Титаны ренессанса (Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание

Цель работы – описать гуманистическое начало в произведениях мастеров эпохи Возрождения.
Для решения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть гуманистические представления Леонардо да Винчи;
2) описать гуманистические взгляды Санти;
3) раскрыть гуманистические представления Микеланджело.

Работа состоит из  1 файл

Титаны ренессанса.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

Прошу, молчи, не смей меня будить.

Таковы были мысли побежденных флорентийцев [4].

В тридцатых  годах XVI столетия Папа Павел III поручил Микеланджело написать на алтарной стене Сикстинской капеллы евангельскую сцену «Страшного суда».

Исследователь Лазарев пишет: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса... Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. И чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией. Работая над фреской «Страшный суд», Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Таков, несомненно, был его основной замысел. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была стать хрупкой, легкой, бесплотной. Но как раз этого не произошло... По-прежнему он изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные... Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Они утратили волю!». В этом произведении можно увидеть отход от гуманистического видения мира. Нет такого восхищения качествами человека. Чувствуется обреченность человека перед судьбой и Богом. Чувствуется невозможность человека изменить ход своей жизни перед теми, кто выше тебя. Однако некоторые ученые считают, что и в это свое творение Микеланджело внес дух непокорности, дух борьбы (А.С. Жукова) [1]. Но даже при всем при этом, смотря на картину, чувствуется отход от жизнелюбивого, мужественного человека, стремящегося к земному счастью, которого мы видели у Санти.

Красоту и силу человека – глубокий гуманизм Микеланджело мы находим в статуях, созданных для гробницы Папы Юлия II. Это фигура Моисея и изваяния двух связанных юношей («Рабы»). Один их них, собрав все свои богатырские силы, рвется из пут, а другой, побежденный, умирает. Здесь также чувствуется боль от поражения флорентийской республики. Но и побежденные, связанные, умирающие люди у Микеланджело всегда прекрасны и сильны. Вот здесь мы находим гуманизм мастера.

Фигура «Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II.

Со времени  своего создания «Моисей» воспринимается как одно из великих свершений человеческого гения, быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике. Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.

Над сооружением  собора святого Петра, которым Папское государство желало прославить свое могущество, работали поочередно знаменитейшие архитекторы того времени: Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший. В 1546 году руководство работами перешло к Микеланджело.

Купол собора святого Петра - венец архитектурного творчества Микеланджело. Как и в совершеннейших созданиях его кисти и резца, бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов, все заполняющее движение властно и органически включены в замкнутое целое идеальных пропорций.

Умер Микеланджело в разгар работ в 1564 году.

В его работах  можно подчеркнуть много гуманистического. Как и художники его эпохи, он преклонялся перед красотой человека, перед величием его духа. И лишь поражение флорентийской республики от Медичей оставило отпечаток на произведениях Буонарроти – неспособность человека противостоять своей судьбе.

 

Заключение

 

Поставленная  цель в работе была выполнена полстью - описано гуманистическое начало в произведениях мастеров эпохи Возрождения.

Для решения цели работы были выполнены следующие задачи:

    1. раскрыты гуманистические представления Леонардо да Винчи;
    2. описаны гуманистические взгляды Санти;
    3. раскрыты гуманистические представления Микеланджело.

В центре внимание деятелей Возрождения был человек. Художники в своих произведениях  выражали лучшие качества людей: силу, красоту, дух. Позднее авторы отражали и отрицательные качества людей: бездушие и безразличие к происходящему.

Леонардо да Винчи является одним из самых  ярких представителей эпохи Возрождения. Его гуманизм проявился не только в его произведениях. Любовь к  человеку проявляется и в его научных открытиях, столь важных для мира. Некоторые изобретения Леонардо используются и до сих пор. Некоторые его идеи опередили эпоху Леонардо. Великий исследователь, художник и изобретатель. Сделавший так много для человечества и для гуманистического мировоззрения.

Рафаэль оставил  нам большое богатство – культурное наследие гуманистического представления  мира. В его картинах отразились наилучшие качества человека: дух, выносливость, терпение, мужество.

В произведениях  Микеланджело больше, чем у Санти и да Винчи встречаются трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу». Скорее всего это связано с поражением флорентийской республики от Медичей, оставившее глубокую рану в сердце Микеланджело.

Актуальность  дальнейшего изучения темы заключается  в исследовании того, как повлияло искусство эпохи Возрождения  на дальнейшую мировую культуру и  жизнь.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Детская энциклопедия. Том 12. Искусство. Под редакцией Артоболевского И.И. [Текст]. – М.: «Педагогика», 1977 – 575 с.
  2. Каменева Е. О. Какого цвета радуга [Текст]. – М.: «Детская литература», 1987 – 79 с.
  3. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией Кузнецовой Т.Ф. [Текст]. – М.: «Академия», 2003 - 607 с.
  4. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией профессора А.Н.Марковой. [Текст]. – М.: «Культура и спорт», 1995 - 224 с.
  5. Любимов Л.Ю. Искусство Западной Европы [Текст]. – М.: «Просвещение», 1996 – 462 с.
  6. Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума [Текст]. – М.: «Эксмо», 2006 – 786 с.
  7. Хрестоматия по культурологи. Под редакцией Рудыгина А.А. [Текст]. – М.: «Центр», 1998 - 592 с.

Информация о работе Титаны ренессанса (Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи)