Титаны ренессанса (Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание

Цель работы – описать гуманистическое начало в произведениях мастеров эпохи Возрождения.
Для решения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть гуманистические представления Леонардо да Винчи;
2) описать гуманистические взгляды Санти;
3) раскрыть гуманистические представления Микеланджело.

Работа состоит из  1 файл

Титаны ренессанса.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

Титаны  ренессанса (Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи)

 

Введение

 

В конце XIV - начале XV веков в Италии, начала формироваться культура, получившее название культуры Возрождения (культуры Ренессанса). Термин «Возрождение» указывает на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество активно интересуется культурой Древней Греции и Древнего Рима. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое».

Гуманисты Возрождения  полагали, что в человеке важно  не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе [2].

Цель работы – описать гуманистическое начало в произведениях мастеров эпохи Возрождения.

Для решения  цели работы необходимо выполнить следующие  задачи:

    1. раскрыть гуманистические представления Леонардо да Винчи;
    2. описать гуманистические взгляды Санти;
    3. раскрыть гуманистические представления Микеланджело.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что в современном обществе гуманистические  начала, заложенные Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи,  в большинстве своем утеряны. Только сейчас человеколюбие в людях «просыпается» после «спячки» в девяностых годах XX века, благодаря деятельности государства и церкви. Необходимо развивать во всем мире гуманистические взгляды, например, через искусство, несмотря ни на что. Это позволит обрести дружбу между народами и государствами.

 

Леонардо да Винчи (1452-1519)

 

Леонардо да Винчи итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.

Отец отдал  Леонардо на обучение в художественную мастерскую Андреа дель Верроккьо –  живописца, скульптора, человека разностороннего, как многие образованные люди Возрождения.

В картине «Поклонении волхвов», одной из первых работ Леонардо - художник превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций.

В работе «Мадонна Бенуа» Леонардо изобразил юную мать в тот момент, когда она играет с ребенком – протягивает ему  цветок и с улыбкой следит за тем, как неловко он старается его схватить. Пред зрителем возникает простая жизненная сцена. Но в ней проявляются любовь к человеку, восхищение им, характерные черты для эпохи Возрождения.

В картине «Мадонна Литта» Леонардо сосредоточил все внимание на выразительном лице матери, передал ее нежный, задумчивый взгляд.

С 1481 года Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств в Милане при дворе правителя Лодовико Сфорца. В это время был создан конный памятник отцу Лодовико – Франческо. Жизнеописатель Вазари: «Те кто видел огромную глиняную модель, которую сделал Леонардо, утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного» [4].

Рис. 1.1 – Картина «Тайная вечеря»

 

В 1491 году Леонадо  написал картину «Мадонна Литта». На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

В 1497 году написана картина «Тайная вечеря» (рис. 1.1) отражает новую ступень зрелости гуманистического сознания Высокого Возрождения. В ней поражает многообразие типов, характеров, душевных движений людей, переданных художником. Смысловой центр произведения - страшный акт предательства, торжество отвратительного злодейства.

Преследуемый  врагами Христос тайно встречается  за ужином со своими учениками, дает им наставления и затем произносит пророческие слова: «Один из вас предаст меня». Все поражены и стараются угадать имя предателя. И Леонардо показал, как по-разному выражаются чувства людей, придал каждому характерный облик и движение. Слева простодушный, грубоватый человек поднялся, тяжело опираясь руками на стол и, пораженный, смотрит на Христа. Следующий, протянув руку за спиной соседа, осторожно, успокоительно прикасается к плечу старика, который, зажав, в руке нож, вскочил и уже готов броситься на неизвестного врага. А предатель Иуда сидит рядом с ними, плечом к плечу; он откинулся в испуге, протянув, словно защищаясь, руку, - он боится разоблачения, но все же прижимает к себе кошелек с 30 сребрениками, которые уже получил вперед как плату за свое предательство. В этом произведении Леонардо проявил себя как тонкий знаток человеческих характеров и поведения и вместе как великий живописец [1].

В «Тайней вечере» есть и красивые, импозантные фигуры, но есть и менее импозантные. А главное - нет убежденности в своей правоте, нет единства. Точнее, - единство только кажущееся, оно распадается на глазах. Рядом с отдельными смелыми, готовыми к действию - уставшие, трусливые, равнодушные, озабоченные только собой. Фреска Леонардо - это обличение зла - предательства и равнодушия, которое подпитывает зло.

Раньше художники  эпохи Возрождения изображали только положительные черты человека, такие  как воля, дух. Леонардо же первый взглянул на человека шире, не скрывая и отрицательных сторон человека.

Рис. 1.2 – Портрет  Моны Лизы

Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы 1503 года. Молодая женщина смотрит прямо на зрителя. Ее внимательный взгляд, чуть-чуть улыбающийся рот выражают меняющиеся оттенки чувсв и настроений – задумчивость, мечтательность, затаенную насмешку, подавленную печаль. Основное значение данной картины это передача богатства внутреннего мира человека, которое способна запечатлеть живопись [1].

