Стиль Катхак в системе индийского классического танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Объект исследования: Катхак как один из стилей индийского классического танца.
Предмет исследования: особенности исполнения стиля Катхак, его основные школы и их отличительные черты.
Актуальность темы определила ее основные цели и задачи: основной целью исследования является определение места и значения стиля Катхак, обозначение его специфических особенностей в общей системе индийского классического танца и, вместе с тем, полного раскрытия истории индийского танца для казахстанского исполнителя.

Содержание

Введение
1. Различие стилей индийского классического танца
1.1 История Развития индийского классического танца
1.1.1 Индийский классический танец: Бхаратанатьям
1.1.2 Индийский классический танец: Катхакали
1.1.3 Индийский классический танец: Одиси
1.1.4 Индийский классический танец: Манипури
1.1.5 Индийский классический танец: Кучипуди
1.1.6 Индийский классический танец: Мохиниатт
1.2 История Катхак: Гхараны (школы) в индийском классическом стиле Катхак.
1.2.1 Джайпур гхарана
1.2.2 Лакнау гхарана
1.2.3 Бенарес гхарана
1.2.4 Три разновидности Нритта, Нритья, Натья.
1.2.5 Оновные эмоции и Хасты (жесты рук)
2. Знаменитые танцоры стиля Катхак
2.1 Раджендра Гангани
2.2 Прерна Шримали
2.3 Биржу Махарадж
2.4 Сасвати Сен
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Тохтиева Шахризат Аблахатовна реферат.doc

— 372.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Казахская национальная академия искусств имени Т.Жургенова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тохтиева Шахризат Аблахатовна

 

РЕФЕРАТ

 

 «Стиль Катхак в  системе индийского классического  танца»

 

 

 

                              Магистратура

                                                        6M040600

                                         Специальность «Режиссура»

Специализация «Режиссер  хореографии»

 

 

 

Диссертация на соискание академической степени магистра искусств

 

 

 

 

 

                                                                                                        Научный руководитель:

                                                                                                      кандидат искусствоведения

                                                                                                Шанкибаева Алия Бахитжановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

Алматы 2011г.

 

 

 

 

 

              Содержание

 

Введение 

1. Различие стилей индийского классического танца

1.1 История Развития индийского классического танца

1.1.1 Индийский классический танец: Бхаратанатьям

1.1.2 Индийский классический танец: Катхакали

1.1.3 Индийский классический танец: Одиси

1.1.4 Индийский классический танец: Манипури

1.1.5 Индийский классический танец: Кучипуди

1.1.6 Индийский классический танец: Мохиниатт

1.2 История Катхак: Гхараны (школы) в индийском  классическом стиле  Катхак.

1.2.1 Джайпур гхарана

1.2.2 Лакнау гхарана

1.2.3 Бенарес гхарана

1.2.4 Три  разновидности  Нритта, Нритья,  Натья.

1.2.5 Оновные эмоции и Хасты (жесты рук)

2. Знаменитые  танцоры стиля Катхак 

2.1 Раджендра Гангани

2.2 Прерна Шримали

2.3 Биржу Махарадж  

2.4 Сасвати Сен

Заключение 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

    

Расширение культурного  кругозора казахстанцев является необходимым  условием формирования гармонично развитой личности, толерантность в обществе при вхождении Казахстана в число 50-ти самых развитых стран мира.

Индия является дружественным государством, Казахстан и Индия, как подчеркивал президент Нурсултан Назарбаев, поддерживают давние дружеские связи в различных сферах деятельности, в первую очередь в сфере культуры.

Интерес значительной части  казахстанцев к индийской культуре вообще и к индийскому танцу в частности, обусловлен большой разницей выразительных средств и желанием прикоснуться к тайнам искусства Индии.

Актуальность  темы исследования. Интерес к индийской культуре сформировался во второй половине ХХ века посредством индийского кинематографа. Особенно привлекательной в нем была, как отмечают ряд исследователей советского периода, именно танцевальная культура – динамичная, пластичная, зрелищная и непривычно выразительная (мимика, жесты, позы ит.д.).

Но, с другой стороны, танцевальное искусство Индии остается для казахского зрителя не более чем экзотикой, язык индийского танца – движения, мимика, жесты, позы тела и многие другие выразительные средства до сих пор неведомы широкой казахстанской аудитории. Незнание языка закрывает двери к сокровищам древней индийской цивилизации. Обращение к данной теме вызвано тем, что в современном танцевальном обществе, существуют побуждения изучения и исполнения индийского классического танца. Это положительные мотивы, но при этом наблюдаются значительные ошибки, которые не должны допускаться. Например, приходилось видеть передачи по телевидению и на концертах, как танцовщицы, исполняя индийский танец, с помощью танцевальных движений и жестов показывали небо, цветы, глаза, не зная, что на тот момент в песне пелось, что она надевает браслеты и колокольчики для ног. Второй пример: исполнители в танце использовали жест Анжали (приветствия) причем, используя над головой, между бровями и перед грудью (над головой приветствия Богов, для учителя – между бровями, а для ученых и людей – перед грудью) в песне же пелось, что она, наряжаясь перед зеркалом, восхищается собой.

