Серия графических работ «Матееринство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание

Задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков, приемов работы в избранной технике, более глубокое изучение свойств материалов и методов работы с ними, а также накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Обоснование выбранной темы…………………………………………….3
1.1. Об искусстве графики………………………………………………………4
1.2. Элементы графики………………………………………………………….6
1.3. Краткие сведения о возникновении и развитии графики……………..7
1.4.Станковая графика………………………………………………………….9
Рисунок……………………………………………………………………….10
2.1.Типы рисунка………………………………………………………………..12
2.2. Материалы рисунка………………………………………………………...13
Тема материнства в искусстве. Аналог работ…………………………..14
3.1. «Венеры» первых художников Земли…………………………………....18
3.2. Священный лик Богоматери……………………………………………...19
3.3. Женщина – мать в искусстве XIX-XX вв………………………………..20
Характеристика работы……………………………………………………22
4.1. Идейно-смысловое содержание серии…………………………………....22
4.2. Композиция……………………………………………………………….....23
Ход работы…………………………………………………………………...24
5.1. Описание последовательности выполнения работы…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………27
Список иллюстраций……………

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект 2011.docx

— 77.56 Кб (Скачать документ)

3.1. «Венеры» первых художников Земли

    Во  время археологических раскопок в разных странах мира было найдено  более ста пятидесяти маленьких  женских статуэток, которым ученые дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног  были едва намечены или отсутствовали  вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению  всего, что подчеркивает женское  начало: непомерно большие груди  и бедра, огромный выпуклый живот, в  котором зреет новая жизнь. В  первобытном обществе существовал  культ женщины, воплощавший в  себе идею материнства и продолжения  рода. С женщиной также были связаны  идеи плодородия и охраны домашнего  очага. Так что в палеолитических  Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далеких предков. Каждое из подобных изображений –  настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.

    3.2. Священный лик  Богоматери

    Средневековое искусство европейских стран  сегодня невозможно представить  без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси с  Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница  родной земли, заступница людей перед  богом.

    Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской  Богоматери» (илл.4), созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

    Глаза Богоматери полны чувства, которое  в средние века определяли как  радость «святой печали». Эти  слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что  предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком  к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее  защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога  и печаль. При всей материнской  нежности в ее облике чувствуется  сознание неизбежной жертвенности.

    «Владимирская Богоматерь» – одно из лучших произведений средневекового искусства, которое  художник И.Э.Грабарь справедливо  назвал «несравненно, чудесной, извечной песнью материнства».

    В древнерусском искусстве образ  Богородицы был связан с культом  Матери-земли; обеим были присущи  общие начала святости и материнства. «Первая мать – пресвятая Богородица; вторая мать – сыра земля», – гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был  окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

    Древнерусская иконопись насчитывает множество  изображений Богоматери, но все они  восходят к четырем основным типам: Богоматери Знамение (знаменующей рождение спасителя, воплощение новой жизни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитрии («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках) и Елеуса ( «умиления», ласкающей и обнимающей своего сына).

    К подлинным шедеврам древнерусской  иконописи относится «Богоматерь  Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

    Согретая  глубоким человеческим чувством, «Донская богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской  любви к Сыну, которого в будущем  ждет мученическая смерть во имя спасения человечества. А пока она бережно  и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой  преобладают неяркие темные тона, все же создает ощущение спокойствия, тихой и светлой радости. 

    3.3. Женщина-мать в  искусстве XIX-XX веков

    Искусство XIX века по-новому раскрывает образ женщины-матери. Например, признанный портретист, академик живописи А.Г.Венецианов (1780-1847) стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребенком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» – множество картин, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.

    В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

    Наиболее  яркое художественное воплощение она  нашла в творчестве художника  К.С.Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских  мастеров Эпохи Возрождения, и в  особенности с шедеврами русской  иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (илл.10) (1913,1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915). Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн. Молодая женщина с ребенком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но все это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернута спиной к городу. Ее главные заботы – заботы о ребенке, о его настоящем и будущем.

    Интересно воплощена эта тема в картине  «Мать» художника А.А.Дейнеки (1899-1969) (илл.11). Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных невзгод.

    Поражают  своей красотой, величественной простотой  и силой образы матери в живописных полотнах М.А. Савицкого. Пережитые  ужасы войны оставили глубокий след в его творчестве. В образе матери воплощается израненная войной родная страна Беларусь. Савицкий поклонился Беларуси–партизанке. Ярким и необычным  явлением в эпопее о Великой Отечественной  Войне стала картина «Партизанская  мадонна» (1967). Сидит и кормит грудью ребенка молодая крестьянка с  крепкими босыми ногами и загорелыми натруженными руками. Голова туго повязана темно-синим платком. Накинутая на плечи красная шаль превращает белую  блузку и черную юбку в торжественное  одеяние. Иконная красота цветового  созвучия дополнена золотом холмистой  земли, где, как и в мирное время, так и в годы войны, женщины  жали хлеб. Ритм их согнутых спин, образующих серповидный полукруг, вторит линейным ритмам в изображении молодой  матери, певучей плавности ее силуэта. Она и земля – единый образ  гармонии. Но драматично противопоставлены  ему резкие перекрестные ритмы винтовок и решительная поступь тех, кто  уходит в бой. Лишь на минуту задержался около нее молодой партизан, может  муж, может брат. А она, не глядя  ни на кого, делает свою вечную работу – кормит ребенка. Она – сама надежда. Надежда на доброту, на счастье, на жизнь. Пока есть дети – выживет страна.

