Государственная поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:54, реферат

Описание

Недостатки экономической политики государства последнего десятилетия с особо остротой проявились в положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности данной сферы, так и более сложные стартовые условия, сложившиеся к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного комплекса от других отраслей народного хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Сельское хозяйство в годы СССР …………………………..
Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в с/х ………………………………………………..
Проблемы с/х в России …………………………………………
Опыт государственного регулирования и поддержки с/х за рубежом (Польша, США)………………………………………………………….
Последствия реформ и причины кризиса с/х …………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………..

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 70.15 Кб (Скачать документ)

Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантированных  цен на сельскохозяйственную продукцию.

Так, в Финляндии действуют  три вида цен: целевые, дотационные  и дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства  определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т.е. с лучшими условиями производства. Для районов  с худшими условиями предусмотрены дотации. Дотационные цены устанавливают по той же процедуре, что и гарантированные, но на сельскохозяйственную продукцию, идущую на экспорт. При этом, если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не подлежат оплате по дотационным ценам. На сельскохозяйственную продукцию, произведенную сверх установленных государственных квот, предусмотрены дополнительные цены, которые варьируют в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом районе страны (они, как правило, ниже целевых цен).

К особенностям ценообразования  на сельскохозяйственную продукцию  в развитых странах относится  дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью  компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно  в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных  складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков  от потерь сельскохозяйственной продукции  при хранении.

Один из важнейших показателей  государственного регулирования сельского  хозяйства в развитых странах  − уровень бюджетной поддержки  фермерских цен на произведенную  продукцию. Этот показатель отражает отношение  всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию − с 8,5 до 47, животноводческую − с 20 до 28,5%.

Общей основой ценообразования  в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию  общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При  этом стремятся учитывать уровень  и динамику мировых цен. Важнейшей  функцией цены остается регулирование  доходов сельского хозяйства  для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает  оперативное слежение за динамикой  цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.

Субсидии в странах  ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной  фермерами товарной продукции, в  Японии и Финляндии − 70, в России − лишь 3,5%. В США на развитие сельского  хозяйства в расчете на единицу  продукции вкладывается средств  на 30% больше, чем в другие отрасли.

Помимо ценового механизма, общие для ЕС нормы организации  и регулирования рынков сельскохозяйственного  сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных  дотаций (национальный аспект), а также  общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет  унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта. Основным стремлением наднациональных органов ЕС является поиск средств и методов в сфере поддержки производителя, которые обеспечивали бы ему примерно равные позиции в каждой отдельной стране.

В ЕС национальные дотации  предоставляются в рамках общеевропейской  дотационной политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая условия наибольшего  благоприятствования в рамках какой-либо отдельной страны, запрещена. К такого рода помощи относятся: ценовые вмешательства (надбавки к ценам), регулирование объемов производства, высокая компенсация за экспортную продукцию. Вместе с тем национальное правительство участвует в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, обеспечению ветеринарного надзора, внедрению достижений научно-технического прогресса, охране окружающей среды, стимулированию производства в так называемых проблемных районах, обеспечению минимального уровня доходов мелким хозяйствам.

Кроме того, бюджетная поддержка  может предоставляться как государствами-членами  ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли  Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного  объема.

Таким образом, общеевропейская  политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции  и решение ряда других проблем.

Польша. Перед вступлением  Польши в Европейский союз расширилась  разработка  государственной политики по отношению к аграрному сектору и  проблем ее соответствия совместной аграрной политике ЕС. Если пользоваться методикой  Организации экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР), то уровень субвенций в Польше в 1995 г. составил 21%, а в ЕС − 15%-49%.

 

С 1989 г., когда началась либерализация  экономической жизни, в Польше были вообще сменены ориентиры проводимой ранее аграрной и продовольственной  политики. Было прекращено субсидирование импорта и продуктов питания, что сразу же привело к резкому  росту цен на продовольствие, способствовало инфляции. В свою очередь, это принудило  польское правительство принять  меры стабилизационного  характера для улучшения рыночного равновесия и сдерживания резкого роста цен на продовольствие, что привело к использованию определенных методов государственного регулирования.

