Серия графических работ «Матееринство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание

Задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков, приемов работы в избранной технике, более глубокое изучение свойств материалов и методов работы с ними, а также накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Обоснование выбранной темы…………………………………………….3
1.1. Об искусстве графики………………………………………………………4
1.2. Элементы графики………………………………………………………….6
1.3. Краткие сведения о возникновении и развитии графики……………..7
1.4.Станковая графика………………………………………………………….9
Рисунок……………………………………………………………………….10
2.1.Типы рисунка………………………………………………………………..12
2.2. Материалы рисунка………………………………………………………...13
Тема материнства в искусстве. Аналог работ…………………………..14
3.1. «Венеры» первых художников Земли…………………………………....18
3.2. Священный лик Богоматери……………………………………………...19
3.3. Женщина – мать в искусстве XIX-XX вв………………………………..20
Характеристика работы……………………………………………………22
4.1. Идейно-смысловое содержание серии…………………………………....22
4.2. Композиция……………………………………………………………….....23
Ход работы…………………………………………………………………...24
5.1. Описание последовательности выполнения работы…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………27
Список иллюстраций……………

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект 2011.docx

— 77.56 Кб (Скачать документ)

   В соответствии с выявленными элементами все графические изображения  на бумаге и в рисунках для текстиля делятся на четыре основных группы:

  1. Линейные (илл.1)
  2. Штриховые (илл.2)
  3. Пятновые (илл.3)
  4. Точечные

   Необходимо  подчеркнуть, что это деление, конечно, условно, так как произведение искусства  трудно уложить в какие-либо рамки. Каждое графическое произведение может  содержать в себе все элементы изображения, вопрос лишь в том, в каких пропорциях они находятся.

   Цвет  мы понимаем как отдельное специфическое  средство выражения, неразрывно связанное  с элементами графики. Он участвует  в композициях и воспринимается нами только в виде пятен, линий, штрихов, точек или их сочетаний. 

1.3. Краткие сведения  о возникновении и развитии графики.

   Слово «графика» - производное от греческого «графо», переводимого на русский как  «черчу», «пишу», «рисую». Графика самое  древнее из всех изобразительных  искусств. Первые графические изображения  возникли на самых ранних стадиях  развития человеческого общества –  в эпоху неолита и в бронзовом  веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно нацарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на предметах быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. Начертание их менялось, пока не приняло вид знакомых нам букв.

   Наиболее  древний и традиционный вид графического искусства – рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляет линия и силуэт. Еще древнегреческий  художник пользовался остроконечной  палочкой, тростниковым пером или  кистью. Вдавливая палочку в сырую  глиняную поверхность сосуда, он очерчивал  контур фигур, затем сплошь покрывал их черным лаком, а после обжига процарапывал контур мелких деталей. Линия, штрих  и тон стали основными изобразительными средствами графики.

   Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и  др.), основывающаяся на искусстве рисунка, но обладающая собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Гравюра известна с 6-7вв. в Китае, с 14-15вв. в Европе, литография возникла лишь к 19в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила  для воспроизведения картин и  рисунков.

   Термин  «графика» первоначально употреблялся лишь примечательно к письму и  каллиграфии. Новое значение он получил  в конце 19-начале 20 вв. в связи  с бурным развитием полиграфии и  распространением каллиграфически  четкого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического  воспроизведения в книге и  журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство  черного и белого. Такое понимание  графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, в графике  стали использовать штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или черной) поверхностью бумаги – основного материала  графики. Сочетанием тех же средств  создаются тональные нюансы. Графика  хотя и основывается на рисунке, не исключает и применения цвета.

   Большой вклад в развитие и обогащение графики внесли натурные наброски, эскизы произведений живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело,  Л. Бернини в Италии, Рембрандта в  Голландии, В.И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность графики  к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР). Вскоре художниками стали использоваться важные особенности графики – ее способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последующего раскрытия замысла в ряде изображений. Появились серии гравюр англичанина У. Хогарта, Бельгийца Ф. Мазареля, советских графиков И.И. Нивинского, А.И. Кравченко, В.И. Касияна, литографий А.Ф. Пахомова, рисунков Б.И. Пророкова, Е.А. Кибрика, Д.А. Шмаринова. Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графике, бурное развитие которой попадает на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524-1526 в Германии, Гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. Графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в графике определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических приемов.  

1.4. Станковая графика.

   К станковой графике относятся  произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Они не связаны с литературным текстом (как, например, книжная графика) и не имеют узкого практического назначения (как, например, произведения прикладной графики). Станковой эта группа графики называется по аналогии со станковой живописью, произведения которой создаются на специальном станке – мольберте. Для станковой графики характерны широта тематики и разнообразие изобразительных средств. Чтобы разносторонне раскрыть избранную тему, графики нередко создают целые серии станковых произведений. Все листы таких серий объединены не только общей темой, но и приемами исполнения.

   Станковая графика условно делится на рисунок  и эстамп. В свою очередь рисунок  обычно рассматривается, с одной  стороны, как оригинал, с другой – как вспомогательный вид. Существует огромное множество узких определений вспомогательного рисунка: учебный рисунок, академический рисунок, подготовительный рисунок и т. п. Грани между различными видами весьма туманны. 

2. Рисунок

   Рисунком  называют изображения самого различного характера, исполненные самыми различными материалами на разных поверхностях и выполняющие различные функции, - на том основании, что ведущая  роль в них принадлежит линии.

   «Собственно»  рисунок сложился совсем недавно  по сравнению с рисунком, понимаемым как всякое изображениями линиями.

