Византийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:28, реферат

Описание

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий)

Содержание

ПЛАН:
1. Введение. 4 стр.
2. I этап (середина IVв. – первая половина VIIв)
2.1 Роль религии в культуре 7стр.
2.2 Новое в изобразительном искусстве 9 стр.
2.3 Архитектура 11 стр.
2.4 Изобразительное искусство 15 стр.
2.5 Прикладное искусство 16 стр.
2.6 Музыка светская и церковная, театр 16 стр.
3. II этап (середина VIIв – начало XIIIв)
3.1 Общественная жизнь 18 стр.
3.2 Изобразительное искусство 19 стр.
3.3 Архитектура 24 стр.
3.4 Прикладное искусство 25 стр.
3.5 Изобразительное искусство 27 стр.
4. III этап (XIIIв. – середина XVв)
4.1 Краткая характеристика 28 стр.
4.2 Архитектура 29стр.

5. Заключение 31 стр.
6. Использованная литература 32стр.
7. Приложения

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 58.65 Кб (Скачать документ)

      Здесь невозможно перечислить  все иконописные  памятники Византии той эпохи. Необходимо только отметить, что  в связи с постоянными  войнами и усилением  военной знати  сильно поднялась  популярность святых - защитников и покровителей военного сословия. На мозаиках, фресках, иконах, эмалях, на изделиях из слоновой кости  и небольших походных иконах все чаще появляются изображения святых-воинов: Дмитрия Солунского, Феодора Стратилата ("полководца"), Федора Тирона ("новобранца") и особенно св. Георгия. Иконографические образы этих персонажей милитаризируются. Иконографический тип  св. Георгия претерпевает эволюцию. Если в X-XI вв. он изображается в виде пешего воина  с копьем в правой руке, опирающегося левой на шит, то в XII в. получает распространение  конный образ Георгия  без дракона или  иногда поражающего  змея. Этот образ  Георгия-воина приобрел огромную популярность в странах Юго-Восточной  и Восточной Европы и, особенно, на Руси, где получил уже  законченный и  хорошо знакомый нам  образ всадника, поражающего  копьем дракона.

      XI век был периодом  необычайного взлета  книжной иллюстрации.  Центром создания  поистине великолепных  кодексов стал  императорский скрипторий  в Константинополе.  Здесь заказу императоров  создавались настоящие  шедевры книжной  миниатюры. К их  числу относятся  рукопись "Слов" Иоанна Златоуста, выполненная для императора Никифора Вотаниана (1078-1081). На одной из миниатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном императорском облачении, в лице его проступают восточные черты, что говорит о портретном сходстве, схваченном художником. В живописи этого кодекса чувствуется влияние искусства Востока. Рукопись хранится в Парижской Национальной библиотеке. Другой жемчужиной искусства столичных мастеров миниатюристов является датируемая 1072 г. рукопись Нового Завета, созданная для императора Михаила II Дуки (Библиотека Московского университета). Крохотный по размерам кодекс, украшенный изысканной живописью, изящными заставками и инициалами, - подлинный шедевр книжного искусства. Колорит миниатюр обоих рукописей отличается мягкостью и теплотой, преобладают светлые тона, рисунок тонок и динамичен. В ряд с этими шедеврами можно поставить Псалтирь XI в. из Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, созданную между 1074-1081 гг. для одного из византийских императоров. Ювелирная тщательность орнаментики, мягкость и нежность колорита, тончайшая нюансировка лиц выделяют эти миниатюры из числа других, тоже высокохудожественных кодексов XI в.

   Архитектура.

      В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского  культурного круга  господствовала та же крестово-купольная  композиция, которая  возникла в VI в. и  характеризовалась  слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое  значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда  возник и получил  распространение  новый архитектурный  стиль. Появление  нового стиля было  связано с расцветом  городов, усилением  общественной роли церкви,  изменением социального  содержания самой  концепции сакральной  архитектуры в  целом и храмового  строительства в  частности (храм как  образ мира). Возводилось  много новых храмов, строилось большое  число  монастырей, хотя они были, как  правило, невелики по размеру. Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение  вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки.  Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ.  Например, в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный  кирпичный декор и полихромная пластика.  

                                         Прикладное искусство.

      Для правителей Византии чудесные произведения прикладного искусства  были в то же время  и орудием политики и дипломатии - раздача  наград, дары храмам и монастырям, подкуп правителей иностранных  государств и их послов, содействовали распространению  драгоценных произведений искусства византийских мастеров далеко за границами империи. Была распространена и массовая продукция  из металла для  широких слоев  населения Византийского  государства. Прикладное искусство Византии, подарившее миру множество  прекрасных шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и  интересы различных  социальных слоев  византийского общества. Вместе с тем оно  одновременно подчинялась  общим мировоззренческим  установкам и художественным канонам, господствующим в византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны были считаться  со  вкусами знатных  заказчиков, императорского дворца, церкви. X-XII века - период нового подъема  византийского монументального  искусства и архитектуры - были ознаменованы также  расцветом прикладного  искусства: ювелирного дела, резьбы по кости  и камню, производства изделий из стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество в Византии было  подчинено единой системе миропонимания, философско-религиозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды искусств били тесно связаны между собой единой системой художественных ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов. Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общим законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных изменений всей художественной системы византийского общества. Поэтому  в Византии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органический художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций, имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм. Церковная утварь, императорские регалии, одежда  церковных иерархов и придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные ювелирные украшения, которые носили императоры, высшие чиновники, духовенство, придворные дамы - все эти украшения часто становились недосягаемым образцом для художников других стран.

      Высочайшего уровня развития в  эту эпоху достигла византийская торевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы и  других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила, кованные с рельефами  врата храмов, складни  с образцами святых, оклады икон и книг и множество видов  церковной утвари были истинными произведениями искусства.

      Огромное  распространение  имели изделия  из металла в быту императоров и  высшей византийской аристократии. Музыкальные  инструменты, ларцы, разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки  из золота и серебра составляли необходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца.

      Рассвет прикладного искусства  в X-XII вв. был связан с торжеством эстетики церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний  утонченный придворный этикет, праздничное  великолепие, блеск  и элегантность придворной жизни, ритуал процессий  торжественная культовая  обрядность - все  это рождало эстетику света, блеска, красоты. Отсюда особая любовь византийской аристократии к изделиям из драгоценных  материалов, торевтике, камням, блестящей  утвари, златотканым  одеждам и роскошному убранству дворцов и храмов. 

      Изобразительное искусство.

      С X-XI вв. в искусстве  Византии господствует пышная декоративность. Торжественный монументализм  все чаще соединяется  с усложненной  символикой. В живописи и архитектуре  начинает господствовать строгая, рассудочная  симметрия, спокойная, торжественная уравновешенность линий и движений человеческих фигур  на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное  искусство приобретает  вневременный и внепространственный  характер; абстрактный  золотой фон, столь  любимыми византийскими  мастерами, заменяет реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую функцию: он призван  как бы отгородить отвлеченное изображение. того или иного  явления от живой  деятельности окружающего  мира. Стилизованные  архитектурные ассамблеи, фантастические пейзажи  фона делают все более  абстрактными и зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество художника  приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией  и церковным авторитетом, а порывы индивидуальных творческих исканий  мастера подчинены  нивелирующему действию канона.  
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и сюжеты почти не изменялись в течение столетий. В отличие от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм, вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же остался в центре художественного творчества. В искусстве опять обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту.  

III этап (XIIIв. – середина XVв.) 

   Краткая характеристика.

      Третий  же период (XII-XIV вв.) можно  кратко охарактеризовать, как  наивысшую  точку развития феодализма и развал Византийской империи. Ввиду недостатка материала по данному  периоду можно  отметить лишь то, что, несмотря на то, что  Византия просуществовала  на 1000 лет дольше Великой Римской  империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления  культуры перешли  к соседним государствам. Практически все  время средневековая  Европа развивалась  на основе достижений византийской цивилизации. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в  развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи. 
 

   Архитектура.

      Новые тенденции появились  и в изменении  социального содержания архитектуры. Прежде всего, происходит сокращение масштабов храма. Грандиозные храмы для народа уходят  в прошлое. Распространение получают сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала, сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно храм растет в высоту: изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей, устремление в высь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству. Если раньше главную роль в культовом зодчестве играла внутренне пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную, то в XI-XII вв. все большее значение  приобретает значение внешний вид храма. Украшение фасада здания теперь входило в общий архитектурный замысел, в единую композицию. Вместо замкнутых, с широкими песчаными гладкими плоскостями закрытых фасадов и стен теперь появляются новые архитектурные формы экстерьера: фасады украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов, впервые появляется асимметрия. Вешний декор здания становится самодовлеющем элементом архитектуры, увеличивает его художественную выразительность. Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма, усиливается воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций, колонны в храме делаются тоньше, удлинятся барабан купола - он становится легким, стройным, со множеством вертикальных членений, с окнами, усиливающими эффект освещения. Во внутреннем пространстве храма зодчие стремятся к достижению большого единства. Наблюдается строгая центричность и повышение подкупольного пространства, красота храма ныне во многом определяется его устремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении храма порой появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов, светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI-XII в. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочная ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым, аскетичным наружным обликом зданий предшествующего времени. Прежняя замкнутость и отрешенность уходили в прошлое, храм теперь следовало созерцать не только внутри но и снаружи.

      До XIII в. византийскою архитектуру  можно считать  одной из самых  развитых и совершенных  в средневековом  мире. Она оказала  влияние на широкий  ареал стран - Болгарию, Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское государство  обязано Византии первыми выдающимися  архитектурными достижениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

      Византия  внесла огромный вклад  в развитие мировой  культуры. Ее основные принципы и направления  культуры  перешли  к  соседним  государствам.  Практически  все  время средневековая  Европа  развивалась  на  основе достижений  византийской культуры. Византию  можно  назвать  «вторым  Римом»,  т.к. ее  вклад в  развитие Европы и всего  мира ничем не уступает Римской империи.

   Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический  характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его  широкой экспансии в различные  страны. Византийское искусство стало  непререкаемым эталоном для искусства  православного мира - русского, болгарского, сербского, грузинского. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока. Влияние византийского  искусства прослеживается в Италии и на острове Сицилия, на Кавказе  и ряде других областей. Но византийское искусство и само испытывает изменения  под влиянием местных художественных школ. Так в иконописи и архитектуре  возникла на Руси самобытная школа, связанная  с национальным характером, с народно-религиозным  пониманием "меры и красоты". Первые века становления православия на Руси были временем рождения отечественных  форм его понимания, выраженного  в красках, в камне, в слове. 

 

Использованная  литература:

1."Культура Византии" в трех томах.  Изд. "НАУКА", Москва 1989 г.

2. Бычков В.В. Малая  история византийской эстетики. - Киев, 1991.

3. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). – М., 1997.

4. Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.

5. Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988. 
 
 
 

Информация о работе Византийская культура