В системе инструментов государственного регулирования аграрного рынка   особое место отводится гарантированным ценам и экспортно-импортному механизму для основных агропродуктов  − зерна, молочных продуктов, свинины и говядины. Эти меры более или менее отвечают предусмотренным совместной аграрной политикой ЕС. Аграрное рыночное агентство (АРА), которое подчинено Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности, осуществляет все необходимые интервенционные меры: покупает и продает агропродукты, расходует и пополняет государственные резервы продовольствия, предоставляет гарантии по сельскохозяйственным кредитам и субсидии  при строительстве оптовых продовольственных рынков.

Правительство Польши устанавливает  минимальные цены на продовольственную  пшеницу и рожь, которые являются и интервенционными. Если рыночные цены снижаются ниже минимальных, то АРА проводит интервенционные закупки. Кроме того, агентство закупает зерно  в государственные резервы. Продажа  из интервенционных запасов может  осуществляться как на внутреннем рынке, так и на экспорт в соответствии с действующими правилами мировой  торговли. С 1996 года в Польше действует  специальная организация по рынку  сахара. Интервенционные меры применяются  по молочным продуктам. АРА может  влиять на рынок молокопродуктов  тем, что закупает у молокозавода сливочное масло по интервенционным  ценам, а те, в свою очередь, платят производителям  молока  установленную минимальную цену.

Интервенция на рынке свинины, которая в Польше является приоритетной в производстве и потреблении  мяса, направлена на стабилизацию цены, а по говядине ограничивается закупками  в государственный резерв. По всем другим агропродуктам роль государства сводится к экспортно-импортному регулированию.

Рыночные и поддерживающие цены в Польше, кроме цен на пшеницу  и свинину, значительно ниже, чем  в Евросоюзе. В 1998/99 г. интервенционные  цены на пшеницу в Польше составляли 79% к интервенционным ценам ЕС, а на свинину в 1999−2000 гг.− 83% к  ценам Евросоюза. В то же время  цены на говядину в 1998 г. В Польше были на уровне 46% к ценам ЕС, на молоко жирностью 3,7% составляли 47% к ценам  ЕС.

Проводится целый ряд  мероприятий по развитию сельской местности, охране окружающей среды, поддержке  структурных сдвигов в аграрном секторе. Среди них: приватизация земли  и изменение отношений собственности  в сельском хозяйстве, интегрированное  развитие села и технической инфраструктуры, модернизация сельскохозяйственных предприятий  и т.д.  

В аграрной политике Польши значительное место отводится модернизации и рационализации аграрной структуры, закреплению молодых и начинающих фермеров, помощи сельскому хозяйству  в районах с неблагоприятными для ведения агропроизводства условиями. Структурные изменения в Польше обеспечиваются поддержкой сокращения расходов на производственные ресурсы, предоставлением производственных кредитов на льготных условиях, увеличением количества применяемых удобрений и средств защиты в растениеводстве, качественным улучшением поголовья скота и льготным налогообложением.

С 1990 г. Польша ликвидировала  государственную монополию внешней  торговли, а также нетарифные меры регулирования экспорта − импорта. В силу этого уже в начале 90-х  годов польская таможенная система  стала одной из наиболее либеральных в Европе. В последние годы введена новая система таможенных сборов за агропродукцию, отвечающая в полной мере законодательным актам. 

Соединенные Штаты Америки. Министерство сельского хозяйства  США собирает данные для аналитических  целей по ценам на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства для сельского хозяйства. Но в  Америке ценовой паритет  (соотношение двух индексов: цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства), начиная со Второй мировой войны, непрерывно падает, с небольшими подъемами.

Тенденция падения ценового паритета в долгосрочной перспективе  в рыночной экономике хорошо объяснена. С экономическим развитием страны население все меньшую долю своего растущего дохода тратит на продукты питания. В Америке расходы на питание (включая питание в ресторане) сегодня составляют только 12% против 22% в 1948 г. Возросшая продуктивность ведет не только к удешевлению  продовольствия, но и позволяет переместить  ресурсы из сельского хозяйства  в другие отрасли. Правительство  США не контролирует и не субсидирует  цены на сельскохозяйственные ресурсы. Также оно не контролирует процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту.