    В 1978 г. художник вновь обращается к  этой тематике и пишет новую картину, которая не только не уступает художественным достоинством первой, но и несет  новое содержание. И в названии у нее добавилось слово – «Минская». Глядя на эту работу, невольно вспоминаешь  «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Вертикальный формат полотна, недетская серьезность  сына на руках у матери. У Рафаэля  преклонил колени перед Марией старый Сикст. Здесь вместо молодого партизана  на переднем плане, как бы в дополнение к окаменевшей в тяжких раздумьях  старой женщине, нарисован старый мужчина  с винтовкой в руках, готовый  защищать их до последней капли крови.

    Наследие  мастеров прошлого и настоящего невероятно велико. Образ матери будет вечным сквозь века. 

    4. Характеристика работы

  Мой курсовой проект представляет собой композицию из трёх графических листов в смешанной технике. Работы посвящены  самым теплым чувствам и незабываемым воспоминаниям с образом будущей мамы, которая позже будет давать первые уроки нравственности, духовности, доброты и терпимости. Потому что мать – это самый важный человек в нашей жизни, это человек, который подарил в мир новую жизнь.

   Объединяют  серию, как манера исполнения, так  и композиция. Во всех работах я  ввожу образ матери на условном, театральном, декоративном и одновременно символично-философском фоне жизни, тем самым создаю работу с характером. Это моя попытка соотнести, свет и тень при помощи цвета, лини, пятна, используя контраст и полутон, штриховку, а также другие технические приёмы. 

4.1. Идейно-смысловое  содержание серии

   Где бы ни жила женщина, какое бы небо не раскинулось перед ней, низкое и  темное или высокое и прозрачное, какие бы ветры, полные колких снежинок или душистых медвяных запахов не обвевали ее,- каждая женщина одарена  светлым и неистребимым, тревожным  и радостным чувством материнства. Иногда оно приходит незаметно и  постепенно прорастает в душе будущей  матери, иногда оно возникает внезапно и требовательно, но это чувство материнства неизбежно и естественно, как смена зимы и лета, как цветение, как жизнь и любовь.

   Сюжет всей серии – это «Женщина – настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты - тоже великая сила, они дают матери великую радость». Так писала Н. К Крупская в одной из своих статей. И радость эта совершенно особая. Она какая-то всеобъемлющая. В ней и тревога, и радость, и самозабвение, чувство исполненного долга. Это чувство исполненного долга появляется сразу после рождения ребенка. И не зависимо от того, будут ли на следующий день цветы и улыбки или мать одна в тишине удивленно и благодарно прижмет к себе свое дитя, - все равно для нее это праздник, огромный, особенный и неповторимый праздник.

   Идейное содержание моей курсовой работы состоящей  из 3 работ заключается в попытке  показать и раскрыть для зрителя  всю истину красоты женского образа во всём своём многообразии при помощи выразительных средств графики в жанре портрета. Мне хотелось передать своё отношение и понимание к самому волнительному моменту жизни любой женщины – беременности при помощи графики, которая в идеале стремиться к узору, а не к форме. 

4.2. Композиция

     В процессе работы над композицией  в работах, продумывая построение изображения, я стремилась найти такое соотношение отдельных его частей, которые в конечном итоге образовало единое целое – завершенное и законченное по линейному и тональному строю изображение.

   Композицию  я строила при помощи цвета, лини, пятна, используя контраст и полутон, штриховку, а также другие технические приёмы.

   Симметрия в  работах достигается за счёт организованной соразмерности, уравновешивания основных и второстепенных элементов композиции через распределение света, тени, размещение частей композиции на плоскости. Условность графического языка позволяет придать образность и определённую значимость женским образам. 
 
 

   5.  Ход работы.

  Изучение  аналогов и сбор литературы в ходе работы над курсовым проектом играет важную роль. Прежде, чем браться  за создание собственных композиций, следует изучить творчество мастеров графического искусства прошлого и  настоящего.

  Огромную  часть времени для создания серии  графических работ занимает создание эскизов. Каждая деталь в проделанной  работе должна быть осознана, все детали должны соподчиняться единому восприятию образа. Эскизная часть работы –  это кропотливый труд, исправление, дополнение, уточнение каждой детали все ведет к завершению общего состояния серии, как в целом, так и в каждой отдельной работе. Основные задачи, которые я ставила перед собой в ходе выполнения работы: набрать нужный тон, уравновесить соотношение цветовой гаммы, показать фактуру, стараясь не перегрузить работу. 
 

  5.1. Описание последовательности выполнения работы.

  • Все этапы  работы над моим курсовым проектом можно представить в следующем  порядке:
  • Первоначальный  замысел.

    Информация о работе Серия графических работ «Матееринство»