Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:45, дипломная работа

Описание

Основная цель и задача преподавания предметов изобразительного искусства в системе дополнительного образования - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческая самореализация и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Главная задача педагога - «...сделать искусство пространством возможной творческой самореализации высшего Я растущего человека» (выделено А.А. Мелик - Пашаевым) через эстетическое воспитание детей средствами искусства и художественной педагогики.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа по керамике.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

 

Некоторым особняком в искусстве  керамики стоят центры, где создают  глиняную игрушку. Ее лепят вручную  и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен.

 

В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого  народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе.

 

Современная декоративная керамика уже  давно вышла из сферы прикладных художеств и перешла в "высшую лигу" пластических искусств. Свободные от традиционной изобразительности художники- керамисты посредством формообразования, используя текстуру материала, выражают свое мироощущение, восприятие реальности, понимание жизненных коллизий. Гармония форм или столкновение объемов, плавный или синкопический ритм линий, блеск глазури или матовость фактуры - все эти выразительные средства керамики могут передать метафорические образы покоя и тревоги, контакта и отторжения, столкновение добра и зла.

 

Язык керамики - объемно-пластическая, трехмерная форма, через восприятие которой раскрывается содержание керамического произведения, доносится до зрителя замысел художника.

 

Керамика дает простор как для  формального, так и для технического эксперимента. Податливая человеческой руке глина и стихия огня - прекрасная опытная лаборатория для всех видов искусства. Таким образом, в занятиях керамикой находит свое воплощение главный принцип, выделенный Б.М. Неменским в обучении детей искусству - принцип единства и целостности трех видов художественной деятельности - изобразительной, декоративной и конструктивной.

 

Свобода пластического выражения - стихия керамистов. Критерий качества один - профессиональное владение материалом и исполнительской техникой.

 

В керамике "чувство материала", особенности его пластики и фактуры суть выразительные художественные средства. Развитие декоративной керамики идет в русле общих тенденций современного изобразительного искусства, для которого характерно усложнение метафорической образности и ассоциативного ряда. При этом декоративные особенности материала служат ключом к расшифровке авторского замысла.

 

2.2 Задачи обучения керамике  в системе дополнительного образования

 

педагог творчество керамика обучение

 

Область дополнительного  художественно-эстетического образования является важным звеном общей системы обучения детей искусству. Поэтому основными, также как и для базового образования, являются позиции целостности, системности и непрерывности. Эти позиции в полной мере можно отнести как к ученику, так и к самому учителю. Дополнительное образование. в отличие от базового, это – углубление в определенную область искусства, работа с детьми, увлеченными конкретным видом деятельности, а также возможность развитие и самореализации творческой инициативы и индивидуальности учеников.

 

Основными целями дополнительного образования  являются:

 

- повышение  уровня социальной значимости  культуры и искусства, - сближение  общекультурного наследия и массовой  школы,

 

- совершенствование  подходов к теории и практике художественного образования детей.

 

Основные  задачи состоят в следующем:

 

- формирование  отношения к культуре как к  важнейшему условию свободного  и разностороннего развития личности,

 

- поиск  методов и форм, обеспечивающих  целостность, преемственность и системность базового и дополнительного образования,

 

- создание  условий, интегрирующих в себе  художественное воспитание и  образование с явлениями социальной  жизни,

 

- овладение  языком изобразительного искусства  и самостоятельной изобразительной  деятельности как постоянным источником саморазвития и творческого отношения к действительности,

 

- формирование  личностной ориентации в мире  общечеловеческой культуры.

 

Для сохранения и роста привлекательности для  детей художественной деятельности педагог дополнительного образования может использовать эффект новизны, открывая ученикам взгляд с другой стороны на окружающий мир и давно знакомые предметы, увидеть необычное в обычном. На занятиях керамикой это может быть смена творческих задач, использование разных техник и драматургии занятия, то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий.

 

Современная практика дополнительного образования  предполагает получение более высоких  и качественных результатов, чем  в классно-урочной системе за счет большего времени и меньшего количества учеников.

 

Занятия в мастерской керамики школы  «Ковчег», также как и программа  базового образования, построена на освоении трех видов художественной деятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Отмечая особенности каждого вида художественной деятельности, делается акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но один является ведущим. Этим определяется преемственность и системность между областями общего и дополнительного образования. Таким образом, каждый ребенок может найти то, что ему ближе и интереснее, развить присущие ему способности раскрыть свою индивидуальность в художественной форме.

