Анализ российского рынка минеральных удобрений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ российского рынка минеральных удобрений.
Задачами данной курсовой работы является характеристика минеральных удобрений, характеристика мирового производства и мирового спроса на минеральные удобрения, характеристика российского рынка минеральных удобрений, анализ основных производителей российского рынка минеральных удобрений, рассмотрение механизма рыночных взаимодействий производителей минеральных удобрений, так же рассмотрение основных проблем на российском рынке минеральных удобрений и предложение путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ НА МИРОВОМ И РОССИЙСКОМ
РЫНКЕ 4
1.1. Характеристика минеральных удобрений 4-5
1.1.1. Фосфорные удобрения 5-7
1.1.2. Азотные удобрения 7-8
1.1.3 Калиевые удобрения 8-11
1.1.4 Борные, магниевые и марганцевые удобрения 11
1.2 Мировой рынок минеральных удобрений 12
1.2.1 Характеристика мирового производства минеральных удобрений 12-14
1.2.2 Характеристика мирового спроса 14-23
1.3 Российский рынок минеральных удобрений 23-26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО
РЫНКА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ 27
2.1. ОАО «Уралкалий» 27-29
2.2. ОАО «Сильвинит» 29-32
2.3. ОАО «Невинномысский Азот» 32-34
2.4. ОАО «Новомосковский Азот» 34-37
2.5. ОАО «Акрон» 37-39
2.6. ОАО «Дорогобуж» 39-41
2.7. Механизм рыночных взаимодействий производителей минеральных
Удобрений 41-43
2.8. Зависимость от поставщиков сырья 43-45
ГЛАВА III ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ
УДОБРЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 46
3.1. Проблемы российского рынка минеральных удобрений 46-49
3.2.Государственное регулирование 49-50
3.3.Развитие конкуренции на рынках минеральных удобрений и сырья для их
производства 51-52
3.4. Перспективы российского рынка минеральных удобрений в условиях
мирового экономического кризиса 52-55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения 58-63

Работа состоит из  1 файл

Анализ российского рынка минеральных удобрений.docx

— 539.34 Кб (Скачать документ)

Несмотря на произвол монополистов, Группа компаний «АКРОН» и ОАО  «ОХК «УРАЛХИМ» заявляют, что сложившаяся  ситуация никоим образом не отразится  на обязательствах Компаний по поставкам  минеральных удобрений для удовлетворения нужд российских сельхозтоваропроизводителей согласно заключенному 17 октября 2008 года соглашению между РАПУ и Агропромышленным союзом России.

Так же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала МХК "ЕвроХим" продавать на открытом рынке не менее 200 тыс. тонн апатитового концентрата в год. Сырье выпускается Ковдорским ГОКом и в основном потребляется предприятиями самого "ЕвроХима". Однако силовой вывод на рынок несущественно ограничит работу МХК. Речь идет менее чем о 10% объемов производства ГОКа, а в условиях экономического кризиса спрос на удобрения резко снизился.[13]

ФАС сообщила 20 января 2009, что согласовала  с МХК "ЕвроХим" правила недискриминационного доступа к апатитовому концентрату, который компания производит на ОАО "Ковдорский ГОК". Согласно документу, Ковдорский ГОК обязан продавать не менее 200 тыс. тонн апатитового концентрата в год предприятиям, не входящим в группу "ЕвроХим". "После согласования условий, регулирующих продажи апатитового концентрата производства Ковдорского ГОКа, ФАС не имеет претензий к "ЕвроХиму" и Ковдорскому ГОКу по исполнению предписания антимонопольного органа",— говорится в сообщении ведомства. Цена на сырье в правилах не оговаривается. Она будет рыночной, поясняют в ФАС. [10]

Ковдорский ГОК (входит в МХК "ЕвроХим") выпускает 2,5 млн тонн апатитового концентрата в год (около 16% российского объема производства). Вторым игроком на этом рынке является ОАО "Апатит" (входит в холдинг "ФосАгро").

Апатитовый концентрат — самый  скандальный продукт на химическом рынке. Производители минудобрений уже много лет конфликтуют по поводу поставок сырья с "Апатитом", который является фактически монопольным продавцом концентрата в России. Практически вся продукция Ковдорского ГОКа направляется на собственные предприятия МХК "ЕвроХим" — "Белореченские минудобрения" и "Лифосу". Однако в прошлом году ГОК тоже оказался в центре скандала.

В июне 2008 года ООО "Торговый дом ГМЗ" (трейдер на рынке минудобрений) пожаловалось в ФАС на "ЕвроХим", обвинив компанию в отказе продавать апатитовый концентрат. В связи с этим в октябре ФАС признала Ковдорский ГОК виновным в создании неравных условий доступа на рынок концентрата. В ФАС напомнили, что когда ведомство разрешало ввести ГОК в структуру "ЕвроХима" в 2001 году, не шло речи о выходе предприятия с рынка. Таким образом, отказ заключить контракт с ТД ГМЗ является признаком нарушения. Также комиссия ФАС пришла к выводу, что самостоятельно покупатели не имеют возможности выяснить все существенные условия будущего договора на поставку апатитового концентрата производства ОАО "Ковдорский ГОК".

