Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть земельные ресурсы ОАО ПСХ «Энергетик» и формирование земельного рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть специфику земли как фактора производства.
2. Выявить особенности земли как фактора сельскохозяйственного производства.
3. Определить экономическую и стоимостную оценку земельных участков.
4. Рассмотреть мероприятия, способствующие эффективному использованию земли.
Введение………………………………………………………………….……......3
Глава 1. Земля как фактор производства
Значение, состав и структура земельных ресурсов……………………...….5
Земельные отношения и рынок земли…………………………………...…13
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО ПСХ «Энергетик»
2.1 Наименование и месторасположения предприятия……………………….24
2.2 Размер предприятия ОАО ПСХ «Энергетик»……………………………..25
2.3 Специализация предприятия и его дополнительные отрасли…………….26
2.4 Обеспеченность предприятия основными средствами…………………..27
Глава 3. Эффективность использования земли и мероприятия, способствующие полному использованию сельскохозяйственных земель в ОАО ПСХ «Энергетик»
3.1 Использование земли в ОАО ПСХ «Энергетик»………………………….29
3.2 Мероприятия, способствующие эффективному использованию земли…33
Выводы и предложения…………………………………………………………37
Приложение
Основными
землепользователями в
В России провозглашено многообразие форм земельной собственности – государственной, муниципальной, частной – и их равенство в условиях многоукладной экономики. К государственной собственности относятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Это исключает существование земли и других природных ресурсов в качестве бесхозного имущества. Часть земли, находящейся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями (учебно-производственными хозяйствами, опытно-производственными хозяйствами и др.) во владение, пользование и распоряжение.
Земельные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями во владение, пользование, распоряжение.
В Российской Федерации в частной собственности находится 129,6 млн. га сельхозугодий (65,6% их общей площади); из них земельные доли сельскохозяйственных жителей занимают 117,6 млн. га. Большинство земельных долей (91,8%) передано сельскохозяйственным предприятиям на разных правовых условиях. В фермерских хозяйствах сконцентрировано 13,5 млн. га (6,9%), в личных подсобных хозяйствах – 11,9 млн. га (6%), в государственной собственности – 68 млн. га сельскохозяйственных угодий (34,4%).
Значительная часть сельскохозяйственных угодий России неблагоприятна для возделывания сельскохозяйственных растений. Более половины сельхозугодий излишне увлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, подвержены водной и ветровой эрозии. Три четверти общей площади пашни расположены в районах рискованного земледелия и с недостаточной влагообеспеченностью. [7]
Из всех деградационных процессов наибольшую опасность по последствиям представляет эрозия. Различным ее видам подвержена четвертая часть всех сельскохозяйственных угодий (54 млн. га), в том числе почти треть пашни (36 млн. га). Наибольшая доля приходится на земли, подверженные водной эрозии (18,6%). Удельный вес деформированных земель составляет 5,8% общей площади сельхозугодий.
Основные направления рационального использования земельных ресурсов и их охраны определяются следующими долгосрочными целями:
-
стабилизация природной среды
путем создания системы
-
вовлечение в
-
предотвращение деградации
-
восстановление утраченных
-
переход на ресурсосберегающие
технологии и системы
В решении этих проблем большая роль принадлежит федеральным целевым программам, как важнейшему средству реализации политики государства, активного воздействия на экономические и экологические процессы.
Рациональное
использование земельных
При введении мониторинга
Основные задачи мониторинга земель:
- своевременное
выявление изменений в
- информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального контроля за использованием и охраной земель.
Содержание мониторинга
По результатам оценки
Земельные отношения включают отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота и процессе взимания, распределения и использования платы на землю.
Земельный оборот представляет собой систему перераспределения земель различного целевого назначения между собственниками, владельцами и пользователями земельных участков. Эта система включает различные операции с землей: аренду, куплю-продажу, наследование, дарение, залог и др.
В Российской Федерации
Из всех форм земельного
Доля граждан и их объединений
в общем числе сделок по
аренде земли достигает 90%, тогда
как сельскохозяйственных
В отличие от аренды купля-
В 2002г. были проданы
К основным причинам, сдерживающим
нормальное функционирование
- противоречивость
современной концепции
- отсутствие
эффективной правовой основы
для развития земельного
- слабое
развитие инфраструктуры
- многочисленные барьеры, возникающие при реализации прав земельной собственности, связанные, прежде всего, с выделением земельных участков в натуре, сложностью процедур правового, организационного и технического оформления сделок; особенно это касается реализации прав собственности владельцев земельных долей.
Землевладение и
Плата за землю существует в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли.
Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, а также все землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. На сельскохозяйственные угодья он устанавливается с учетом их состава, качества и местоположения. Средние размеры земельного налога с 1 га пашни по республикам, краям и областям установлены Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон оплате на землю». В соответствии с этим документом ставка земельного налога с 1 га пашни колеблется от 0,67 руб. до 4,95 руб. [10, стр. 74-76]
Средства, поступающие в бюджет от земельного налога, должны использоваться на следующие цели:
- финансирование
мероприятий по
- инженерное и социальное обустройство территории;
- финансирование
хозяйств, ведущих сельскохозяйственное
производство на землях
В настоящее время земельный
налог пока не выполняет
Арендная плата вносится за земли, переданные в аренду; ее размер устанавливается договором. Величина арендной платы в значительной степени зависит от целевого использования земельных участков и их местоположения. Так, средняя арендная плата по стране за 1м2 земельных участков, расположенных в городах и поселках и переданных предприятиям торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания в 2002г. составило 49,3 руб., а в сельских населенных пунктах за аналогичные участки – 3,5 руб. Сельскохозяйственные предприятия платили в среднем за землю от60 до 150 руб. с 1 га.
Нормативная цена земли используется с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно- долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельных участков.
Рыночная цена земли формируется в процессе купли-продажи земельных участков, то есть зависит от величины спроса и предложения. Владелец земельного участка в нормальной ситуации продаст его лишь в том случае, если полученная за него сумма, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход на меньший, чем получаемая с данного участка рента.
Цена земли – это
Ц =
Р/П * 100,
где Ц – цена земельного участка, руб.;
Р - земельная рента, руб.; П – ссудный
процент.
Цены на землю имеют устойчивую тенденцию к росту; особенно высоки они на земельные участки в городах и поселках под индивидуальное жилищное строительство. Экономической основой цены земли, земельного налога и арендной платы служит земельная рента как форма реализации права земельной собственности. Так, при аренде доход земли делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход земельного собственника).