Основные понятия теории цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:41, реферат

Описание

В теории цвета основными являются системы цветов RGB и CMYK. RGB (red, green, blue - красный, зеленый, синий) - аддитивная система, которая используется в мониторах, сканерах и других оптических устройствах. Ее цветовое пространство наиболее близко к воспринимаемому человеческим глазом, так как в нем ощущение цветности получается как вклад трех рецепторов, дающих ощущения синей, красной и зеленой зон спектра. В аддитивном синтезе суммой чистых цветов RGB является белый, а при полном их отсутствии получаем черный.

Работа состоит из  1 файл

Основные понятия теории цвета.doc

— 585.00 Кб (Скачать документ)

  

Основные  понятия теории цвета. 

  В теории цвета  основными являются  системы цветов RGB и CMYK. RGB (red, green, blue - красный, зеленый,  синий) - аддитивная  система, которая  используется в  мониторах, сканерах  и других оптических  устройствах. Ее  цветовое пространство наиболее близко к воспринимаемому человеческим глазом, так как в нем ощущение цветности получается как вклад трех рецепторов, дающих ощущения синей, красной и зеленой зон спектра. В аддитивном синтезе суммой чистых цветов RGB является белый, а при полном их отсутствии получаем черный. 

  По принципу смешения цветов различают три вида аддитивного синтеза:

1)сложение прозрачных цветных излучений;

2)пространственное смешение, основанное на ограниченной разрешающей способности глаза;

3)последовательное смешение образцов различных цветов при быстрой смене излучения вне глаза благодаря инерционности зрения. 

Печатные  краски не абсолютно  прозрачны, т.е. они  поглощают и отражают свет по законам субтрактивного синтеза. Они выпускаются  в виде триад: желтый, пурпурный и голубой (cyan, magenta, yellow - CMY). Триадой красок невозможно получить ахроматические серые и черные цвета, поэтому в печати используется дополнительная черная краска. Черный цвет увеличивает контрастность изображения, насыщенность и четкость. Видимый спектр содержит миллионы цветов. 

  Каждое устройство, через которое  проходит оригинал, - начиная от сканера  и заканчивая печатной  машиной. - обладает  собственным цветовым  пространством (или  гаммутом), значительно  меньшим, чем пространство, воспринимаемое человеческим глазом. Хотя гаммуты различных устройств перекрываются, они не совпадают в полной мере. Этим объясняется то, что некоторые цвета, видимые на мониторе, невозможно получить на полиграфическом оттиске. 

Так как при печати полиграфическими красками воспроизводятся не все оттенки, для более точной их передачи зачастую используются простые цвета (spot colours). Каждый простой цвет печатается отдельной краской, которые при печати не накладываются друг на друга с целью получения цветов. Поэтому общее число цветов в издании определяется только числом различных красок, использованных при печати. Существуют каталоги простых цветов, из которых наиболее распространена система PANTONE.  

При цветоделении пленки с простыми цветами  выводятся дополнительно к четырем основным, но существуют также каталоги PANTONE Process Colour Imaging Guide, где производится моделирование каждого простого цвета PANTONE средствами четырехкрасочной печати. 

Из-за объективных сложностей, возникающих при  репродуцировании цвета этот процесс необходимо наиболее тщательно контролировать. Для этого производится сквозная калибровка всех устройств, участвующих в процессе репродуцирования: сканера - монитора - принтера для получения цифровой цветопробы - фотонаборного устройства - системы для изготовления аналоговой цветопробы - печатной машины. Также не рекомендуется экономить на цветопробных оттисках.  
 

Существует  два основных вида цветопробы - аналоговый и цифровой. Цифровая цветопроба производится из файла верстки и служит для исправления ошибок  

цветокоррекции  перед выводом  пленок. Аналоговая цветопроба делается непосредственно  с цветоделенных  фотоформ, что обеспечивает ее близость к офсетному  оттиску.  

Полутоновые и растровые изображения 

Полиграфические оригиналы имеют обширную классификацию. С точки зрения полиграфии наиболее важно обратить внимание на различия между двумя их видами: полутоновыми и растровыми изображениями.  

Полутоновые оригиналы - это фотографии, слайды, картины, рисунки... Словом, - все, что еще не дошло до печати. Именно эти оригиналы необходимо использовать для репродуцирования, так как только в таком случае можно говорить о предсказуемо высоком качестве продукции. Растровое изображение, что заметно даже при небольшом увеличении, состоит из точек различного размера, которые и обеспечивают передачу полутонов. Эта структура полиграфического изображения называется растром. Чем меньше размер точек растра, тем светлее соответствующий участок изображения, и наоборот. Полноцветное изображение формируется наложением растров голубого, пурпурного, желтого и черного цветов - CMYK. Все они расположены под определенными углами друг к другу, создавая розеточную структуру изображения. 
 

Словарь теории цвета.

Цветом  можно любоваться бесконечно, но вот  обсуждать тему цвета, порой бывает трудно. Дело в том, что слова, которые мы используем для описания цвета, слишком неточны и часто приводят к взаимному непониманию. Путаница происходит не только с такими техническими терминами как "значение", "насыщенность" и "цветность", но даже с такими простейшими словами, как "светлый", "чистый", "яркий" и "тусклый". Даже специалисты ведут свои споры так до сих пор и не утвердив стандартные определения понятий. 