Представитель "ЕвроХима" Владимир Торин уточняет, что в 2008 году компания поставляла апатитовый концентрат ЗАО "Метахим" и ОАО "Гомельский химический завод" — в целом более 300 тыс. тонн. Источник на рынке минеральных удобрений добавляет, что раньше, по сути, не было никаких документов, регулирующих продажу концентрата с Ковдорского ГОКа. "До предписания ФАС не было никаких нормативов, сколько и кому ГОК должен продавать. К тому же "Еврохим" попал в центр "апатитовой войны" против "ФосАгро" как второй производитель сырья",— говорит собеседник. [13]

Георгий Иванин из "Пиоглобал Эссет Менеджмент" отмечает, что сейчас, в условиях падения спроса в связи с экономическим кризисом, правила ФАС даже на руку "ЕвроХиму". И даже когда спрос восстановится, 200 тыс. тонн — небольшие объемы для Ковдорского ГОКа (менее 10% производства). "Их продажа не принесет ущерба собственному потреблению "ЕвроХима"",— говорит аналитик. Кирилл Таченников из ФК "Открытие" напоминает, что объем лишнего апатита зависит от потребления "Белореченских минудобрений" и "Лифосы", которые на данный момент загружены на 60-80%. Так что сейчас договоренности между ФАС и "ЕвроХимом" устраивают всех. [13]

 

 

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ.

3.1. Проблемы российского рынка минеральных удобрений.

В настоящее время на российском рынке минеральных удобрений  сложилась сложная ситуация. Основным сырьем для производства минеральных удобрений является апатитовый концентрат, который является монопольным товаром. Более 80 процентов от общего объема производимого в России концентрата вырабатывается одним предприятием - ОАО «Апатит», которое является участником холдинга «ФосАгро». ОАО «Апатит» занимает на российском рынке апатитового концентрата доминирующее положение.

Начиная с ноября 2007 года, ОАО «Апатит» реализует все свободные объемы апатитового концентрата своему единственному посреднику - ООО «Траст-брокер» для дальнейшей перепродажи на биржах и уклоняется от заключения прямых договоров поставки с независимыми потребителями. При этом на биржи в целях манипуляций с ценами выставляется ограниченное количество сырья, что в совокупности с постоянным повышенным спросом приводит к резкому и необоснованному повышению цен. Это делает производство минеральных удобрений нерентабельным. Так, только в первом полугодии 2008 года цена на апатитовый концентрат на биржевых торгах, проводимых Московской фондовой биржей выросла более чем в 8 раз - с 2 232 руб. до 18 тыс. рублей. При этом расходы на производство апатитового концентрата (себестоимость сырья) для ОАО «Апатит» в указанный период практически не увеличились. Прибыль ОАО «Апатит» от необоснованного повышения цен составляет сотни процентов, тогда как производители минеральных удобрений снижают цены для российских сельхозпроизводителей.

Несмотря на острую нехватку апатитового  концентрата внутри страны, из-за чего российские предприятия периодически останавливают производство, значительная часть сырья поставляется ОАО  «Апатит» на экспорт. Причем поставка на экспорт осуществляется по ценам, значительно ниже цен внутреннего рынка. По сути, имеет место дотирование европейских производителей минеральных удобрений в ущерб интересам российских производителей и российского государственного бюджета.

В условиях неконтролируемого и  неограниченного роста цен на сырье производители минеральных удобрений не имеют иного выхода для покрытия дополнительных издержек, кроме увеличения цен на конечную продукцию. Вместе с тем, в отличие от производителя сырья, независимые производители минеральных удобрений не занимают на рынке доминирующего положения и их действия не нарушают антимонопольного законодательства.

Неоправданный рост цен на сырье  в ходе биржевых торгов, не связанный с увеличением затрат на его производство – основная причина удорожания минеральных удобрений.

Так же кризис в банковским секторе практически полностью парализовал кредитный рынок. Покупка удобрений традиционно осуществлялась на кредитные деньги. Сложности с получением кредита не позволяют сделать даже приблизительные оценки новых заказов.

Отсутствие спроса привело к  снижению цены. Значительнее всего  упали цена на азотные удобрения. Основным индикатором, для стоимости  российских удобрений являются цены на зерно и кукурузу в США, снижение на которые превышает 50%.

В 2007 году были введены пошлины  на экспорт удобрений за границу. Введение пошлин было необходимо, так как стоимость удобрений на внешних рынках на 30% превышает их стоимость на внутреннем рынке. Существенное сокращение спроса заставило минпромторг обратиться к премьер-министру страны с предложением обнулить экспортные пошлины. Премьер обещал рассмотреть такую возможность, при условии, что компании будут реализовывать часть продукции на внутреннем рынке, по ценам, ниже чем за границей.

