Определение сельскохозяйственной кооперации

Автор работы: p**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:48, реферат

Описание

Определение сельскохозяйственной кооперации. Сельскохозяйственная кооперация – форма организации производства в виде добровольного объединения сельскохозяйственных производителей для достижения общих хозяйственных целей. Характерные её признаки:
- Добровольность членства, основанная на экономическом интересе, осознании хозяйствующим субъектом необходимости или выгодности объединения;

Работа состоит из  1 файл

Определение сельскохозяйственной кооперации.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

В первую очередь был  нарушен исходный кооперативный принцип  – добровольность членства. Принуждение  ведёт к утрате хозяйской заинтересованности у объединяющихся крестьян. Частично экономический интерес в те годы компенсировался массовым энтузиазмом построения нового общества. Однако и его было недостаточно, так как потребовалась особая паспортная система, привязывающая крестьянина к колхозу. В декабре 1932 г. была введена паспортизация населения для контроля за передвижением трудовых ресурсов и направления главным образом против отлива колхозников из деревни. В марте 1933 г. эта мера была подкреплена постановлением о регулировании отходничества из колхозов.

Добровольность  членства в коллективных хозяйствах нарушалась и нормой земельного законодательства, по которой обобществлённая  земля не подлежала  выделу, если колхозник  хотел выйти из колхоза. Также желающий выйти не мог получить обратно свои средства производства, внесённые в колхоз, или хотя бы рассчитывать на денежную компенсацию своего имущественного пая. С установлением административно-командной системы последовательно устранялись хозрасчётные черты функционирования колхозов. Если вначале 20-х гг. коллективные хозяйства выступали как достаточно независимые товаропроизводители и продавцы на рынке сельскохозяйственной продукции, то в последствии постепенно начинает проявляться концепция превращения их в государственные «фабрики зерна и мяса», работающие по единому государственному плану. С 1926 г. разворачивается система контрактации, которая ещё вполне вписывается в рыночные отношения нэпа. Но для политики сплошной коллективизации и усиливающегося централизма в управлении сельским хозяйством контрактационный договор уже недостаточен. С 1932 г. начинается отмена контрактации по отдельным продуктам – сначала по мясу, затем зерну, картофелю и др. После 1934 г. заготовки в порядке контрактации распространялись только на основные технические культуры (до 1940 г.). На смену контрактации пришла система обязательных поставок государству по твёрдым плановым ценам. Размер обязательных поставок определялся по нормам в зависимости от плана посева растениеводческих культур или от поголовья скота. Помимо обязательной поставки государству своей продукции колхозы оплачивали с 1933 г. натурой и услуги МТС. В дальнейшем обязательный характер приобрели и сверхплановые поставки государству. В результате фактически весь объём товарной продукции колхозов поступал через плановые каналы, минуя рынок. Колхозам жёстко устанавливались центром не только объёмы производства и реализационные цены, но и посевные площади, поголовье и продуктивность. Таким образом, у них не было возможности экономического манёвра, пространства для хозрасчётной самодеятельности.

С другой стороны, колхозы  становились всё  более зависимыми от бюджетного финансирования, всё меньше источником расширенного воспроизводства  в аграрном секторе  служил кредит. В  кооперативной теории всегда считалось  обязательным паевое участие в коллективном предприятии членов кооператива. Пай отражает активность участников кооперации, их заинтересованность в общем деле, что в конечном счёте обусловливает устойчивость кооперации. В 20-е гг. колхозы объединяли преимущественно бедняцкие хозяйства, поэтому вопрос паевых взносов и учёта их при распределении доходов не возникал.

Государственное регулирование всё  больше охватывало и  внутриколхозные  отношения, ограничивая  кооперативную  самодеятельность коллективных хозяйств. Централизованно определялись формы организации и оплаты труда: повсеместно внедрялись бригадные методы, сдельщина, трудодни, трудовые книжки, вводились единые нормы выработки. Труд колхозников неуклонно превращался в труд наёмных работников, для стимулирования которого применялись жёсткие дисциплинарные меры. 

