Философия Леонардо Да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:14, реферат

Описание

«Величайший прогрессивный переворот» каким явилась, по определению Ф.Энгельса , эпоха Возрождения , ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов» , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томазы Компанеллы, чтобы представить себе глубину , богатство и многообразие философской мысли 14- 15 вв1.

Содержание

Введение;
Общая Характеристика Великой Эпохи;
Леонардо Да Винчи, о нем;
Философия Леонардо Да Винчи;
Заключение;
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат1.docx

— 51.76 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

  1. Введение;
  2. Общая Характеристика Великой Эпохи;
  3. Леонардо Да Винчи, о нем;
  4. Философия Леонардо Да Винчи;
  5. Заключение;
  6. Список литературы. 

1.Введение.

«Величайший прогрессивный переворот» каким явилась, по определению Ф.Энгельса , эпоха Возрождения , ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов» , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томазы Компанеллы, чтобы представить себе глубину , богатство и многообразие философской мысли 14- 15 вв1.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи справедливо рассматривается  как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.. Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания.

Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской  мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателей  эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи

"Взгляни  на свет и вглядись в его  красоту. Мигни глазом, глядя на  него, - тот свет, который ты видишь, раньше не был, и того, который  был, теперь уже нет. Что  его воссоздает, если создатель  непрерывно умирает?"2

Поразительная фраза, подобных которой немало в записках Леонардо да Винчи, но, главное, в ней приоткрывается тайна восприятия бытия, мира, космоса  этим, в общем-то, закрытым для окружавших его людей, мыслителем.

Для истории философской  мысли эпохи Возрождения феномен  Леонардо интересен прежде всего  как проявление определенных тенденций  ее развития. Разрозненные заметки  общефилософского и методологического  характера, затерянные среди тысяч  столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, художественного творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования. 
 

2. Общая характеристика  великой эпохи

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Сами деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.3

Эпоха Возрождения – это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек  – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало  заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель  Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для  лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.4

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным  идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно  перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как  индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое  и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые  врожденные идеи, ли как-то, что человек  содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление  о человеке как малом космосе  выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих  философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

Следствием возросшего интереса к  классической культуре стало также  изучение античных текстов и использование  языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».

Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом  церкви. Возникли новые школы и  университеты, проводились естественнонаучные и медицинские эксперименты.

В архитектуре ведущую роль стали  играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя  ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность  человеку.5

Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию  мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники  начали использовать перспективу, отказавшись  от плоскостного изображения. Объектами  искусства стали человеческое тело (в т.ч. обнаженное), классические и  современные сюжеты, а также религиозные  темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро  дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.

В Италии зарождались капиталистические  отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между  городами-государствами. Научные и  технические открытия, такие, как  изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о  которых было сказано выше. Важнейшая  особенность философии Возрождения  – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная  черта – создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья  теоцентрична, то характерная особенность  философской мысли Возрождения  – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.6

Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр  как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения  гуманистов означал замену понятия  обожения как одного из основных понятий  религиозно-аскетического мировоззрения  средневековья понятием обожествления  человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей.

3. Леонардо да Винчи, о нем

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), между Флоренцией и Пизой, 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса, которому едва ли исполнилось 23 года и крестьянской девушки Катерины. В 1457году отец забирает Леонардо в поместье Винчи и вскоре женится на другой девушке. Воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете.

О первых годах обучения известно мало. В  1470 , или чуть позже Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 году Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 году он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером.7

К 1480 году Леонардо да Винчи уже  получал крупные заказы, однако в 1482 году он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и  военный эксперт, а также как  художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску "Тайная вечеря" и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 году Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513 году, как и в 1499 году, его покровители были изгнаны из Милана.

Леонардо да Винчи уехал в  Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических  исследований, Леонардо возился с  экспериментами и идеями, которые  ни к чему не приводили.

Французы, сначала Людовик XII, а  затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно "Тайной вечерей" Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 году Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.8

 

О нем.

 

Леонардо да Винчи полностью  отдавался своей работе. В описании Вазари работ Леонардо явно ощущается восхищение  к нему, он говорит, что «ни один божий талант не смог бы создать ничего более совершенного». В работах да Винчи наблюдается абсолютная точность, любовь к деталям , внимательность к самым незначительным мелочам – он прорисовывал и оживлял каждую мелочь. Естественнонаучные познания художника начинают уже соединяться в какие-то замысловатые фантазии, реальные в своих подробностях, химерические по своей сложности и, быть может, вполне современные для Ренессанса по своей внешней теме. Иногда в таких темах Леонардо да Вирнчи возвышался до неслыханной виртуозности , достигая ошеломляющий эффект. Так, он сделал голову Медузы – с необычайным сплетением змей вместо волос, не поддающимся никакому описанию. «Можно сказать с полной уверенностью, что змеи казались эти столь же живыми , как вода, травы и животные в других его юношеских опытах».9

Однажды Петро да Винчи , отец Леонардо передал сыну круглый  щит из фигового дерева с просьбой расписать его по своему усмотрению. Леонардо тщательно обработал поверхность  щита, залил ее гипсом и стал придумывать  что бы изобразить на нем особо  страшного и чудовищного. Он собрал  в своей рабочей комнате, куда никто не допускался огромное множество  ящериц, бабочек, сверчков, омаров, летучих мышей. Из всех этих животных он сделал одно невероятное сочетание , представив страшное чудовище, которое изрыгает яд из пасти , огонь из глаз, дым из носа. Мастерская художника наполнялась удушливым смардом от издыхающих живых тварей, но Леонардо не чувствовал этого, - «из великой любви к искусству». Когда отец Пьер Винчи увидел результат стараний сына – он с ужасом отшатнулся.

Информация о работе Философия Леонардо Да Винчи