Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание

Основная цель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системе дополнительного образования - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческая самореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Главная задача педагога - «...сделать искусство пространством возможной творческой самореализации высшего Я растущего человека» (выделено А.А. Мелик - Пашаевым) через эстетическое воспитание детей средствами искусства и художественной педагогики.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по керамике.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

 

Одним из наиболее важных аспектов является формирование у детей образного, композиционно-пространственного, фактурного и колористического мышления, а также  овладение приемами изготовления различных видов художественной керамики.

 

Овладение языком объемной пластики дает детям возможность более  глубокого понимания красоты  и гармонии, пробуждает желание привнести  их в свою повседневную жизнь. Занятия  керамикой также служат оспитанию  чувства радости творческой работы, уважительного отношения к рукотворным произведениям, приобщает детей к духовным ценностям.

 

Основными задачами учителя на занятиях керамикой являются:

 

- развитие художественно- творческих  способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, инициативы, творческой активности;

 

- приобретение учащимися навыков  практически значимых способов  деятельности, умений, необходимых  в быту, социальной жизни и  профессиональной работе;

 

- приобщение учащихся к мировой  художественной культуре;

 

- воспитание эстетического отношения  к окружающей действительности, формирование восприятия керамических  и скульптурных объектов как  деталей интерьера, элементов  оформления фасадов зданий, деталей  костюма, как неотъемлемой части  материальной среды обитания людей;

 

- воспитание гуманного отношения  к людям, уважения к их труду,  творчеству художника;

 

- расширение художественного кругозора,  развитие художественного вкуса;

 

- воспитание чувства национального  самосознания, любви к отечественной истории и культуре, окружающей среде;

 

- знакомство с керамикой древних  цивилизаций;

 

- изучение русских традиционных  гончарных и игрушечных промыслов;

 

- знакомство с различными видами  декоративно-прикладного искусства;

 

- овладение основными приемами  работы с глиной (лепка из комка, пласта, жгута, отминка в форму, формование на гончарном круге);

 

- освоение различных способов  декорирования керамических изделий.

 

В программе « Изобразительное  искусство и художественный труд»  Б.М. Неменским был выделен принцип единства восприятия и созидания произведений искусства. Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства.

 

В целом ряде исследований раскрыты возможности детей эстетически воспринимать произведения разных видов искусств. Так, Г.М. Вишнева отмечает, что дети младшего школьного возраста, побывав в музее, стали больше интересоваться скульптурой малых форм. В их суждениях ясно прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу автора. Такие проявления можно отнести к зарождающемуся у детей чувству «наслаждения красотой» созданного автором образа. Эстетическую оценку произведений дети связывают с характером образа, отдельными яркими сенсорными признаками (формой, цветом). Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать работу, понимают пластику движения, выразительность окраски.

 

У детей возникают эстетические эмоции, оценки скульптурного образа: «Корова кажется доброй, она голову повернула и не бодается», «Этот медведь красивее, чем настоящий, и не страшный». Рассказ о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помог детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски. Они стали внимательнее рассматривать произведения с разных сторон. Воспринимая форму, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур. По её мнению, в формировании пластического образа в лепке наиболее значим этап обследования, когда вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребёнка направляется на отдельные части, детали. Восприятие скульптуры не только осмотр ее объемов и граней. Керамическая фигура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько автор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры. Порой, когда человек, делающий скульптуру, не чувствует связи, скульптура может просто восприниматься как обычный муляж. Итак, обучение детей способам эстетического восприятия керамики представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о керамике дети подходят к овладению «языком» пластического искусства. Освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о керамике дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.

 

Рассмотрим практическое применение принципов единства восприятия и созидания и триединства художественной деятельности на примере создания формы чашки с антропоморфным декором. В качестве визуального ряда детям 7-9 лет предлагаются фотографии и изображения скульптурных портретов разных людей (работы В. Голубкиной, С. Коненкова), а также произведения литовских народных мастеров деревянной скульптуры. У каждого персонажа – свой характер, они выражают разные эмоции. Учитель знакомит детей с работами народных мастеров, ребята сравнивают их с работами скульпторов, находят сходства и отличия. Народная скульптура отличается от профессиональной условностью, обобщенностью формы, вольной трактовкой пропорций. В данной работе учащимся предстоит соединить в одном произведении постройку формы чашки с ее скульптурным оформлением. Педагог обращает внимание детей на разнообразие форм и росписи чашек и на то, какие эмоции они вызывают. При оформлении чашки детям предлагается использовать пластический язык народных мастеров. Дети выбирают понравившуюся форму чашки, и педагог обращает их внимание на соответствие формы чашки ее украшению. Какая форма может быть украшена лицом героя, рыцаря, а какая - лицом прекрасной феи.

 

Ученики определяют высоту своей будущей  чашки, ее общую форму, обращая внимание на пропорции, соотношение высоты и размера донышка, а также форму донышка (круг, квадрат, овал и др.). Это соотношение, как и пропорции человеческого тела в скульптуре, придает форме истинную гармонию. Затем начинается работа в материале. Педагог работает вместе с детьми над образом своей авторской чашки. Ученики раскатывают глиняный пласт на ткани и вырезают специальными стеками форму донышка. Потом они раскатывают длинный пласт, из него вырезаем длинную ровную полосу, похожую на дорогу. Ширина полосы - это высота стенок чашки. Затем ученики отрезают полосу нужной длины для соединения с донышком, промазывают донышко шликером и соединяют его со стенкой. При этом важно тщательно соединить шов изнутри и снаружи, проверить, чтобы не было дырок. Теперь можно прилепить ножки, невысокие, подходящие к форме чашки.

 

Теперь самое важное - украшение! Высота чашки - это высота лица персонажа. Педагог дает детям начальные  сведения о строении лица человека, и они определяют место глаз, носа, губ. Далее ребята лепят черты  лица, выражая с их помощью характер героя, проявляя свою фантазию. Можно прилепить волосы, а можно и просто нанести глубокие линии стеками - фактуру, и таким образом показать волосы. В конце работы дети прилепляют уши, подходящие по размеру и форме. В конце занятия педагог предлагает детям познакомиться с работами друг друга и своей, найти в каждой работе достоинства, индивидуальные черты, неповторимость.

 

Ребята постепенно, под влиянием педагога, приучаются к несвойственной оценке своих работ, то есть каждая работа принимается ими как целостная, законченная. Отход от привычных в школе оценок плохо-хорошо, удачно-неудачно служит укреплению в детях уверенности в своих силах, своей уникальности, раскрепощает их в желании самовыражения.

 

В возрасте 9- 13 лет дети могут принимать  самое активное участие почти во всех технологических операциях по изготовлению керамических изделий.

 

Под руководством педагога они уже  способны заниматься приготовлением глиняной массы, работать над формованием  сосудов на гончарном круге.

 

Особенно старательны ребята при выполнении интересных практических заданий и проектов. Здесь проявляются широта интересов, смекалка, знания и умения, нередко выходящие за рамки программы. Изготовление красивых и полезных керамических изделий для них далеко уже не забава, а средство самовыражения, самоутверждения, а также предмет изучения одновременно.

 

В этом возрасте у детей активно  развивается образно-пластическое мышление, которое неразрывно связано  с умением мыслить. Одними из принципов, сформулированных Б.М. Неменским в  преподавании изобразительного искусства, являются развитие художественно-образного мышления и проживание как форма обучения и освоения художественного опыта. Важную роль в развитии художественно-образного мышления детей играют представления- обобщенный образ предмета, сохранившийся в памяти, воздействующий на органы чувств. Художественный образ можно рассматривать и как специфическую форму познания. Единство воображения, эмоций и деятельности определяет качественное своеобразие художественного познания.

 

Яркой особенностью мышления художника, обусловленной активным участием в творческом процессе зрительных образов памяти и воображения, является его ассоциативность. Ассоциации по контрасту и по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника. Чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе. Создавая художественный образ, автор тем самым воспроизводит связь между единичным и общим, отражает ее наглядно. Одной из отличительных средств художественного образа является неразрывная связь изобразительного и выразительного моментов в едином целом. Это и определяет целостность художественного образа.

 

Практическим заданием по созданию художественного образа является работа над этюдами фигур животных. Этой работе предшествует наблюдение особенностей строения, повадок животного, изучение фотографий и видеосюжетов. Лучше всего – посещение зоопарка и наблюдение за поведением, движением животных, рисование набросков. Целью этого задания является построение живой подвижной натуры.