Приусадебные  участки были включены в фонд общественных колхозных земель, что на долгие годы стало действенным  рычагом стимулирования трудовой дисциплины в колхозах, особенно в те периоды жизни  деревни, когда главным источником существования сельского жителя являлось подсобное хозяйство. Централизованно устанавливались предельные размеры приусадебных земель, твёрдые нормы личного скота, условия предоставления рабочего скота для личных нужд колхозников.

Деформировались демократические основы хозяйственного управления колхозами. Высший орган управления артелью, согласно Примерному уставу – общее собрание её членов, руководит выборное правление во главе с председателем. Повсеместно распространялась практика назначенства, когда районные органы управления сельским хозяйством смещали и назначали председателей колхозов по своему усмотрению.

Наконец, ещё одним важным фактором огосударствления колхозов был демонтаж системы сельскохозяйственной кооперации, внутри которой коллективные хозяйства могли реализовывать большинство своих функций на негосударственной основе. Со сворачиванием сельскохозяйственной кооперации у колхозов не осталось альтернативы государственным структурам в снабжении техникой и техническом обслуживании, сбыте продукции, получении кредитов, удовлетворении других потребностей.

Таким образом, смена экономической  концепции и политика сплошной коллективизации сельского хозяйства привели к подрыву кооперативной основы колхозов. Коллективное земледелие как ветвь крестьянской кооперации в нашей стране прекратила существовать с отменой нэпа. 
 

          Сельскохозяйственная  кооперация в условиях современной советской  экономики. 
           
           

Современные кооперативные формы  в аграрном секторе.

Что же представляла из себя сельскохозяйственная кооперация к середине 80-х гг.? С одной стороны, надо отметить крайнее однообразие кооперативных форм. Даже если судить лишь по внешним признакам, то в аграрном производстве можно выделить только колхозы, межколхозную и некоторые новые формы  агропромышленной кооперации (агрообъединения, агрофирмы, производственные системы и т.д.). В сложившемся экономическом механизме, базирующемся на административно-командных методах, отсутствуют реальные товарно-денежные отношения и хозяйственный демократизм, существующие кооперативные формы практически потеряли свою кооперативную сущность, стали звеньями общегосударственной системы хозяйственного управления. Введение системы государственных заказов или натурального налога не позволяет говорить о кооперативной самодеятельности колхозов, хотя это в определённой мере является отходом от тоталитарного государственного управления сельским хозяйством.

Одна  из отличительных  особенностей кооперативных  предприятий –  паевые взносы  участников и создание паевого  капитала. В ранних Примерных уставах колхоза паевой фонд предусматривался, и пожелавший выйти из коллективного предприятия мог получить причитающуюся ему долю этого фонда. Однако с завершением коллективизации, фактическим закрепощением крестьян был утрачен какой-либо экономический смысл паевых взносов – они были отменены.

Важнейший принцип кооперации – самофинансирование. Изначально бюджетное  финансирование в  колхозах было незначительно, но постепенно доля привлечённых средств  увеличивается: в 1960 г. она составляла 23,7%, в 1970 г. – 32,3%, в 1986 г. – 59,5% общего объёма финансированных капитальных вложений.  Самофинансирование постепенно престало быть определяющей чертой коллективного хозяйства.

Сохраняются некоторые различия между колхозами  и совхозами и  в порядке расчётов с государственным  бюджетом, и в организации  оборотных средств, и в финансовом планировании, но постепенно и эти механизмы унифицируются. Членство в колхозах так же принимает всё более формально-кооперативный характер. Вступление и выход крестьянина из коллективного хозяйства не обусловливается какими-либо имущественными или финансовыми обязательствами: в колхоз вступают без взносов и выходят без права на получение какой-либо доли общего имущества, земли или их финансовой компенсации.

Такие огосударствленные, лишённые самодеятельности колхозы не могли  быть экономически заинтересованы в создании полноценной межхозяйственной кооперации. Поэтому в целом рациональная, но насаждаемая сверху в невосприимчивую хозяйственную среду эта идея оказалась неэффективной.

Таким образом, реальных кооперативных  отношений в советской аграрной экономике к началу современной экономической реформы практически не существовало.