 

Необходимо также отметить воспитательные аспекты дополнительного образования. Прежде всего воспитывает само общение  с произведениями искусства, история  народа, запечатленная в них, взгляд художника на происходящие события  и людей, участвующих в них. Кроме того, задачи воспитания художественного вкуса, общения детей в процессе работы, их взаимопомощь, радость по поводу успеха товарищей нашли свое решение в коллективных формах работы. В условиях дополнительного образования такая деятельность наиболее привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие и высокое качество работы, достигаемое за счет индивидуального подхода к каждому ученику и большего, чем в классно-урочной системе, времени позволяют учителю ставить и успешно решать самые сложные задачи.

 

Именно в общей работе легче  увидеть гармонию цвета, формы и  композиции. Дети сами учатся исключать  из нее те элементы, которые противоречат общему колориту или композиционному  решению. В дальнейшем дети привыкают  мыслить с позиций художественного образа. В коллективной работе могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач. Так, на основе инициативы, рождается внутренний стимул и мотивация к художественно-творческой деятельности.

 

И.Н. Турро выделил три основные формы коллективной изобразительной  деятельности:

 

- фронтальную - соединение индивидуальных  работ учеников, выполненных в  русле единого задания педагога,

 

- комплексную - каждый учащийся  делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свою работу с работой других учащихся,

 

- коллективно- производственную - каждый ученик делает только  одну определенную операцию общей  работы.

 

Фронтальная форма является одной  из самых простых и наиболее часто употребляемых форм организации коллективной работы на занятиях изобразительным искусством. Она не требует особых условий организации, особой подготовки детей и может использоваться на занятиях в разновозрастных группах. Педагог является организатором и сотрудником детей в решении творческой задачи. В конце занятия результаты индивидуальной работы детей собираются вместе в единое коллективное произведение. В такой форме можно выполнять множество заданий программы «Керамика народов мира», например, по темам «Подводный мир», «Изразцы», « Встречаем Новый год и Рождество» и др. (см. Приложения).

 

Необходимо отметить воспитательную ценность коллективной деятельности. На занятиях необходимо создавать доброжелательную, радостную атмосферу сотворчества и взаимодействия. Сам продукт - коллективную работу учитель использует в качестве наглядного ряда, декорации для спектакля или праздника, оформления школьных помещений и самой мастерской. Такие работы неизменно вызывают большой интерес у родителей и гостей школы.

 

Для учителя это также очень  важно, так как способствует его  личному творческому росту, повышает качество художественно-творческой деятельности, позволяет выйти на уровень исследования, эксперимента и разработки инновационных  технологий.

 

Общее школьное базовое образование часто игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. В общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка.

 

Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества (или сотворчества). В этой области нельзя «знать, не умея», причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу.

 

Исследования показывают, что занятия  керамикой в системе дополнительного  образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время они начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.

 

Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в  младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту  детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

 

Художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении.

 

Таким образом, дополнительное образование  детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для средней школы уделяется большое внимание работе с пластическими материалами. В начальной и средней школе уроки лепки из глины могут рассматриваться как важная составная часть гармоничного развития и обучения детей. Занятия керамикой в системе дополнительного образования углубляют знания и умения, полученные детьми в школе, служат оптимизации когнитивного и эмоционально-личностного развития детей, активизации процесса познания себя и окружающего мира посредством работы с глиной.

 

Задачи, решаемые на занятиях керамикой, чрезвычайно разнообразны. Это, в  первую очередь, знакомство с окружающим миром. В рамках этой задачи происходит знакомство ребенка с особым материалом-глиной и овладение умением работать с ним. Вторая, более широкая задача- эстетическое развитие, прикосновение к древнейшему из видов искусства. На занятиях керамикой используется активно разрабатываемый в современной психологии и педагогике принцип деятельностного подхода. Только в индивидуальной и совместной деятельности детей школьного возраста происходит усвоение всего богатства социального опыта предшествующих поколений. Эстетическое воспитание на образцах народного искусства способно воздействовать на эстетическое и духовное развитие человека. Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса как к творчеству мастеров художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству. Задача педагога – помочь учащимся полюбить искусство керамики, познакомить с особенностями и свойствами различных ее видов - простых гончарных изделий, мелкой пластики, майолики, фаянса. Учащиеся в процессе занятий работают над художественными изделиями разными способами - лепкой (из комка, жгута, пласта), формованием на гончарном круге, а также знакомятся с разными видами декорирования изделий и обжигом.

 

Основной целью занятий керамикой является развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и раскрытие творческих способностей детей.

 

Содержание занятий включает в  себя изучение как общих закономерностей  развития искусства керамики, так  и самобытных национальных проявлений художественного творчества в различные исторические эпохи.

Информация о работе Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)