Законы композиции. Основные элементы композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:26, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение законов и средств композиции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-проанализировать и систематизировать изученный материал;
-раскрыть теоретические основы и сущность композиции;
-рассмотреть законы композиции;
-описать основные элементы композиции.

Содержание

Введение……………………………………………………..……3
Выразительные элементы композиции……………………..…..4
Законы и принципы композиции…………………………..……7
Заключение………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

       Федеральное агентство по образованию

       ГОУ ВПО «Магнитогорский  государственный  университет»

       Факультет изобразительного искусства  и дизайна 
 
 
 
 
 
 

       РЕФЕРАТ

       Законы  композиции.

       Основные  элементы композиции. 
 
 
 
 

       Выполнил: студент 1 курса, гр.13

                                                                                  Шумилова Ю. С.

                                                       Проверил: к.п.н., доцент

                                                                             Ячменева В. В. 
 
 
 
 
 

Магнитогорск 2009

       Содержание

       Введение……………………………………………………..……3

       Выразительные элементы композиции……………………..…..4

       Законы  и принципы композиции…………………………..……7

       Заключение………………………………………………………12

       Список  литературы………………………………………………13

       Приложение 1…………………………………………………….14

       Приложение 2……………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Композиция  – важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь  частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией.

       Целью данной работы является изучение законов  и средств композиции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

       -проанализировать  и систематизировать изученный  материал;

       -раскрыть  теоретические основы и сущность  композиции;

       -рассмотреть законы композиции;

       -описать основные элементы композиции.

       В основу данной работы положены работы авторов разных лет, в том числе и современные учебные пособия по композиции.

       Основы  композиции едины для всех видов  искусств. Композиция одно из важнейших средств создания художественной формы в искусстве, без которого не может быть выражено содержание произведения, смысл художественной формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выразительные элементы композиции 

       К основным композиционным выразительным  элементам в оформительском искусстве относятся линия и форма. Изучение основ композиции, прежде всего, начинается с изучения этих структурных элементов.

       Восприятие  линии как простейшей, образующей любую форму ассоциативно. Различные  линии вызывают у нас различные  эмоциональные ощущения, например:

       Вертикальная  линия вызывает ощущение активного стремления вверх. (Ассоциации: полет ракеты, струя фонтана, стоящее дерево, башенный кран и т. д.).

       Горизонталь по сравнению с вертикалью производит впечатление слабого, пассивного движения, а то и вовсе покоя (линия горизонта, движение поезда параллельно картинной плоскости и т. д.).

       Говоря  об ощущении движения, вызванном прямой линией, следует подчеркнуть, что  характер этого движения равномерный. Объясняется это просто: глаз человека, не встречая препятствий, без труда скользит по прямой линии.

       Диагональ производит своеобразное впечатление. Она не настолько активна, как вертикаль, и пассивна, как горизонталь. Находясь между ними и постоянно поднимаясь над горизонталью, диагональ вызывает ощущение борьбы, преодоления пассивности. Это тем отчетливее выражено, чем больше диагональ приближается к вертикали.

       Различаются два типа диагонали: правая (из левого нижнего угла в верхний правый угол) и левая. Правая диагональ создает  впечатление более стремительного движения и в силу этого более эмоциональна, чем левая. Объясняется это нашей привычкой читать слева направо. Прослеживая, изучая правую диагональ, мы невольно поднимаем глаза вверх. При рассмотрении левой диагонали мы ощущаем «сползание» и, наконец, остановку движения у основания диагонали. Разница в восприятии левой и правой диагонали обусловила и их эмоциональные характеристики: диагональ подъема и диагональ падения.

       Кривая  изогнутая линия вызывает более сложные ощущения. Здесь в отличие от прямой линии мы встречаемся с неравномерным движением. Плавные участки глаз воспринимает спокойно и быстро. Резкие округления требуют остановки глаза и тем самым вызывают ощущение замедления движения.

       Особо следует выделить кривую изогнутую  линию, соответствующую диагонали подъема. Линия, в целом поднимающаяся вверх, выгнута вниз. Это производит впечатление борьбы двух сил: силы тяжести и силы подъема. Прогибаясь, кривая как бы преодолевает силу тяжести, высвобождается из-под нее и, устремляясь вверх, олицетворяет неиссякаемую силу и движение.

       Ломаная линия вызывает представление о сложном, неравномерном, ступенчатом движении. Объединяя в себе вертикали, горизонтали, диагонали подъема и падения различной протяженности, ломаная линия передает самые различные ощущения — стремительный порыв, спокойствие и т. д.

       Восприятие  плоскостных фигур определяется характером восприятия составляющих эти  фигуры линий. Рассмотрим их подробнее.

       Особым  случаем кривой замкнутой линии  является круг. Окружность не имеет начала и конца, все ее точки равноудалены от центра. Внимание зрителя не в состоянии сосредоточиться на окружности, останавливается на ее центре, то есть на точке. По этой причине произведение наглядной агитации, представляющее по форме круг, воспринимается как нечто спокойное, замкнутое, уравновешенное.