Правовое  обеспечение развития сельскохозяйственной кооперации.

Пока  основной правовой документ, регламентирующий деятельность кооперативов во всех сферах народного хозяйства – Закон СССР «О кооперации в СССР», принятый в мае 1988 г. Его практическая реализация в течение 2 лет выявила ряд недостатков, которые были неизбежны, учитывая характер данного документа для советской экономики. В развитии кооперации проявился ряд негативный тенденций, которые были обусловлены не только недостатками закона, но и неадекватной экономической средой – отсутствием реального рыночного механизма, а также в психологической неготовности нашего социума к новой хозяйственной форме. Дальнейшее развитие кооперации в стране зависит не столько от совершенствования законодательства, сколько от степени продвижения по пути рыночной экономики и преодоления социальной напряжённости в обществе по поводу кооперации. Тем не менее система правовых норм, регламентирующих кооперацию, требует значительного усовершенствования. Закон СССР «О кооперации в СССР» разрешает гражданам принимать участие только в одном кооперативе производственного или потребительского типа. Но для крестьянина не должно быть ограничений на членство в нескольких сельскохозяйственных товариществах. Он может вступать в несколько сбытовых кооперативов по реализации различных видов своей продукции, несколько закупочных – по обеспечению удобрениями, техникой и т.д., в кооперативы по электрификации, мелиорации и другому обеспечению своего хозяйства.

Один  из главных вопросов взаимоотношений кооператива с государством – налогообложение. Колхозы уплачивают налог с доходов всего хозяйства, доходы колхозников от налогообложения освобождаются.

Таким образом, аграрную часть  современного кооперативного законодательства необходимо кардинальным образом  усовершенствовать, и прежде всего  провести в нём  чёткую грань между  колхозами и другими  земледельческими кооперативами.

В Законе о кооперации следует предусмотреть следующие цели, для реализации которых граждане СССР могут создавать сельскохозяйственные кооперативы:

1) совместное ведение  сельскохозяйственного  и подсобных к  нему производств;

2) снабжение членов  кооператива необходимыми  средствами производства;

3) переработка и  сбыт продукции;

4) мелиоративное, инженерное, коммуникационное  обустройство хозяйств;

5) другие мероприятия  по улучшению сельскохозяйственного  производства членов  кооператива.

Таким образом, современное  правовое обеспечение  развития сельскохозяйственной кооперации недостаточно ориентировано на представление колхоза главной кооперативной формой в деревне.

Кооперативные признаки колхоза.

При определённых экономических  обстоятельствах  некоторые колхозы  и даже совхозы  могут быть трансформированы в кооперативные предприятия по типу классических сельскохозяйственных артелей.

Один  из основополагающих принципов кооперации – добровольность членства. Сегодня  для крестьянина  выход из колхоза  означает либо смену  сферы приложения труда. Либо даже смену места жительства, т.к. не имея ни земли, ни других средств аграрного производства, он обычно вынужден искать несельскохозяйственную работу в соседнем посёлке или городе, а если хочет продолжать трудиться на земле – то переезжать в другую местность, устраиваться в другое хозяйство.

Крестьянин  должен иметь право  выбирать, работать ли ему в коллективе или отдельно.

Таким образом, восстановление в колхозе кооперативных  принципов не предполагает обязательного земельного надела каждого члена  в общем землевладении.

Кооперативный признак, подлежащий восстановлению в  колхозе – паевые отношения. Материальная заинтересованность современного колхозника в коллективном хозяйстве  исчерпывается в  основном той оплатой  труда, которую он получает. Поэтому  колхозник не осознает себя реальным совладельцем. Традиционные кооперативные принципы не предполагает распределение совместно полученного дохода между членами пропорционально вложенным паям, капитал в кооперации не оплачивается.  Пай передаётся по наследству, его можно получить при выходе кооператива, однако доход делят между членами в соответствии со степенью их участия в операциях кооперативного предприятия. Наконец, возврат пая выбывающему из колхоза-кооператива члену, гарантирует полную добровольность кооперативного объединения.

Информация о работе Определение сельскохозяйственной кооперации