Мы  попытались составить  словарь слов и  понятий. И хотя мы не претендуем на единственный авторитет в теории цвета, определения, которые вы здесь найдете подкрепляются другими математическими и научными аргументами (о которых говорится в другой статье "Теория цвета"). Пожалуйста, сообщите нам, если в данном словаре отсутствуют какие-либо термины и понятия, о которых вы бы хотели узнать.  

Тон ("Hue") (иные переводы: собственно цвет, краска, оттенок, тон): Именно это слово мы имеем в виду, когда задаем вопрос "Какой это цвет?". Мы интересуемся свойством цвета, которое называется "Тон/Hue". Например, когда мы говорим о красном, желтом, зеленом, и синем цветах, мы имеем в виду "тон/hue". Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать. 
 
 
 
 

Более подробный словарь теории цвета.

1. Цвет

2. Хроматичность

3. Насыщенность

4. Яркость

5. Светимость

Цвет - это феномен света, вызываемый способностью наших глаз определять различные количества отраженного и проецируемого света. Наука и технология помогла нам понять, как физиологически человеческий глаз воспринимает свет, измерить длины волн света, узнать количества несомой ими энергии. И теперь мы понимаем, насколько сложно понятие "цвет". Ниже мы рассказываем о том, как мы определяем свойства цвета, которые называются "цвет" (hue), яркость ("lightness"), насыщенность ("saturation") и прочие. 

Собственно  цвет (Hue): этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm). На диаграмме справа показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются "семействами тонов". Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью, хроматичностью и насыщенностью. Эти особенности иллюстрируются ниже с помощью кубической цветовой модели и 2-хмерных графиков. 

 

               

              

                     
 
 
 

                    

  
 

          

\ 

 

Хроматичность (Chromaticity): высокохроматические цвета содержать максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, черного или серого. Цвета, расположенные на внешних гранях цветового куба и не касающиеся белого и черного, обладают максимальной хроматичностью. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его хроматичность. 

Хроматичность, которую часто  называют "сочностью", является количеством  цвета (hue) в цвете. Цвет без цвета (hue) является ахроматичным или монохроматичным, и видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и хроматичность, за исключением очень светлых цветов. Пожалуй самый простой способ разобраться в этом трудном понятии, это представить себе следующую ниже картинку:

           

   

     

   
 

   

Примечание: иллюстрации показывают, как светлые цвета идут слева направо. Так показано увеличение хроматичности. 
 

Насыщенность (Saturation): насыщенность, которую также называют "интенсивностью" (intensity) цвета, описывает силу цвета относительно его яркости (value) или яркости (lightness). Иными словами насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определенной яркости освещения. Например, цвета близкие к серому ненасыщенные по сравнению с более светлыми цветами, то есть такими, которые расположены ближе к внешним граням куба. 

У цвета свойство "живой" или "полный" является ни чем иным, как  отсутствием примеси  серого или его  оттенков. Важно отметить, что насыщенность измеряется вдоль линий одинаковой яркости (value/lightness). Обратите внимание на иллюстрации ниже и выше по тексту, где с помощью графиков и куба демонстрируется понятие насыщенности. 
 

           
 
 
 

   
 
 
 

Внимание: Так же как верхние иллюстрации показывают, как насыщенность увеличивается слева направо, следующая иллюстрация демонстрирует увеличение насыщенности на примере куба.

Яркость (Value): яркость (используется термин "value" или "brightness") зависит от количества света, излучаемого цветом. Самый простой способ запомнить это понятие - это представить себе шкалу серого цвета, со сменой черного на белый, в которой содержатся все возможные варианты монохроматического серого цвета. Чем больше в цвете света, тем он ярче. Таким образом пурпурный - менее яркий, чем небесно-голубой, так как излучает меньше света. Эту шкалу серого цвета можно приравнять к цветной шкале, с помощью того же уравнения, которое используется в телевидении: 

Яркость серого цвета = 0.30 Red + 0.59 Green + 0.11 Blue 

См. иллюстрации ниже, где сопоставляются две шкалы. Рисунки  ниже иллюстрируют увеличение яркости в двух- и трехмерных схемах. 

 

   

        
 

     

      

     

   
 

Светимость (Luminance): Это измерение цвета относится к яркости (value), но отличается по своему математическому определению. Светимость цвета измеряет интенсивность потока света на единицу площади его источника. Рассчитывается она путем вычисления среднего в группе ахроматичных цветов.

 

Достаточно  сказать, что светимость растет от очень темного до очень светлого (сияющего) и может быть отображена с помощью цветового круга, который показывает все цвета (hue) с одинаковой светимостью. Если к цветовому кругу добавить немного света, мы тем самым увеличим интенсивность света и таким образом увеличим светимость цветов. Противоположное произойдет, если мы уменьшим свет. Сравните, как выглядят плоскости, отображающие светимость, с плоскостями, отображающими яркость (выше). 
 

     

     

Цветовая  модель. 

Цветовая  модельтермин, обозначающий абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трёх или четырёх значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных (например, определение условий воспроизведения и/или просмотра — то есть задание способа реализации), множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство. 
 

Информация о работе Основные понятия теории цвета