Как ученый и  инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и  догадками почти все области  знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта [6].

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску  предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

В анатомических  исследованиях, обобщив результаты вскрытий, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

Явив собою  идеал ренессансного «универсального  человека», Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900).

Леонардо да Винчи является одним из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Его гуманизм проявился не только в его произведениях. Любовь к человеку проявляется и в его научных открытиях, столь важных для мира. Некоторые изобретения Леонардо используются и до сих пор. Некоторые его идеи опередили эпоху Леонардо. Великий исследователь, художник и изобретатель. Сделавший так много для человечества и для гуманистического мировоззрения.

 

Рафаэль Санти (1483-1520)

 

Рафаэль Санти – великий итальянский живописец, график и архитектор. Один из самых ярких представителей эпохи Возрождения. В чьих произведениях искусства ярко проявились гуманистические идеи того времени. В творчестве Санти с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.

Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Рафаэль Санти  был безмерно талантлив. И удостоился высоких оценок своих работ еще  при жизни.

Сестра герцога Урбинского Вазари в своем письмо подробно описывает личность Рафаэля.

«Чтобы дать себе отчет, - пишет Вазари, - насколько небо может проявить себя расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями, надо взглянуть на столь же превосходного, как и прекрасного, Рафаэля Урбинского. Он был от природы одарен той скромностью и той ласковостью, что можно иногда наблюдать у людей, которые более других умеют присоединять к естественному благорасположению прекраснейшее украшение чарующей любезности, проявляющей себя во всем и при всех обстоятельствах одинаково милой и приятной. Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело Буонарроти, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля». В Рафаэле, свидетельствует Вазари, блистали «самые редкие душевные качества, с которыми соединялось столько грации, трудолюбия, красоты, скромности и доброй нравственности, что их было достаточно, чтобы извинить все пороки, как постыдны они ни были бы. Таким образом, можно утверждать, что те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги, если только так позволено выразиться... В течение всей своей жизни он не переставал являть наилучший пример того, как нам следует обращаться как с равными, так и с выше и ниже нас стоящими людьми. Среди всех его редких качеств одно меня удивляет: небо одарило его способностью иначе себя вести, нежели это принято среди нашей братии художников; между всеми художниками, работавшими под руководством Рафаэля царило такое согласие, что каждый злой помысел исчезал при одном его виде, и такое согласие существовало только при нем. Это происходило от того, что все они чувствовали превосходство его ласкового характера и таланта, но главным образом благодаря его прекрасной натуре, всегда столь внимательной и столь бесконечно щедрой на милости, что люди и животные чувствовали к нему привязанность... Он постоянно имел множество учеников, которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой любовью. Поэтому, отправляясь ко двору, он и был всегда окружен полсотней художников, всё людей добрых и смелых, составлявших ему свиту, чтобы воздать ему честь. В сущности, он прожил не как художник, а как князь» [4].

Дух описания Вазари соответствует гуманистическому духу того времени. Подчеркивается личностные качества Рафаэля, а его положение в обществе отходит на второй план.

В культурном наследии Рафаэля так много «человеческого» - гуманистического, особенно если сравнивать с периодом Средневековья.

В своих работах  сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочередно - на находки да Винчи, Бартоломео, Микеланджело.

Одной из первых работ Санти является картина  «Сон рыцаря». На фоне красивого пейзажа изображен рыцарь. Юноша уснул на распутье. И во сне ему явились две прекрасные женщины: одна, с цветами в руках, олицетворяет Чувственность, другая, с мечом и книгой, - Доблесть. Которой из них отдаст предпочтение юноша, вступающий в жизнь, какой путь он изберет? Таков глубокий смысл картины (А.С. Жукова) [1].

В 1504 году Санти  приехал во Флоренцию. Во Флоренции  в то время работали величайшие художники  Италии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Познакомившись с такими мастерами, Рафаэль многому у них учится. В это время в творчестве, Санти, привлекает образ мадонны с ребенком.

Например, картина  «Мадонна Грандука». Мадонны Рафаэля  полны такой прелести, что один из владельцев этой картины, герцог Тосканский, приобретший картину почти через 300 лет после ее создания, никогда с ней не расставался и даже возил ее с собой в путешествия (А.С. Жукова) [1].

В 1504 году Рафаэль создает  картину «Обручение Девы Марии».

На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо. В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох. Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию избрание Иосифа среди других претендентов совершается по другому чудесному знамению: из его посоха вылетела голубка и села ему на голову. Рафаэль же использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона. Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.

Существенный символический  аспект получает в картине мотив  сквозного прохода через храм, через который виднеются расстилающиеся за площадью нетронутые природные ландшафты. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы, и само соединение этих двух планов — символ соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой.

Информация о работе Титаны ренессанса (Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи)