Теория цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:34, реферат

Описание

Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Содержание

Физика цвета
Цвет и цветовое воздействие
Цветовая гармония
Субъективное отношение к цвету
Цветовое конструирование
Двенадцатичастный цветовой круг
Семь типов контрастов
Контраст цветовых сопоставлений
Контраст светлого и темного
Контраст холодного и теплого
Контраст дополнительных цветов
Контраст цветового насыщения
Контраст цветового распространения
Смешение цветов
Цветовой шар
Созвучие шести цветов
Форма и цвет
Пространственное воздействие цвета
Теория цветовых впечатлений
Теория цветовой выразительности
Композиция

Работа состоит из  1 файл

Иоханес Иттен Основы цвета.doc

— 771.50 Кб (Скачать документ)

Гёте установил для этой цели простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счёте решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету, По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:

  • жёлтый: 9
  • оранжевый: 8
  • красный: 6
  • фиолетовый: 3
  • синий: 4
  • зелёный: 6

Приведём отношения  светлоты следующих пар дополнительных цветов:

  • жёлтый : фиолетовый == 9:3 = 3:1 = 3/4 ;1/4
  • оранжевый : синий = 8:4= 2:1 = 2/3 ; 1/3
  • красный : зелёный =6:6=1:1=1/2:1/2

Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться  на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого его дополнительным фиолетовым цветом.

Как показано на рисунках, для гармоничных  соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

  • жёлтый : фиолетовый = 1/4 : 3/4
  • оранжевый : синий - 1/3 : 2/3
  • красный ; зелёный = 1/2 : 1/2

Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

  • жёлтый : 3
  • оранжевый: 4
  • красный: 6
  • фиолетовый: 9
  • синий: 8
  • зелёный: 6

Или:

  • жёлтый : оранжевый =3:4
  • жёлтый : красный =3:6
  • жёлтый : фиолетовый =3:9
  • жёлтый : синий =3:8
  • жёлтый : красный : синий =3:6:8
  • оранжевый : фиолетовый : зелёный =4:9:6

Соответствующим образом можно представить также  и все другие цвета в их соразмерной  связи между собой.

На правом верхнем  рисунке представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Он построен следующим образом:

  • - сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, опять делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:
  • - одна треть круга для жёлтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4 : 3/4;
  • - другая треть, для оранжевого и синего, как 1/3 : 2/3,
  • - и последняя треть для красного и зелёного представлена соотношением 1/2;1/2,

Когда эти пропорции  найдены, рисуется другой, того же размера  круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный. Сгармонированные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

Представленная  здесь система количественных соотношений  имеет силу только при использовании  цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора - и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой.

На левом нижнем рисунке красный и зелёный  цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство.

Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает  особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений  определяется поставленной целью и  зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.

При резко выраженном контрасте распространения цветов они начинают производить совершенно новое впечатление.

На правом нижнем рисунке красный цвет представлен  в предельно минимальном количестве. Зелёный по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать очень ярко.

В разделе, посвящённом  симультанному контрасту, было установлено, что глаз требует дополнения к  каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите.

Этому же стремлению обязан своим особым действием и  контраст распространения. Написанный в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, "в беду", цвет реагирует, обороняется и производит относительно более яркое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонированных пропорциях, как на левом нижнем рисунке. Этот факт известен как биологу, так и садоводу. Когда растение, животное или человек в результате тяжёлых условий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств позволяют достичь больших результатов.

Если при длительном созерцании картины сосредоточить  своё внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться всё более и  более интенсивным и действует  возбуждающе.

Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга  контрастов можно придать картине  необыкновенную живость и редчайшую  цветовую экспрессию. Здесь проявляется  исключительная особенность контраста  распространения - его способность  изменять и усиливать проявление всех других контрастов.

В разделе, посвященном контрасту светлого и тёмного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст распространения в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл.

Так, например, в  картине Рембрандта "Мужчина с  золотым шлемом" контрастное сопоставление  совсем небольшого яркого пятна на его плече с общим объёмом  головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа. В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, жёлтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля, в его картине "Падение Икара", контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины.

Согласование  размеров цветовых плоскостей по меньшей  мере столь же важно в работе над  живописным произведением, сколь и  сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.