       Овал образован кривой замкнутой линией. Эта фигура напоминает круг, однако восприятие ее отличается от восприятия круга. Овал образован несколькими дугами различной величины. Восприятию плавной большой дуги сопутствует ощущение динамики, интенсивного движения. Перенос внимания на дугу меньшего радиуса изменяет характер восприятия. Ощущение быстрого движения сменяется ощущением замедленного движения и, наконец, статики. Овал, таким образом, воспринимается как нечто беспокойное, дышащее, неуравновешенное, в целом — динамичное.

       Квадрат образован равными сторонами и равными прямыми углами. Он воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, торжественное.

       Прямоугольник — фигура более динамичная по сравнению с квадратом. В зависимости от пропорций и положения по отношению к горизонтали прямоугольник может вызывать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали) либо спокойствия и статики (лежит на горизонтали).

       Треугольник — фигура, воспринимаемая как нечто резкое, острое. Но в зависимости от положения по отношению к горизонтали он может быть воспринят как нечто прочное, статичное (стоит на основании) или предельно динамичное, напряженное (стоит на вершине),

       В оформительском искусстве, архитектуре, скульптуре дизайнеры в поисках эмоционального образного воплощения темы всегда опираются на глубокий психологический анализ формы художественного произведения. Подчиняя форму содержанию и выражая его, дизайнер всегда — интуитивно либо сознательно — учитывает эмоциональность структурных элементов произведения.

       Чтобы правильно использовать выразительные  элементы композиции важно иметь  представление о композиционных средствах и уметь правильно  их применять в оформительском искусстве.

             
 
 
 
 

Законы  и принципы композиции. 

       Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом и т.д. остановимся на некоторых их них.

       Пропорциональность есть количественная взаимосвязь частей и целого. При определенных отношениях эта связь может проявляться в спокойном, гармоничном впечатлении от формы. Варьируя пропорциональные соотношения частей, форме можно придать динамику, статичность, напряжение, т. е. явно выраженную эмоциональную окраску.

       Среди различных пропорциональных отношений особо выделяется так называемое золотое сечение, которое производит наиболее желательное в эстетическом плане впечатление (Приложение 1). Золотое сечение получается в случае деления целого на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенно золотое сечение выражается следующими соотношениями: 3:5; 5:8; 8:13; 13:21 и т. д. В этом ряду каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.

       Советский архитектор Жолтовский и француз  Корбюзье занимались проблемами золотого сечения и использовали его в своей архитектурной практике, Корбюзье создал целую систему пропорционирования на основе чисел ряда золотого сечения и пропорций человеческого тела и назвал ее «Модулор», что по-латыни означает ритмически размерять. Модулор представляет собой ряды чисел, которые связаны в единую систему и предназначены для использования в архитектуре и дизайне – для гармонизации всей среды, в которой обитает человек (Приложение 2).

       Среди систем пропорционирования, используемых в архитектуре, дизайне, в прикладной графике следует упомянуть системы «предпочтительных чисел» и различные модульные системы.

       «Предпочтительные числа» - ряд чисел геометрической прогрессии, где каждое последующее  число образуется путем умножения предыдущего на какую-нибудь постоянную величину. Числа из предпочтительных рядов используются при конструировании упаковок, в композиции рекламных плакатов и т.п.

       Пропорционирование  связано с понятиями соразмерности  и меры. Одним из способов соизмерения целого и его частей является модуль. Модуль – размер или элемент, повторяющийся неоднократно в целом и его частях. В основе модульного конструирования лежит комбинация вертикальных и горизонтальных линий, образующих сетку. В прикладной, промышленной графике, оформительском искусстве модульную сетку применяют при конструировании всевозможных рекламных изданий, плакатов и т.п. (Приложение 2). Модуль в настоящее время активно внедряется в сферу предметной деятельности человека. Модульные размеры деталей различных конструкций обеспечивают унификацию и массовость их производства. Модуль тем самым отвечает потребностям дня. Модульные системы в настоящее время широко внедрились в промышленное производство экспозиционного выставочного оборудования.

       Масштабность характеризует соразмерность формы, отдельных ее элементов по отношению к другим формам, пространству, человеку. Масштабность различных форм — понятие относительное. Оно зависит от многих факторов — социального (стиль, мода и т. п.), функционального, технологического и т. д.

       Масштабность  предметной среды, с которой человек  находится в непосредственном контакте, — понятие более конкретное, определенное. Особенно это относится к некоторым  видам искусства — декоративно-прикладного, монументального, оформительского. Например, масштабность изображений в художественных панно и произведениях миниатюрного жанра во многом определена условиями восприятия нами этих произведений.

       Контраст  и нюанс — одно из наиболее выразительных средств в палитре дизайнера. Контраст и нюанс — это соответственно различие или сходство однородных качеств, составляющих композицию элементов. Контраст — резко выраженное различие качеств, нюанс — их незначительное отличие. Контраст значительно усиливает образный строй композиции. Нюанс обогащает ее множеством эмоциональных оттенков. Контраст проявляется в соотношении объемов, пропорций, фактур, направлении развития формы, цвета  и т. д.

Информация о работе Законы композиции. Основные элементы композиции