Живопись северного возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа

Описание

В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей», пользуясь крылатым выражением Ф. Ницше.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….. …….3

1. Социально-экономические условия и основные особенности живописи стран Северного Возрождения …………………………………….…..….….4

2. Наиболее выдающиеся представители и образцы живописи Северного Возрождения.……………………………………….….….…….…….…….…7

2.1. Германия……………………………………..….…….…….…….………7

2.2. Нидерланды……………………………………..….…….…….…………9

2.3. Франция……………………………………..….…….…….…….………13

2.4. Швейцария……………………………………..….…….…….…....……14

Заключение …………………………………………………………….....…17

Список использованной литературы …………………………………....…18

Приложение …………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

северное возр.docx

— 1.89 Мб (Скачать документ)

_________________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный  университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 
 
 

КАФЕДРА  РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 
 

Курсовая  работа студента I курса группы _______

(Ф. И. О.  полностью)

 

ТЕМА: Живопись северного  возрождения

                                                                                                       Руководитель - ________

 

 
 

Санкт-Петербург

2011

__________________________________________________________

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….….. …….3        

1. Социально-экономические условия и основные особенности живописи стран Северного Возрождения …………………………………….…..….….4

2. Наиболее выдающиеся представители и образцы живописи Северного Возрождения.……………………………………….….….…….…….…….…7

2.1. Германия……………………………………..….…….…….…….………7

2.2. Нидерланды……………………………………..….…….…….…………9

2.3. Франция……………………………………..….…….…….…….………13

2.4. Швейцария……………………………………..….…….…….…....……14

Заключение  …………………………………………………………….....…17

Список использованной литературы  …………………………………....…18

Приложение  …………………………………………………………………20

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       В средние века в Европе происходили  бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что  не могло не повлечь за собой перемен  в искусстве. Во всякое время перемен  человек пытается заново переосмыслить  окружающий мир, идет мучительный процесс  «переоценки всех ценностей», пользуясь  крылатым выражением Ф. Ницше.

       Эти искания прежде всего и выразительнее  всего проявляются в творчестве людей искусства, которые, как тончайшие  камертоны, входят в резонанс с зыбким окружающим миром и вплетают симфонию чувств в свои произведения.

       Так, в средние века средоточием подобных перемен стали Италия, Германия, Нидерланды и Франция. Целью работы станет рассмотрение особеностей ренессанса стран Северного Возрождения, а так же самых выдающихся представителей живописи этого периода и их работ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Социально-экономические  условия и основные особенности  живописи стран Северного Возрождения
 

       Главное событие в духовной и политической жизни Европы 16-17 вв. — Реформация — оказало всеобъемлющее влияние  на развитие духовной жизни и культуры. Из идеи Лютера о приоритете писания  над преданием вытекала обязательность ежедневного чтения Библии, необходимость  для верующего личного, «без посредников», общения с Богом. Поэтому во всех протестантских странах появились  переводы Библии на национальные языки. Лучший из них — перевод самого Лютера — открыл собой эпоху в  развитии немецкого языка. В протестантских странах быстрее росла грамотность, создавались школы для всех сословий. В изобразительном искусстве  новое видение человека нашло  наивысшее отражение в творчестве Рембрандта. В архитектуре протестантских стран явственно заметно стремление к строгой простоте, отказ от излишней пышности.

       Начало  Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые  отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каконы католического  богослужения, не признавали права  церкви на земельные богатства. Традиционно  выделяют три основных направления  Реформации: бюргерское (Лютер, Жан  Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, соединявшее требование упразднения  католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений. Под  идейным знаменем Реформации проходили  Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе).

       Северное  Возрождение — чисто условное, но общепринятое понятие для искусства  стран Европы к северу от Альп (главным  образом, Германии, Нидерландов, Франции) в период, соответствующий итальянскому Высокому Возрождению (ок. 1500-1550-х гг.). В развитии искусства этих стран  нет синхронности, как нет и  единства в эволюции разных видов  искусства (архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства), столь характерного для итальянского Возрождения.

       В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых  традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в т. ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу).

       Искусство стран Северного Возрождения  генетически связано с готикой, национальной традицией. Истоки его  некоторые специалисты возводят к середине 14 в., когда при блестящем  дворе герцогов Бургундских творили  выдающиеся мастера (братья Лимбург, Х. Мемлинг и др.), в чьем творчестве уже заметен поиск индивидуальной характеристики, стремление к созданию целостной картины прекрасного  мира.

       Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным  вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим  ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван  дер Вейден; некоторые мастера  этой школы работали при бургундском  дворе). Творчество крупнейшего нидерландского художника этого периода Иеронима Босха лишь в пейзажных далях  сохраняет этот восторг перед  божественной красотой мироздания, в  его произведениях торжествует  сатирико-морализирующая линия, восходящая к народным традициям Средневековья. Влияние Босха ощутимо в произведения Питера Брейгеля, сумевшего подняться до высот философских обобщений о месте человека в мироздании. Пройдя школу в Италии, Брейгель показывают мощь и красоту фигур крестьян, далеких от античных образцов, но живущих в тесном единении с природой. Сильнейшее влияние на искусство Нидерландов оказала Реформация: религиозная картина утратила свое значение, получили развитие светские жанры — портрет, пейзаж, бытовой жанр.

       В Германии, где происходили основные сражения времен Реформации, искусство 16 в. отмечено острым ощущением современности, нередко социальной направленностью. Альбрехт Дюрер, Грюневальд, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн воплотили в своих  работах специфически немецкий тип  религиозности. Гольбейн много работал  в Англии (он был придворным портретистом), где оказал влияние на местную  художественную школу.

       Во  Франции работали крупнейшие итальянские  мастера, там сложилась и своя школа. Искусство 15 в. отмечено здесь  тонкой поэтичностью, вниманием к  деталям, стремлением к иллюзорной передаче пространства (Жан Фуке). В 16 в. искусство французского Возрождения  достигает расцвета в портретах  Жана Клуэ Младшего, Корнеля де Лиона.

 
 
 
 
 
 
 
  1. Наиболее  выдающиеся представители и образцы  живописи Северного Возрождения.
    1. Германия.

       Немецкое  Возрождение стало завершением  духовного (лютеранская реформа) и  социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека  и сильно изменил средневековую  Германию. С творчеством трех художников — Грюневальда (между 1470 и 1475—1528), Дюрера (1471—1528) иГольбейна Младшего (1497 или 1498—1543) — связан «золотой век» немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось  в хронологически короткий период и  не имело своего логического продолжения.

       Выдающимся  представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного  времени, был живописец и мастер гравюры Дюрер. Считается, что Дюрер  был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и  гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее  более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с  наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели Как и для  мастеров Италии, рисунок стал для  него важнейшим этапом работы над  композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это  инструмент изучения характерных типов  — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Дюрер оказал огромное влияние  на развитие немецкого искусства  первой половины XVI века. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился  своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

       Его разносторонняя деятельность стала  одним из воплощений «титанизма»  Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который  по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных  пропорций человеческой фигуры и  правил перспективного построения может  быть сопоставлен с величайшими  мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого  Возрождения часто называют «эпохой  Дюрера».

       Современниками  Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и  Лукас Кранах Старший (1472—1553).

       Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его  картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и  величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос во гробу», 1521 (прил. 1). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, a субъективность — над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.

       Среди талантливых творцов немецкого  Возрождения почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря деятельности которого особое развитие получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной  под названием Дунайской школы.

 
 
 
    1. Нидерланды.

       Начиная с XV века, Нидерланды становятся крупным  центром европейской культуры. В  те времена именем «Нидерланды», которое  сегодня является неофициальным  названием Голландии, обозначались северо-восточная часть Франции, территории Бельгии, Люксембурга и  Нидерландов.

       Ренессанс представлен в Нидерландах двумя  поколениями выдающихся художников. Первое поколение относится к  раннему периоду Возрождения  и представлено такими именами, как  Ян Ван Эйк (ок. 1390—1441), Хиеронимус Босх (ок. 1460— 1516), Питер Брейгель Старший (1525—1569). Второе поколение нидерландцев представляет искусство XVII века: Франс Холе (между 1581 и 1585—1666), Питер Пауль Рубенс (1577—1640), Антонис Ван Дейк (1599—1641), Харменсван Рейн Рембрандт (1606—669), Ян ВермерДелфтский (1632—1675), Якоб"Иордане (Йор-данс) (1593—1678).

       Первым  стоит назвать величайшего живописца  Яна Ван Эйка. Его считают главным  представителем и одним из родоначальников  искусства Раннего Возрождения  в Голландии. Любое из сохранившихся  произведений Ван Эйка — выдающееся явление в мировой живописи. Одним  из них является знаменитый Гентский алтарь (1432) (прил. 2), многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте.

Информация о работе Живопись северного возрождения