Кроме того, у крупнейшей российской комании, Уралкалий, возникли другие проблемы. В конце прошлого года Вице-премьер Игорь Сечин поручил создать комиссию, которая должна определить причины аварии на старейшем руднике БКРУ-1. Авария произошла в 2006 году. В результате обвала грунта, пришлось перемещать ветку железной дороги и расселять одно село. Прямой ущерб государства комиссия в 2006 году оценила в 1,045 млрд руб

Проверка, проведённая 2 года назад  показала, что компания не виновна в случившемся. Однако по каким то причинам вице-премьер Сечин организовал новую проверку. С каким исходом она закончится и кто какие цели преследует, проводя её, пока не ясно. Уралкалий не признаёт своей вины, но выразил готовность профинансировать строительства железной дороги в обход аварийного рудника в Березниках. Данная новость является позитивное, так как если бы на компанию наложили ущерб целиком, то она вполне могла бы обанкротиться.

Другая крупнейшая компания, Сильвинит, ранее приобрела лицензию на разработку Половодовского участока Верхнекамского месторождения за 35.1 млрд. рублей. За данную лицензию также боролся уралкалий.

Основной акционер и председатель совета директоров Уралкалия Дмитрий Рыболовлев пытался заблокировать привлечение Сильвинитом кредита на покупку месторождения. Рыболовлев (через Madura Holding) и его партнер Владимир Шевцов совместно контролируют 25,12% обыкновенных акций Сильвинита. Однако компания нашли деньги.

С наступлением кризиса доходы компании упали и Сильвинит намерен просить ВТБ об отсрочке выплат по кредиту.

Компания Акрон, производящая азотные удобрения, также произвела большие растраты. Холдинг купил 50% акций Dry Bulk Terminal в порту Таллина. Затраты, осуществлённые в преддверие кризиса.[9]

В текущий момент основной проблемой  компаний является неопределённость в отношении будущих заказов. Все ждут весны, когда должны появиться приблизительные данные по закупке удобрений сельхоз производителями. Аналогичная ситуация складывается и у более мелких поставщиков. Именно весной определятся потребности рынка в новых условиях. Также рассматривается вопрос об отмене экспортных пошлин. Если государство пойдёт навстречу, то проблемы с кредитованием компании смогут пережить достаточно быстро.

 

3.2.Государственное регулирование

С начала 2008 г. реализуется имеющая  статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Госпрограмма), охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.

При реализации Госпрограммы применяется  программно-целевой под-ход, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресур-сов и достижением плановых показателей, а также задачами федерального центра и регионов.

В целях реализации Госпрограммы Минсельхозом России сформирована нормативная правовая база, приняты соответствующие постановления Правительства Российской Федерации и приказы Минсельхоза России, в т.ч. регламентирующие порядок предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства.

В свою очередь субъектами Российской Федерации разработаны и ут-верждены региональные программы развития агропромышленного комплекса на пятилетний период с учетом мероприятий и положений Госпрограммы.

С учетом задач Госпрограммы Минсельхоз России скорректировал структуру центрального аппарата, были уточнены функции департаментов  и отделов, должностные обязанности  специалистов, а также продолжена реализация управленческих механизмов, отработанных в рамках национального проекта, и внедрены новые элементы проектного управления. В частности, утвержден Сводный план на 2008 г. по реализации Госпрограммы, где подробно расписаны ее мероприятия с соответствующими целевыми показателями и объемами финансирования, сроками выполнения, уровнями контроля и конкретными ответственными подразделениями и исполнителями.

Также разработана и внедрена система  материального поощрения сотрудников, участвующих в реализации Госпрограммы, предполагающая дифференцированные размеры  премирования в зависимости от напряженности работы, своевременности и полноты достижения плановых индикаторов (показателей) Госпрограммы, с утвержденной методикой расчетов.

Контроль выполнения мероприятий  и уточнение Сводного плана осуществляются в еженедельном режиме в рамках специально созданной рабочей группы по реализации мероприятий Госпрограммы, которая утверждена приказом Министерства.

Создан Совет по экспертному  сопровождению Госпрограммы, в который вошли представители научных организаций и основных объединений сельхозпроизводителей, в структуре Совета созданы 13 рабочих групп по всем основным направлениям Госпрограммы.

В целом сформирована система мониторинга  отчетности по Госпрограмме, разработаны соответствующие формы, по которым в настоящее время регионы отчитываются за реализацию мероприятий.

Минсельхоз России в постоянном режиме осуществляет мониторинг рисков и готовит решения по обеспечению реализации Госпрограммы в изменяющихся условиях, совместно с Росстатом ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по ее реализации и представляет в Минэкономразвития России и Минфин России доклады о ее выполнении.

 

 

3.3 Развитие конкуренции  на рынках минеральных удобрений  и сырья для их производства

На  рынках минеральных удобрений существует три сегмента, имеющих различные характеристики конкурентной среды:

- рынок  азотных удобрений;

- рынок  калийных удобрений;

- рынок  фосфорсодержащих удобрений

При этом взаимное влияние указанных сегментов  минимально, так как указанные  виды минеральных удобрений не являются взаимозаменяемыми.

Кроме того, внутри каждого из сегментов  взаимозаменяемость марок удобрений ограничена.

Информация о работе Анализ российского рынка минеральных удобрений