Законы композиции. Основные элементы композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:26, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение законов и средств композиции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-проанализировать и систематизировать изученный материал;
-раскрыть теоретические основы и сущность композиции;
-рассмотреть законы композиции;
-описать основные элементы композиции.

Содержание

Введение……………………………………………………..……3
Выразительные элементы композиции……………………..…..4
Законы и принципы композиции…………………………..……7
Заключение………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

       Важнейшими  средствами упорядочения элементов  композиции в единую систему являются два вида закономерностей повторения элементов – метрическая и ритмическая.

       Метр  или метрический  порядок основан на равномерном чередовании одного или нескольких элементов.

       Метрические повторы разделяют на равномерные, убывающие, нарастающие. Убывающие  и нарастающие повторы динамичны. Равномерный повтор (метрический) статичен.

       Метрические ряды разнообразны. Простейший ряд, как  уже отмечалось, основан на повторе  одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее сложные ряды — ряды, содержащие в себе повторы различных элементов в сочетании с повторами различных интервалов.

       Ритм  также означает закономерное изменение некоторых характеристик: расстояний между элементами, числа элементов в группах, их формы, размеров и т.д. Ритмические закономерности позволяют дизайнеру создавать интересные, образные произведения. Ритм — одно из главных композиционных средств, используемых при создании цельности композиции, логическом упорядочении ее элементов, смысловом решении.

       Завершенность ритмического строя элементов зависит  от приема его «остановки»:

 -увеличения  интервалов перед крайними группами  элементов;

 -усиления  акцента на центральных группах  элементов;

 -включения  в крайние группы инородных  элементов;

 -объединения  крайних элементов в группы  нового ритма, гармонически  согласующегося  с основным.

          Итак, мы описали основные элементы  и средства композиции. Чтобы  умело воспользоваться ими и  добиться гармонии в оформлении, необходимо владеть некоторыми принципами, которые приведены ниже.

          Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

       Принцип единства - это основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.

       Принцип доминанты. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр.

       Соподчинение  частей в целом. Группировка. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность достигается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные между собой по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется внутри каждой из групп, возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Таким образом целое воспринимается единовременно и цельно.

       Принцип динамизма. Композиционное построение произведения может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в изображении – по диагонали, по кругу, лучевое. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизованно. С его помощью осуществляется гармония целого.

       Принцип равновесия. Уравновешенность частей в картине – первостепенное требование композиционного построения – означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая части находились в равновесии.

       Принцип гармонии. Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения – примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, сводя все воедино в единое композиционное целое. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Законы  композиции давно разработаны, опробованы и законспектированы. В них нет «наверное», «возможно» и «я так вижу». Они логичны, научны и без труда позволяют приводить хаос в стройный порядок. При слиянии вашей идеи и законов и средств композиции образуется ясная и логическая структура, где все объекты: текст и изображения расположены согласно иерархической лестнице вашей идеи. Формы, место на плоскости, размеры, цвет и тон – так же подчинены генеральной мысли. Средствами композиции, как рычагами, мы расставляем объекты таким образом, что бы они создавали аккорд, чистый и сильный, который ударит вашей идеей в зрителя.

       Законы композиции нельзя понять теоретически. Можно прочитать, согласиться, но понять - только руками. Единственный путь овладеть средствами композиции – соединить теорию практику, пропустить законы через себя. Только практика открывает закон во всей полноте. И ставит те вопросы, ответы на которые необходимо получить. Композиция – сложная и интересная наука, делающая для нас процесс выполнения любой работы, будь то визитка или рекламный щит, логически ясным и от того творческим. 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

       1. Быков В. В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве: советы художнику-оформителю. / В. В. Быков. – М.: Плакат, 1983. – 64 с., ил.

       2. Григорян Е. А. Основы композиции в прикладной графике : учеб. пособ. для студ. и учащихся высш. и средн. спец. учеб. заведений. / Е. А. Григорян. – Ереван, 1986. – 32 с.

       3. Кричевский В. Г. Мир графики глазами дизайнера. / В. Г. Кричевский. // Техническая эстетика. - 1996. - № 8 – С. 10-15.

       4. Рунге В. Ф., Сеньковский, В. В. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособ. / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. – М. : МЗ-Пресс, 2001. – 252 с. - ISBN 5-94073-011-6. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Законы композиции. Основные элементы композиции