Агропромышленный комплекс РФ: структура, современное состояние, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:00, доклад

Описание

Целесообразно осуществить географическую и продуктовую диверсификацию экспорта, а также перенос акцента с экспорта сельскохозяйственного сырья на поставки продовольственных товаров. России необходимо расширять участие в глобальной производственной кооперации на аграрном рынке.

Работа состоит из  1 файл

состояние инвестиций в апк.docx

— 31.10 Кб (Скачать документ)

 В то же время  более 5 тыс. организаций, вошедших  в программу, утратили право  на реструктуризацию долгов. Больше  всего таких предприятий сосредоточено  в Приволжском, Центральном и  Северо-Западном  федеральных округах.  Это связано с невозможностью  выполнить все условия соглашения  из-за неустойчивого финансового  положения. 

Кризис 

 С осени 2008 года  под влиянием мирового финансового  спада начали наблюдаться кризисные  явления и в реальных секторах  российской экономики. Так, в  2008 году рост промышленного производства  замедлился и составил 102,1 % (аналогичный показатель 2007 г. - 106,3 %). Ухудшение условий кредитования и, как следствие, падение спроса негативно сказались на темпах роста прежде всего обрабатывающих производств. Рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 % по сравнению с предыдущим годом, что практически в два раза ниже аналогичного показателя 2007 года. В 2008 году реальные располагаемые доходы населения увеличились всего на 2,7 %, что намного ниже темпов предыдущего года (12,1 %). Это было во многом обусловлено высоким уровнем инфляции.

 По сравнению с промышленностью  более высокими показателями  характеризовалось сельскохозяйственное  производство. За 2008 год производство  сельхозпродукции выросло на 10,8 %. Но, несмотря на высокие темпы роста производства, экономическое положение отрасли практически не улучшилось: понизился уровень рентабельности, сократился объем инвестиций в основной капитал.

 На реализацию мероприятий  Госпрограммы из федерального  бюджета в 2008 году было направлено 138 млрд руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу «Достижение финансовой устойчивости хозяйств» является повышение доступности кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2008 году, по данным Минсельхоза России, привлечение кредитных ресурсов в целом увеличилось на 38 % по сравнению с предыдущим годом и составило 420,9 млрд руб., из которых 53 % - краткосрочные кредиты, 35 % - инвестиционные, 12 % - кредиты, полученные на развитие малых форм хозяйствования (см. табл. 1).

 

 

 

Таблица 1 Объем кредитных  средств и выделенных субсидий из федерального бюджета, млрд руб. (по данным Минсельхоза России)

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

 

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма субсидий

Объем кредитов

Сумма кредитов

Объем кредитов

Сумма кредитов

Всего по кредитам

114,5

6,6

277,7

1,8

304,4

5,2

420,9

4,0

В том числе:

               

краткосрочные

89,0

4,4

96,2

4,2

146,9

7,2

224,2

7,1

инвестиционные

25,2

2,1

104,6

5,4

110,5

4,6

148,5

1,7

На развитие малых форм

0,3

0,1

41,0

2,2

47,0

3,4

48,2

5,2


 

Объемы субсидий, выделенных на компенсацию части процентной ставки за счет федерального бюджета, ежегодно увеличиваются. Так, в 2008 году сумма средств, выплаченных по этому  направлению, увеличилась в пять раз по сравнению с 2005 годом и  составила 34 млрд руб. На эти цели также выделяются компенсации и за счет средств региональных бюджетов. В 2008 году доля субсидий из бюджетов субъектов Федерации к общему объему выплаченных субсидий равнялась: по краткосрочному кредитованию - 25 %, по инвестиционным кредитам - 34 % и по кредитованию малых форм хозяйствования - 6,5 %. Больше всего кредитных ресурсов привлечено сельскохозяйственными товаропроизводителями Центрального и Приволжского федеральных округов (около 60 %).

Антикризисные меры

 Для выполнения показателей  Госпрограммы, а также в рамках  антикризисного плана Правительства  РФ из федерального бюджета  на поддержку агропромышленного  комплекса в 2009 году было выделено 183 млрд руб., что на 30 % больше, чем в предыдущем году. Непосредственно в рамках антикризисного плана в АПК дополнительно направлено 87 млрд руб.: 45 млрд руб. - на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк», 25 млрд руб. - на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг», 17 млрд руб. - на субсидии на уплату процентов по кредитам. То есть значительная часть финансовых ресурсов, направляемых в аграрный сектор, приходится на стимулирование кредитования производителей.

 В целях дополнительной  поддержки отрасли приняты постановления  Правительства РФ о пролонгации  краткосрочных кредитов еще на  шесть месяцев с субсидированием  процентной ставки и инвестиционных  кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены  сроки лизинга оборудования до 15 лет и на 12 месяцев продлены  сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80 % от ставки рефинансирования. По животноводству этот показатель установлен в размере 100 %).