Соблюдение этого  правила особенно важно для определения  цветовых масс. Размеры цветовых пятен  ни в коем случае не могут быть установлены  с помощью линейных контуров, ибо  эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрасного сопоставления цветов. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.

Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.

Основы  цвета. Смешение цветов

Для того, чтобы  проникнуть в богатство цветового  мира, хорошо бы проделать несколько  систематических упражнений по смешиванию цветов между собой. Исходя из чувствительности к цвету и из технических возможностей, для отдельных упражнений можно  выбрать большее или меньшее число цветов, подлежащих смешению.

Каждый цвет может быть смешан с чёрном, белым  или серым цветом или с любым  другим цветом хроматического ряда. Громадное  число новых цветовых образований, возникающих при смешении, образует необозримое богатство цветового мира.

Полосы. На двух концах узкой полосы мы помещаем любые два цвета и постепенно начинаем их смешивать. В зависимости от двух исходных цветов мы получаем соответствующие смешанные тона, которые в свою очередь могут быть осветлены или затемнены.

Треугольники. Каждую сторону равностороннего треугольника мы делим на три равные части и соединяем полученные точки линиями, параллельными сторонам треугольника. Таким образом, получается девять маленьких треугольников, в угловые из которых мы помещаем жёлтый, красный и синий цвет и последовательно смешиваем красный с жёлтым, жёлтый с синим и красный с синим, помещая эти смеси в треугольники, расположенные между угловыми. В каждый из оставшихся треугольников мы помещаем смесь соприкасающихся с ним трёх цветов. Подобные упражнения можно провести и с другими цветами.

Квадраты. В четырех углах схемы, состоящей из 25 квадратов, поместим белый, чёрный и основную пару дополнительных цветов - красный и зелёный, затем приступим к смешиванию цветов. Сначала пойдём от исходных углов, затем приступим к смешиванию тонов по диагонали, и наконец, получим отсутствующие здесь другие хроматические тона. Вместо чёрного, белого, красного и зелёного можно использовать и две другие пары дополнительных (комплиментарных) цветов.

Цветовые тона взятых нами треугольника и квадрата образуют замкнутую единую систему  тонов, которые являются между собой  родственными. Каждый, желающий более  подробно изучить возможности смешивания цветов, должен попытаться смешать  каждый цвет с любым другим.

Для этого следует  разделить большой квадрат на 13 х 13 маленьких квадратов. При этом первый квадрат в верхнем ряду слева необходимо оставить белым. В  квадраты верхнего горизонтального  ряда следует поместить двенадцать цветов цветового круга, начиная с жёлтого, через жёлто-оранжевый до жёлто-зелёного. В квадратах первого вертикального ряда нужно последовательно дать фиолетовый цвет и через сине-фиолетовый и синий придти к красно-фиолетовому цвету. Квадраты второго горизонтального ряда получаются благодаря смешиванию каждого цвета первого горизонтального ряда с фиолетовым цветом. Квадраты третьего горизонтального ряда заполняются смесью цветов первого горизонтального ряда с сине-фиолетовым. Когда каждый цвет первого вертикального ряда будет смешан с цветами первого горизонтального ряда, то в общей схеме слева направо будет ясно видна диагональ серых тонов, ибо именно здесь происходит соединение дополнительных тонов.

После того, как  изучающие проблемы цвета выполнят известное число упражнений по смешиванию цветов, они могут перейти к более точному репродуцированию заданных им тонов. Образцы тональных решений могут быть взяты из природы, произведений искусства или из любых других художественно осмысленных вещей. Ценность подобных упражнений заключается в том, что здесь можно проверить своё восприятие цвета. Совершенно ясно, что как в тончайших технических процессах измерения и расчёты часто в конце концов оказываются недостаточными и нужный результат может быть получен только благодаря тонкому чутью особо одаренного рабочего, так и в художественном отношении смеси цветов и цветовые композиции могут быть безупречно выполненными только благодаря высокой чувствительности художника к цвету.

Вообще говоря, восприятие цвета соответствует  субъективному вкусу. Люди, особо чувствительные к синему цвету, будут различать множество его оттенков, в то время как оттенки красного, возможно, будут им малодоступны.

Информация о работе Теория цвета