 

Этюд- это художественное изображение  изучаемой натуры, основной способ изучения и понимания образа животного. Поэтому задача, которую ставит работа над этюдом, значительно сложнее  и глубже, чем задачи наброска. Для этюда выбирается пластилин, он более мягок и пластичен, чем глина.

 

Педагог объясняет детям задачи работы, и сам тоже начинает создание этюда. Это задание нужно начинать с изготовления каркаса, используя  проволоку и кусочки дерева, веточки. Каркас можно не прикреплять к дощечке, достаточно прилепить к ней немного пластилина и вставить в него каркас.

 

Лепку необходимо сверять с наброском. Когда общая форма найдена, учитель  обращает внимание детей на детали, подробности передаваемой натуры. Этот этюд может служить основой для дальнейшей работы в материале, вносятся изменения в связи с требованиями композиции и свойствами материала. Создание композиции - самое трудное задание. При изображении животных, может быть, менее уместны теоретические или предвзятые формы композиции, особенно у детей. У них получаются живые, образные композиции. Цель, к которой необходимо стремиться, создание цельной работы, чтобы связь композиции с материалом была тесной и органичной. Учитель показывает наглядно эту связь на примере своей работы. Так как работа будет обжигаться в печи, то лепятся композиции, не требующие каркаса. Необходимо следить, чтобы при лепке слои глины были уплотнены, без пустот, так как воздух, оставшийся в них, при обжиге может разрушить скульптуру. Фигуры должны быть с более или менее тонкими стенками, для этого учитель показывает детям технические приемы лепки, используемые керамистами.

 

Для передачи шерсти животных или  перышек птиц можно использовать гравировку, а в некоторых местах – лощение по кожетвердой глине.

 

После сушки и обжига изделие  можно покрыть глазурью и еще  раз обжечь, это уже будет майолика. Изображения животных в майолике очень привлекательны. Условные, декоративные образы не боятся блеска и цветности  глазури. Но образы реалистические требуют некоторых ограничений в применении глазурей. В этом случае лучше всего использовать матовые глазури или цветные глины- ангобы. Для украшения интерьера школы можно сделать панно с анималистическим содержанием.

 

 Одним из заданий, предлагаемых  детям средней школы, является создание настенного декоративного панно в технике прорезного рельефа. Выполнение этого задания имеет своей целью приобщение детей к процессу художественного познания, объединив воображение, эмоции и практическую работу в материале. Развивающими задачами этого занятия являются расширение границ восприятия современного декоративно-прикладного искусства, развитие навыков лепки прорезного керамического рельефа, развитие представлений о широких возможностях использования глины в декоративном творчестве. Методическими задачами являются отражение взаимосвязи фигур в композиции, соотношения смысловой нагрузки масс и объемов, игры света и тени, выразительности силуэта, передачи в объеме движения животного. В этой работе дети активно соприкасаются с созданием художественного образа. Эту творческую задачу педагог также решает вместе с ребятами - он работает рядом с ними над своим произведением.

 

На предыдущих занятиях дети сделали  зарисовки фигур животных, птиц для  декоративной работы. В работе отметим две основные задачи: первая - увидеть строение сложной природной формы животных и птиц, и вторая - составить гармоничную композицию из обобщенных природных форм и окружающего их пространства. В качестве зрительного ряда педагог предлагает детям фотографии животных, зарисовки и фотографии декоративных панно. Авторы передают характерные черты натуры, не копируя ее, условно, решают композицию своих работ - части рельефа остаются незаполненными глиной, прорезанными. Этот прием придает работам легкость, но не в смысле веса, а в смысле восприятия зрителем.

 

Каждый живой объект можно представить  в виде конструкции из простых  геометрических форм, передать его  выражение, позу. Педагог работает на занятии и как художник и как  наставник, объясняя и показывая  детям последовательно все этапы работы. Кто-то из детей может не справиться с каким-то этапом работы, тогда педагог оказывает помощь. Работа начинается с лепки плинтуса- рамки из толстых жгутов глины., Формируем плинтус, он может быть прямоугольным, квадратным или круглым, по предварительным эскизам. Затем ребята раскатывают на кусочках ткани глиняный пласт. А из него вырезают фигурки животных, деревья и другие элементы из которых составляют сложную композицию. Края рельефа (ноги, голова или хвост животного) должны скрепляться с рамкой, держаться в ней.

Информация о работе Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)