Отсутствие контроля за ценами означает, что цены являются равновесными. Эти цены являются ключевой характеристикой американской аграрной  экономики. Следовательно, нет тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники и т.д. Поэтому нет оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Хотя в сельском хозяйстве нет регулируемых цен и дотаций на средства производства, американское правительство помогает фермерам создавать собственные кооперативы по закупкам и иногда производству средств производства, а также применяет другие меры поддержания конкуренции в “1-й сфере американского АПК”. Это также включает в себя проведение либеральной политики в международной торговле средствами сельскохозяйственного производства. С 1933 г. Министерство сельского хозяйства США реализует программы по поддержанию определенных минимальных цен для фермеров в определенных условиях по ряду продуктов (в основном по зерну и хлопку). Эти программы лишь дополняют рыночную экономику, действующую в американском сельском хозяйстве. Закупки Министерства сельского хозяйства США были покупками “покупателя в последней инстанции”, закупками избытка продукции для последующего хранения и реализации непосредственно через конкурентные коммерческие рыночные каналы. Бюджетные расходы на американские программы ценовой поддержки и стабилизации различаются очень сильно по годам, повышаясь в годы большого урожая и низких рыночных цен. Прямые правительственные выплаты фермерам обычно составляют 5% всех поступлений от реализации сельскохозяйственной продукции (это включает выплаты за консервацию плодородных земель). Рекордный урожай был в 1987 г., когда прямые правительственные выплаты достигли 16,7 млрд долларов, или 12% всех поступлений от продажи фермерской продукции. Это также составило одну треть  процента ВВП США в этот год.

Министерство сельского  хозяйства США также помогает американским фермерам реализовывать  их продукцию, поддерживая сбытовые кооперативы и гарантируя конкурентность рынка сельскохозяйственной продукции, предоставляя исчерпывающую информацию о стандартах и ценах на мировых рынках. Число занятых на фермах сейчас менее 3 млн человек из 130 млн человек трудовых ресурсов США. Фермер в этой стране  менее защищен государством, чем в странах Европейского союза, так как рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательство в ценообразование минимальное. Какую бы программу финансирования мы ни рассмотрели, она направлена прежде всего на защиту потребителя и природной среды. Фермерам приходится действовать в условиях жесткой конкуренции.

В результате этого эффективность  сельскохозяйственного производства в США выше, чем во многих странах  ЕС.

 

  1. Последствия реформ и причины кризиса с/х

 

Существующее плачевное  состояние сельского хозяйства  в России возникло вследствие реформ, проведенных еще в годы «перестройки».

В 1991 году начала проводится аграрная реформа. Ее цель заключалась  в переводе большинства государственных  сельскохозяйственных предприятий  в частное владение.

Резкий переход к рыночной экономике вызвал большие изменения  в аграрном секторе нашей страны. Существенную трансформацию претерпели организационная структура, система  управления, земельные отношения, принципы деятельности экономической системы  в целом. Радикальная либерализация  экономики в годы реформ и самоустранение из нее государства, демонтаж и неконструктивная замена управленческой финансовой, кредитной, ценовой, налоговой и других систем привели к обострению старых и  появлению новых проблем. В результате имеет место спад производства сельскохозяйственной продукции и значительная потеря населением реальных доходов.

Общее количество потребления  продуктов питания на душу населения  России в настоящее время составляет около 702 кг в год, тогда как в  передовых странах мира потребляется почти 960 кг, что соответствует установленным  медицинским нормам. Население России в настоящее время потребляет на 49% меньше нормы мяса и мясопродуктов, в 1,6 раза меньше молока и молокопродуктов, в 1,6 раза меньше овощей и рыбопродуктов. Дефицит белка в рационе питания  составляет 28%, а витаминов - 50%.

При переходе к рыночным отношениям, начало которого было положено с либерализацией цен на продукты питания, товары и услуги в январе 1992 г., страна потеряла продовольственную  независимость и превратилась в стратегически зависимую от импорта.

Информация о работе Государственная поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию