Государственная поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:54, реферат

Описание

Недостатки экономической политики государства последнего десятилетия с особо остротой проявились в положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности данной сферы, так и более сложные стартовые условия, сложившиеся к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного комплекса от других отраслей народного хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Сельское хозяйство в годы СССР …………………………..
Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в с/х ………………………………………………..
Проблемы с/х в России …………………………………………
Опыт государственного регулирования и поддержки с/х за рубежом (Польша, США)………………………………………………………….
Последствия реформ и причины кризиса с/х …………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………..

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 70.15 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………

  1. Сельское хозяйство в годы СССР …………………………..
  2. Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в с/х ………………………………………………..
  3. Проблемы с/х в России …………………………………………
  4. Опыт государственного регулирования и поддержки с/х за рубежом (Польша, США)………………………………………………………….
  5. Последствия реформ и причины кризиса с/х …………………………

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В основе аграрной политики любой страны лежит понимание  особой роли аграрного сектора экономики  в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она -стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.

История убедительно свидетельствует, что как чисто рыночная, так  и полностью государственная  экономика доказали свою несостоятельность. Поэтому при построении системы  государственного регулирования аграрного  сектора, одна из основных задач заключается  в поиске оптимального сочетания  рыночного и государственного начал  в достижении главной цели развития общества. Процесс этот не является простым и ставит перед разработчиками государственных программ много  трудноразрешимых вопросов.

Бесспорной является ведущая  роль государственного регулирования  в таких сферах, как развитие сельской инфраструктуры, научно-исследовательские  и проектные работы, образование  и повышение квалификации, информационно-консультационное обеспечение, регулирование рынка  сельскохозяйственной продукции, внешней  торговли. Государственная система  поддержки цен и доходов производителей должна стимулировать эффективное  производство, являться мотивом для  производительного труда с использованием достижений научно-технического прогресса.

Недостатки экономической  политики государства последнего десятилетия  с особо остротой проявились в  положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности  данной сферы, так и более сложные  стартовые условия, сложившиеся  к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного  комплекса от других отраслей народного  хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным  параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.

Реформирование аграрного  сектора экономики России требует  осмысления накопленного опыта по освоению рыночных форм, методов и принципов  государственного регулирования. Слепое копирование зарубежного опыта  без учета российской специфики  не приближает, а отдаляет экономику  от стабилизации и экономического прогресса  в агропромышленном производстве.

Учитывая, что центр тяжести  государственной поддержки аграрного  сектора переместился на региональный уровень, усиливается значение мер  регулирования агропромышленного  производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в  аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной  поддержки в России невелики в  сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости  решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.

 

  1. Сельское хозяйство в годы СССР

 

Сейчас многие критически оценивают состояние экономики  в период командно-административной системы. Но все ли было так плохо?

На развитие сельского  хозяйства в 1976 - 1980 гг. было направлено свыше 170 млрд. руб. Оно получило более 27% общего объема капитальных вложений в народное хозяйство. В деревню  было поставлено большое количество новой техники: тракторов - 1,8 млн., грузовых автомобилей - свыше 1,3 млн., зерновых комбайнов - около 540 тыс., а также машины для  животноводства и кормопроизводства. Начался переход от механизации  отдельных трудовых операций к комплексной  механизации сельскохозяйственного  труда. Полностью была механизирована пахота, сев, уборка зерновых культур. Энерговооруженность труда выросла в 1,4 раза. Осуществлялись значительные ирригационные и мелиоративные работы.

За 1976 - 1980 гг. среднегодовой  валовой сбор зерна впервые достиг 205 млн.т. В 1978 г. был получен рекордный за всю историю нашей страны урожай зерна - 237,4 млн. т (в 2004 г. валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 78,1 млн. т). Увеличилось производство другой сельскохозяйственной продукции: мяса, молока, яиц, хлопка.

В эти годы последовательно  проводилась аграрная политика. На укрепление материально-технической  базы агропромышленного комплекса, в том числе производственной базы колхозов и совхозов была направлена 1/3 всех капиталовложений. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, получили развитие подсобные хозяйства предприятий  и организаций, а также городских  и сельских жителей. В крупных  масштабах осуществлялось на селе строительство  жилья и социально-культурных объектов.

В конце 80-х годов ведущую  роль в аграрном секторе играли крупные  социалистические предприятия - колхозы, совхозы, межхозяйственные и агропромышленные предприятия, на долю которых приходилось  около 3/4 всей продукции сельского  хозяйства. Как предполагалось, когда  значительное развитие должны были получить крестьянские хозяйства, при уменьшении удельного веса крупных предприятий.

На долю колхозов приходилось  около половины всей продукции, производимой в общественном секторе сельского  хозяйства, причем в производстве продукции  животноводства и ряда технических  культур для колхозов являлась преобладающей.

Далее следует остановится на личном подсобном хозяйстве (ЛПХ), органической составной части АПК, на долю которого приходилось  валовой и 10-12% товарной продукции сельского хозяйства. При этом следует учитывать, что ЛПХ может использовать землю, неудобную для общественного хозяйства, недоступную для обработки крупной машинной техникой. Экономическое значение ЛПХ заключается в том, что оно обеспечивает значительную часть потребностей в продуктах питания самих сельских жителей (до 80% продукции потребляется внутри деревни) и отчасти горожан, особенно в картофеле (до 60%), фруктах, овощах (более 30%). Не менее важны социальные аспекты личного подсобного хозяйства. Оно служит важным источником дополнительного дохода колхозников (до четверти всех доходов), способствуя преодолению исторически сложившегося разрыва в оплате труда между городом и деревней, позволяет полнее использовать трудовые ресурсы села, особенно людей старших возрастов и подростков, играет важную роль в трудовом и нравственном воспитании подрастающего поколения, приучая его к сельскохозяйственному труду. Поэтому одним из важных направлений аграрной реформы было создание таких экономических условий и нравственно-психологического климата на селе, когда каждая семья вела бы подсобное хозяйство, участвуя в решении продовольственной проблемы.

Перспективным направлением в развитии ЛПХ является усиление интеграционных связей с общественным производством, в частности, заключение договоров колхозов, совхозов, потребкооперации с сельскими жителями на выращивание  и закупку скота и птицы, излишков молока и других продуктов, производимых в подсобном хозяйстве. Договоры должны были предусматривать обеспечение  ЛПХ молодняком скота и птицы, кормами, агро- и зоотехническим обслуживанием. Сельские жители могли бы при этом получить кредит под продукцию, производимую по договору. Таким путем решались бы противоречия между общественным производством и личным подсобным хозяйством.

Главная задача ЛПХ состояла в улучшении ассортимента потребляемых продуктов питания, в первую очередь  за счет овощей и фруктов. Большое  развитие получило коллективное садоводство  и огородничество, охватывающее на начало 1988 г. 14 млн. семей.

Центральное место в системе  мероприятий по совершенствованию  аграрных отношений занимал последовательный переход колхозов, совхозов и других предприятий АПК на принципы полной хозяйственной самостоятельности, развитие индивидуальных крестьянских хозяйств, в том числе фермерских. Предстояло восстановить в правах семейно-индивидуальную крестьянскую трудовую деятельность, базирующуюся на личном труде.

 

  1. Государственная поддержка цен и экономическое регулирование рыночных отношений в с/х.

 

Вхождение сельского хозяйства  России в рыночную экономику требует  с одной стороны разработки концепции  аграрной и продовольственной политики и с другой, обоснование принципов  государственного регулирования в  отрасли. Они базируются на особенностях сельского хозяйства, его материально-производственных ресурсах и социальных условиях развития села.

Объемы производства в  сельском хозяйстве невозможно быстро изменить, поскольку это связано  как со специализацией и воспроизводством, так и с действием факторов интенсификации производства. Таким  образом, требуется значительный период времени для приспособления сельского  хозяйства к новому уровню цен. Деньги вкладываются в одном году, а отдача будет только через 2-5 лет. В этой связи необходимо учитывать данный принцип при инвестировании сельского  хозяйства.

Столкновение на рынке  двух малоэластичных субъектов - приводит к непропорционально большим  колебаниям цен. Например, увеличение поставок на рынок продукции на 1% приводит к изменению цены на несколько  процентов. Ценовой механизм не может  полностью выполнить свою главную  функцию - регулятора спроса и предложения. Таким образом, производство продовольствия не является саморегулирующим и требуется  внешнее вмешательство в целях  защиты интересов производителя (сельское хозяйство) и потребителя (покупателя). И здесь в качестве основного  регулятора должно выступить государство.

В сельском хозяйстве наблюдается  высокая потребность в постоянных вложениях при относительно низкой фондоотдаче. Причем такая тенденция  усиливается при переходе на индустриальные методы и при развитии интенсификации отрасли. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства как большая рассредоточенность по территории, сезонный характер производства и использования техники и др. Требуются большие вложения в землю (мелиорация, осушение и др.) при сравнительно низкой их отдаче.

Без государственного вмешательства  невозможно решить задачи по поддержанию  сельскохозяйственного производства на должном уровне.

Повышение потребностей сельского  хозяйства в инвестициях при  переходе к индустриальным методам  производства существенно ограничивает воспроизводство в отрасли и  ведет к снижению уровня доходов  населения, занятого в сельском хозяйстве. Если будут действовать только рыночные силы, то уровень доходов сельского  населения будет существенно  ниже, чем в городе. Для сглаживания  этих диспропорций требуется вмешательство  государственных сил. И здесь, как  показывает практика многих стран, в  том числе США, малоэффективной  является поддержание паритета цен  на продукцию сельского хозяйства  и продукцию промышленных предприятий, поставляющих материальные ресурсы  для сельского хозяйства. Наиболее приемлемым является принцип паритета доходов сельского и городского населения, через комплекс мер, таких  как налогообложение, государственная  поддержка пенсионной службы, поощрение  развития в сельской местности промышленности и возможности занятости населения. Важным является также государственное  финансирование на развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры.

Важнейшей проблемой в  развитии рыночных отношений является вопрос о земле, землевладении, землепользовании. Государственное регулирование  земельных отношений должно быть направлено на более эффективное  использование и сохранность  сельскохозяйственных угодий. Государство  должно взять на себя затраты на землеустроительные и мелиоративные  работы, поскольку финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий  явно недостаточно. Объектом государственного регулирования должна стать и экономическая сохранность земельных угодий.

Центральной проблемой взаимоотношений  рынка и государства является экспорт и импорт продовольствия. Принцип свободной торговли и  принцип аграрного протекционизма зависят от конкретных условий экономики  и сельскохозяйственного производства страны, принцип аграрного протекционизма предполагает:

Сохранение продовольственной  безопасности страны;

Поддержание внешнеторгового  баланса с ограничением импорта  и субсидированием экспорта;

Сохранение и развитие отечественного сельского хозяйства  как

одной из важных отраслей экономики  в целом.

Широкое вмешательство государства  в экономику, в весь производственный и социальный механизм сельского хозяйства требует значительных затрат. В Австрии уровень государственной поддержки сельскому хозяйству в процентах от стоимости продукции составляет 44%, в Канаде - 35%, Финляндии - 72%, Швеции - 47%, Японии - 72%, Швейцарии - 76%, в Европейском союзе - 38%, США - от 27 до 40%. Реально фермер в этих странах получает за счет рыночных платежей только часть цены, большая часть дохода идет за счет государственных источников.

Информация о работе Государственная поддержка цен на сельскохозяйственную продукцию