   Становление рисунка как особой сферы художественного  творчества вызвано причинами, возникшими на той ступени развития общества и искусства, которая получила название эпохи Возрождения. Три момента  имели решающее значения для появления  и быстрого расцвета рисунка: гуманизм, противопоставивший религиозным идеалам  культ человека; познание природы, развитие наук; изменения в самом искусстве, обусловленное характером и достижениями новой эпохи, в том числе изучением памятников античности. Важнейшими среди этих изменений были: индивидуализация творческого процесса в противовес опыту коллективной работы средневековых мастеров; расширение тематических границ, общий светский характер искусства; стремление создавать произведения на научной основе; сложение новой системы художественного видения, когда изображение стало строиться как реальная картина визуально воспринимаемой действительности; наконец, интенсивное развитие станковой живописи, графики и скульптуры.

   Рисунок служит следующим целям:

    - изучению натуры и приемов  ее изображения на плоскости,

    - разработке научных основ изобразительного  творчества,

    - «записи» наблюдений, впечатлений,  мыслей, фантазий,

    - подготовке к созданию живописных  и других произведений.

   В то же время исполнялись рисунки, имеющие совершенно независимый  характер.

   В эпоху Возрождения развились  две главные специфические возможности  рисунка: самая прямая – в сфере  художественного изображения –  связью руки и глаза и самый  прямой связью руки и мысли. Два направления становятся главенствующими: рисунок с натуры как незаменимое средство постижения реальности и способов ее изображения на плоскости и рисунках как непосредственное выражение размышлений и переживаний художника, как средство разработки индивидуальных замыслов.

   В то же время рисунок привлекал  художников и как форма творчества, которая способна и достойна воплощать  значительные замыслы, предназначенные  специально для него (А. Мантенья, Микеланджело Буонаротти, А. Альтдорфер и Х. Грим, Леонардо да Винчи, Дюрер).

   С освоением в XV в. таких инструментов, как уголь, итальянский карандаш, в рисунок пришла широкая, монументальная манера изображения. Линии перестают быть столь четкими и определенными, они переходят в тон, сливаются с моделировкой. Складываются два различных подхода к изображению, два способа передачи формы: объемный и живописный (тональный). Использование сангины, сочетание нескольких техник, применение грунтовой бумаги различных цветов, на которой рисовали черным тоном и белилами, создали в рисунке свою полихромию, свои проблемы цветы и тона, свою колористическую выразительность. Все это широко раздвинуло возможности рисунка и сделало его способным к нанесению только ему присущего художественного образа.

   Поворотным  моментом в развитии рисунка стало  использование бумаги. Появление  в XIV в этого дешевого материала дала возможность художникам создавать пробные, вспомогательные зарисовки, подготовительные работы, рисунки для себя. В этих случаях художник мог рисовать свободнее, острее, индивидуальнее, что способствовало сложению личного стиля мастера и определило разработку специфического языка рисунка.

   Безусловно, на всем протяжении развития рисунка  происходили различные – и  в том числе существенные –  изменения в его характере; но эти изменения не дают возможности  говорить о принципиально новом  положении рисунка в какой-либо из эпох после Возрождения. Основание  к этому в известной степени  дает рисунок рубежа XIX – XX веков, когда произошла смена художественных систем и графика окончательно сложилась как вид искусства. 

   2.1. Типы рисунка.

   Специфической особенностью рисунка является многообразие и многозначность его форм. Наиболее часто встречающиеся типы рисунка: станковый, свободный, подготовительный, композиционный.

   Станковый рисунок представляет собой однородное по своему характеру, своей структуре  произведение, которое для воплощения замысла специально построено и  завершено само в себе. Такое произведение замкнуто на выражении определенной идеи, определенного суждения о мире и при этом завершено с точки  зрения художественного воплощения этой идеи.

   Свободный рисунок не имеет в своей основе замысла и не обладает чертами, обусловленными его воплощением; движущий мотив  их создания можно назвать побуждением. Простота материалов и процесса изображения позволяют создавать рисунки непосредственно в тот момент, когда у художника возникает стремление запечатлеть свое наблюдение, мысль, представление. Этот рисунок характеризуется именно свободой исполнения, передает прямое общение художника с окружающей действительностью, непосредственное выражение его впечатлений, чувств, фантазий. Если станковые рисунки выражают определенное суждение о жизни, понимаемое как слитность переживания, осмысления и оценки, - точнее, как некая идея, рождаемая этой слитностью, то свободные рисунки можно сравнить с отдельными высказываниями; эти высказывания раскрывают отношение человека к миру, но не имеют той глубины и завершенности, которые свойственны суждению.

   Самостоятельный этюд служит средством изучения окружающего  мира в различных его проявлениях, создавая «багаж» наблюдений, впечатлений, средством совершенствования мастерства; с помощью этюдов происходит художественное освоение самых разных элементов окружающего мира. В подготовительных этюдах и эскизах предмет освоения двойствен: в эскизах это композиция как таковая, ее разработка для воплощения замысла произведения другого вида искусства, и сам сюжет; в этюдах это и персонаж картины или фрески, и натура, которая служит моделью для этого персонажа.

   Композиционный  рисунок, который как тип является аналогом картины, не оттесняет произведения других типов, не обладает бесспорным правом представлять собой рисунок  как явление искусства. Может  быть, именно положение композиционных работ среди типов рисунка и их несравненно меньшее развитие особенно наглядно выражают иной характер рисунка по сравнению с другими видами.

Информация о работе Серия графических работ «Матееринство»