Ценовые соотношения в  АПК

 В оптимизации пропорций  воспроизводства в аграрной сфере  значительную роль играют ценовые  отношения. Проведенный анализ  показал, что обмен продукцией  между сельским хозяйством и  другими отраслями АПК характеризуется  неустойчивостью. Это подтверждают  отношения индексов цен в 2002–2008 годах. В 2002-2003 годах рост цен на промышленные средства производства и услуги, приобретаемые сельхозтоваропроизводителями, превышал рост цен на продукцию сельского хозяйства. В 2004 году сложилась противоположная ситуация. В 2005–2006 годах ценовые соотношения для аграрного сектора опять стали ухудшаться. Резкий скачок цен на сельскохозяйственную продукцию в III–IV кварталах 2007 года несколько изменил ситуацию - индекс цен на продукцию сельского хозяйства был выше индекса цен на промышленные товары и услуги на 6 %. В 2008 году эта тенденция сохранилась: темпы роста цен производителей сельскохозяйственной продукции превысили их изменение на промышленные товары и услуги, приобретаемые сельхозпроизводителями, на 1,8 %. В целом за период 2001-2008 годов ценовые соотношения показали, что индексы цен на продукцию сельского хозяйства за исследуемый период увеличились в 2,4 раза, а индексы цен на промышленные товары, приобретаемые сельским хозяйством, выросли почти в 3 раза, причем на электроэнергию, топливо и строительные материалы - более чем в 4 раза, минеральные удобрения - в 3,8 раза, ГСМ - в 3,1 раза.

 Неэквивалентность обмена  зарождается во взаимоотношениях  сельского хозяйства и перерабатывающей (пищевой) промышленности, которая  устанавливает тот ценовой уровень,  по которому сельхозпроизводителям  приходится реализовывать свою  продукцию для последующей переработки,  а проявляется между первой  и второй сферами АПК, когда в силу низких доходов сельхозтоваропроизводители не могут приобрести необходимые им средства производства. При этом на уровень цен, формирующихся в пищевой промышленности, в свою очередь оказывает влияние торговля, присваивая себе значительную часть прибыли.

 Поэтому при совершенствовании  межотраслевых ценовых диспропорций  следует учитывать не только  диспаритет цен между I и II сферами АПК, тем более что среди отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, наблюдается значительная дифференциация. Например, сельскохозяйственное машиностроение находится в еще более бедственном положении, чем аграрное производство. Целесообразно совершенствовать межотраслевые ценовые соотношения в цепочке: сельскохозяйственный товаропроизводитель - пищевая промышленность — транспортировка - ретейлеры. В связи с этим необходимо как можно быстрее принять закон «О торговле».

Социальное развитие

 Одной из злободневных  проблем аграрной сферы остается  социальное развитие. На селе  сохраняется тревожная демографическая  ситуация. Снижается численность  людей трудоспособного возраста, особенно молодежи. Усиливается  несоответствие между численностью  сельского населения и громадными  размерами территорий.

 Низкий, социально-несправедливый  уровень заработной платы не  обеспечивает необходимое стимулирование  и тормозит повышение производительности  труда в отрасли, выступает  главным фактором непрестижности  сельскохозяйственного труда. В  2008 году в целом по экономике  среднемесячная номинальная зарплата  одного работника составляла 17 226 руб., в сельском хозяйстве данный показатель был почти в два раза меньше (8034 руб.). И это при том, что уровень заработной платы в отрасли по сравнению с 2007 годом повысился на 39 %. Заработная плата работников сельского хозяйства имеет большую региональную дифференциацию. Наименьший ее уровень сложился в Северо-Кавказских республиках и республиках Сибирского федерального округа.

 В 2008 году уровень  заработной платы в сельском  хозяйстве составил почти 47 % от  среднего уровня по экономике.  В целях улучшения трудового  и кадрового потенциала отрасли,  на наш взгляд, этот показатель  целесообразно довести хотя бы до 70-80 % уровня в экономике, как было в дореформенное время, так как расширенное воспроизводство трудовых ресурсов при существующей оплате труда практически невозможно.

 В целях повышения  эффективности производства в  аграрном секторе экономики необходимо  усилить роль инноваций в инвестиционном  процессе. Несмотря на многочисленные  решения, постановления и программы  научно-технического развития, значительного  улучшения пока нет, а начавшийся  финансово-экономический кризис  еще больше обострил проблему  выхода нашей экономики из  «инновационной ямы». В нашей  стране еще не создана целостная  национальная инновационная система.  В Госпрограмме до 2012 года намечен  ряд мероприятий, направленных  на стимулирование инноваций:  развитие элитного семеноводства  и племенного животноводства, техническая  и технологическая модернизация  отрасли, создание системы государственного  информационного обеспечения и  развитие сети консультационных  центров. Но в Госпрограмме  нет конкретных показателей по  расширению инновации, стимулирование  этого процесса осуществляется  косвенными методами.

 Еще одним сдерживающим  фактором развития отечественного  производства является рост объемов  импорта сельскохозяйственной продукции  и продовольствия. По данным Росстата, в 2008 году объем импорта продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья для их производства  увеличился на 27 % по сравнению  с 2007 годом и составил 35,2 млрд долл. США. В связи с этим необходимо скорейшее принятие «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», на основе которой можно было бы регулировать рынок по объемам закупок и реализации сырья, качеству продукции, а также разрабатывать федеральные и региональные проекты защиты внутреннего рынка и развития собственной внешнеторговой деятельности.

 Целесообразно осуществить  географическую и продуктовую  диверсификацию экспорта, а также  перенос акцента с экспорта  сельскохозяйственного сырья на  поставки продовольственных товаров.  России необходимо расширять  участие в глобальной производственной  кооперации на аграрном рынке. 

 Таким образом, проблема  повышения эффективности воспроизводства  в аграрном секторе экономики  в условиях кризиса со стороны  государства должна решаться  в сфере совершенствования системы  экономического регулирования отрасли,  корректировки проводимой экономической  политики, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей - на базе рационального использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов и широкого внедрения инноваций в производство.


Информация о работе Агропромышленный комплекс РФ: структура, современное состояние, проблемы