях резко возросших цен на электроэнергию, газ, на технику и технологию в птицеводстве, невозможно обеспечить конкурентоспособность отечественного птицеводства с импортными фирмами. На уровне государственных решений могут создаваться определенные резервы фондов материально-технического снабжения, отраслей и сфер птицепродуктового подкомплекса, которые могут быть использованы в случае спекулятивного негативного поведения на рынке материально-технических ресурсов оптовых и посреднических компаний.

Основными направлениями совершенствования  системы государственного регулирования промышленного птицеводства, являются увеличение объемов господдержки отечественной селекции и генетики птицы, расширения его племенной базы, содействие увеличению объемов и повышению эффективности функционирования отраслевой системы кормления и кормопроизводства, корректировка антимонопольной, налоговой и таможенной политики в интересах отечественных производителей. Для повышения устойчивости и управляемости птицеводческого бизнеса со стороны государства рекомендуется создание частно-государственных интегрированных систем холдингового типа.

Особая значимость со стороны государства  должна придаваться регулированию  таможенных пошлин на ввозимое по импорту  сырье, материалы, оборудование, чтобы  отечественное машиностроение могло  обеспечить наиболее полно новой техникой и технологией птицефабрики и другие производства промышленного птицеводства. В большей части в крупных интегрированных птицеводческих компаниях переход на инновационный путь развития осуществляется на базе закупки зарубежной техники и технологии, отличающихся высоким качеством, надежностью и эффективностью функционирования. В связи с тем, что финансовое положение современных птицефабрик остается сложным, уровень рентабельности мясного птицеводства достаточно низким, а в большей части убыточным, необходимо создать льготные условия получения кредитных средств для приобретения ресурсов. Наряду с этим в целях повышения финансовой результативности деятельности птицефабрик нужны рациональные механизмы и инструменты льготного налогообложения продукции и производства.

Важным направлением государственного регулирования птицепродуктового  подкомплекса является обеспечение  качества мяса птицы, продуктов его  переработки и яиц за счет создания специальных научно-технических  нормативных регламентов. При этом должны действовать государственные механизмы по сдерживанию выхода на продовольственный рынок замороженной птицепродукции и стимулировать выпуск охлажденного мяса птицы при широком ассортименте данной продукции.

Необходимо также активное вмешательство  государства в создание птицефабриками эффективной собственной кормовой базы. Касается это тех из них, которые не имеют возможностей для приобретения или аренды земли для выращивания зерновых и других культур для собственных комбикормовых заводов. В этой связи необходимо оказание финансовой поддержки в плане приобретения земельных ресурсов и освобождения от таможенных сборов за завозимые по импорту пока не заменимые кормовые компоненты.

Решение правительства о включении  птицефабрик в национальный проект развития АПК является своевременной и важной мерой поддержки отрасли. Но полученные кредитные ресурсы, которые значительно увеличились, должны распределяться, прежде всего, не только на строительство и реконструкцию племенных хозяйств, но и на расширение новейших технологий и формирование кормовой базы с целью обеспечения оптимальных рационов кормления птицы. Одновременно государство должно усилить законодательные правовые меры по формированию и развитию птицепродуктового рынка. В частности необходимо усилить государственный контроль за поставкой на рынок птицы неустановленного происхождения, низкокачественных и фальсифицированных продуктов мясоптицепереработки. В связи с этим должны быть разработаны специальные государственные механизмы защиты интересов производителей и потребителей мяса птицы и яиц, а также продуктов их переработки.

Информация о работе Организация и экономика птицепродуктового подкомплекса страны