Отсутствие сведений по методическому изучению стиля  Катхак, а также, раскрытие основных составляющих стиля для профессиональных танцовщиков и всех желающих ознакомиться с основами этого танца, определили актуальность темы исследования «Стиль Катхак в системе индийского классического танца».

Эти и другие наблюдения и примеры из сложивщихся ситуаций определили обоснование необходимости данной научно-исследовательской работы.

Объект исследования: Катхак как один из стилей индийского классического танца.

Предмет исследования: особенности исполнения стиля Катхак, его основные школы и их отличительные черты.

Актуальность темы определила ее основные цели и задачи: основной целью исследования является определение места и значения стиля Катхак, обозначение его специфических особенностей в общей системе индийского классического танца и, вместе с тем, полного раскрытия истории индийского танца для казахстанского исполнителя. Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:

1) Осуществить методический  разбор качественных характеристик  основных движений и поз стиля.

2) Передать наиболее  точные смысловые значения основных  движений стиля, с тем, чтобы раскрыть его особенность и отличие от других стилей индийского танца.

3) На примере анализа творчества четырех выдающихся исполнителей современного индийского классического стиля Катхак раскрыть особенность школ танца, которые они представляют.

В ходе исследования выдвигается следующая гипотеза:

Структурирование феномена индийской культуры позволит более  точно определить в нем место  для стиля Катхак и дать его более полную характеристику, что обеспечит возможность разработки корректных методик преподавания этого стиля специалистам хореографии.

Степень изученности. В казахстанском искусствоведении очень мало сведений о классическом танце Индии. Этот вопрос широко освещается в самой стране. Об искусстве танца Индии написаны многографии и учебники на английском языке, таких авторов, как: Доктора Сунила Котхори, ведущего историка танца, ученного, критика, автора 12 книг по индийским танцам, в которых подробно описаны существующие 7 стилей индийского классического танца, среди которых «Индийское танцевальное искусство» описивающая стиль Катхак; «Индийское танцевальное искусство» описивающая стиль Кучипуди; «Индийские исполнительные виды искусства за прошлые 25 лет», «Индийское танцевальное искусство» - Бхаратанатьям, и другие. Лила Самсон известная танцовщица стиля Бхаратанатьям, балетмейстер и автор книги «Ритм в Радости», «Радость Классических Танцев Индии». Шована Нараян является одной из известнейших танцовщиц стиля Катхак, автор 10 книг по индийским классическим танцам. Все эти книги написаны на английском языке.

На русском языке  в 1963г. издательством «Искусство»  была выпущена книга известного драматурга и публициста Балванта Гарги «Театр и танец Индии», где автор прекрасно  описывает истоки зарождения зрелищного искусства в целом, охвачены все  виды искусства Индии, где в каждой главе коротко дается описание того или иного вида. Автор как драматург, в первую очередь, отразил эмоциональную сторону индийского театра и танца, и уже потом отметил их качества. В книге дается описание четырех стилей индийского классического танца из семи ныне существующих. Это бхаратнатьям, катхакали, манипури и катхак. Стиль Катхак – тема, рассматриваемая в нашем исследовании, представлен одной школой и на примере одного исполнителя.

В интернете на сайте  индийского танца можно найти много источников, как видеоуроков, способствующих получению навыков исполнения того или иного стиля для всех желающих. Естественно, что это версии адаптированные для любителей, способствующие более широкому знакомству с индийским танцем и получению оздоровительного эффекта, тогда как канонизированный индийский танец предполагает строгое изучение одного стиля, познание всех его тайн с тем, чтобы называться мастером танца.

В 2004г. Издательским центром  РГГУ издана книга С. И. Рыжаковой  «Индийский танец - искусство преображения». Книга посвящена танцевальной культуре Индии, главным образом индийскому классическому танцу. В книге описываются основные особенности индийского исполнительского искусства, представлен очерк истории и теории индийского танца, подробно описаны классические стили - катхак, бхаратнатьям, кучипуди, одисси, катхакали, мохини-аттам, манипури. Однако не меньшее внимание в ней обращено и на "окрестное" танца в Индии, его связь с музыкальным искусством, живописью и скульптурой, религиозными культами, драматическими представлениями, культурной повседневности. Книга обращена как к специалистам в области танца, так и к широким кругам читателей, интересующихся искусством и духовной культурой Востока.

В Казахстанском искусствознании  было описано 5 стилей в Методическом пособии Г.Саитовой и О.Шубладзе «Восточные танцы». Алматы, 2007, где приводится краткое описание истории зарождения каждого стиля. Авторы более подробно останавливаются на стиле бхаратанатьям: приведены некоторые положения кистей рук, положения ног, движения пальцев, запястий и рук, движения головы, глаз, корпуса и ног, некоторые ходы. Стиль Катхак представлен общим описанием истории возникновения и кратким определением устоявшейся программы выступления танцовщиков.

На протяжении многих лет, с мая 1998 года активную педагогическую деятельность по изучению стиля Бхаратанатьям индийского классического танца в Казахстане ведет Акмарал Кайназарова – профессиональная исполнительница, хореограф и преподаватель. Ее профессиональное изучение данного стиля в Индии ознаменовалось высокими достижениями в исполнительском искусстве, а также обучением молодого поколения танцовщиц стилю Бхаратанатьям.

Недостаточность сведений об индийском классическом танце  и в частности стиле Катхак, желание раскрыть сведения по изучению данного стиля, определили научную новизну изучаемой темы. Индийский танец – это своеобразное повествование о древних космогонических представлениях индусов. Политеизм в искусстве танца Индии, есть отражение индуизма – самой необычной религии мира, где многобожие достигает невероятных размеров. Каждый жест, взгляд, движение являются своеобразной передачей знания в той или иной ситуации и т.д. Знание всех этих особенностей, умение использовать все детали в соответствие со стилем и значением с текстом песни, обязывает исполнителей к изучению тонкостей исполняемого стиля индийского танца. На сегодняшний день, стиль Катхак предстает, как малоизученный танец в области изучения казахстанскими исследователями. Данная научная работа представляет собой первый наиболее полный опыт анализа стиля Катхак, его неповторимой красоты и значимости в системе классического танца Индии.

Основные положения, выносимые на защиту. Индийская танцевальная культура представляет собой сложную структуру. Следует отличать танцы классические с многообразием их стилей и народные танцы, каждый из элементов этой сложной системы обладает специфическими средствами выражения, сферами функционирования музыкального сопровождения, костюма, атрибутики, сюжетных линий. В соответствие с этим каждому отражению того или иного чувства соответствуют определенные, строго выдержанные в своих канонах жесты и позы. Эти элементы, встречающиеся в каждом из восьми стилей, имеют свою характерность исполнения, что и является их отличием друг от друга.

В данной работе соответственно выдвигается положение значимости стиля Катхак в системе индийского классического танца, отражающего определенную историческую эпоху в истории развития театрального искусства Индии в целом, с тем чтобы, сохранить первозданность и точность исполняемых движений, проникнуться строгостью исполнения стилевых норм.

Научное исследование предполагает определенную практическую значимость, которая заключается в том, что его результаты, опирающиеся на конкретные примеры и выводы, будут очень значимы для всех изучающих стиль Катхак. Возможность знакомства со стилем на профессиональном уровне, вдали от этнического происхождения, предположительно будет способствовать развитию толерантности в обществе и обогащению разнообразия казахстанской школы народного танца.

Раскрытие основных положений  научной работы отразилось в его структуре, которая состоит из Титульного листа, Содержания, Введения, Основной части, состоящей из двух разделов, Заключения, Списка использованных источников, Приложения (…).

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Различие стилей индийского классического танца

1.1 История развития индийского классического танца

Индийские танцы представляют собой один из самых ярких элементов  культуры Индии. Индийский танец принято разделять на классический и народный. Движения классических танцев были канонизированы легендарным Бхарата Муни, который свел воедино и канонизировал различные виды танца, пантомимы и драмы в книге "Натьяшастра" в период между 100-300гг. н.э. В "Натья-Шастре" даны разъяснения основных терминов: «натья» - что обозначает на санскрите «танец» и «драма», отражая неразрывность этих понятий. Бхарата говорит о «нритье» — выразительном танце-пантомиме, который излагает целую историю, и о «нритте» — чистом танце ради танца, в котором танцующий полностью отдается стихии ритмов. «Этот всеобъемлющий трактат предусматривает мельчайшие детали грима и костюмов; в нем содержатся подробные указания постановщику, излагаются эстетические принципы драмы и подробно описываются приемы актерской игры, передающие различные чувства, самые сложные позы, движения шеи, груди, глаз, разнообразные походки, цвет одежды актера, его украшения и т.д. Ни в одном из документов древности мы не найдем столь исчерпывающего и детального анализа драматургии, как в «Натьяшастре».[1, 13]

Информация о работе Стиль Катхак в системе индийского классического танца