Регулетивные механизмы современного искусства на арт-рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:05, практическая работа

Описание

Произведения искусства не являются исключениями. Они продавались и покупались, выступали эквивалентами и залогами; их коллекционировали, из них составлялись личные, корпоративные и национальные сокровищницы. Так было во всех докапиталистических или раннекапиталистических обществах. Однако арт-рынок – нечто иное.

Содержание

АКСИМАТИКА
1.Исходные пояснения
2.Система искусства
3.Рынок искусства: системная интерактивность
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
1) Официоз: инстанции советской системы искусства
2) Идеологический универсум
3) Рынок официального искусства
4) Андеграунд
5) "Перестройка" (до и после)
6) Выводы и заключения
7) Источники информации

Работа состоит из  1 файл

ОПСИреферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

МГТУ им. А.Н. Косыгина

Факультет Прикладного  искусства

Кафедра Графического Дизайна  и Рекламы

 

 

 

 

 

Исследовательская работа по дисциплине:

Основные Проблемы Современного Искусства

 

Утвержденная тема:

Регулетивные механизмы современного 
искусства на арт-рынке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       АКСИМАТИКА

  1. Исходные пояснения
  2. Система искусства
  3. Рынок искусства: системная интерактивность

 

 ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

1) Официоз: инстанции советской  системы искусства

      2) Идеологический  универсум

      3) Рынок официального искусства

      4) Андеграунд

      5) "Перестройка" (до и после)

      6) Выводы  и заключения

      7) Источники  информации

 

 

 

 

 

I. АКСИОМАТИКА

 

Одна из фатальных  трудностей любого разговора о рынке  искусства – почти непреодолимая  спутанность значений. Исходное заблуждение – отождествление капиталистического арт-рынка с рынком докапиталистическим: с "выгодами купли-продажи", с "жесткой конкуренцией", со "стремлением к предпринимательству и наживе", с "жаждой наибольшей денежной выгоды" и т. д. (из курса лекций) "Отождествлять эти стремления с сущностью капитализма, значит отождествлять свои наивные представления о сущности капитализма с теми истинами, "от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его "духу". Капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию". (М.Вебер)

 

Произведения искусства не являются исключениями. Они продавались и покупались, выступали эквивалентами и залогами; их коллекционировали, из них составлялись личные, корпоративные и национальные сокровищницы. Так было во всех докапиталистических или раннекапиталистических обществах. Однако арт-рынок – нечто иное. Прежде всего, это позднее изобретение, основанное, как и весь западный капитализм, на системе новоевропейской рациональности. Именно на нее и опирается современная, сообразная постиндустриальному обществу рациональная регламентация, о которой в свое время так много говорил Макс Вебер. Арт-рынок – это общий механизм по ограничению дикого рынка.

 

ИСХОДНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ 

 

Первое аксиоматическое пояснение  относится к необходимости постоянно  удерживать в горизонте рефлексивного внимания то, что сегодня принято считать "само собой разумеющимся": а именно то, что современный рынок искусства (=арт-рынок) имеет дело с символической продукцией и символическим обменом внутри системы потребления символических благ. Это означает: любое произведение искусства принадлежит (пользуюсь здесь терминологией Пьера Бурдье) полю ограниченного производства и – в отличие от поля массового производства (сколь бы "эксклюзивным" или "элитарным" оно ни казалось) – несводимо к статусу "просто товара". Арт-рынок имеет дело с абсолютной уникальностью имен и произведений. Соответственно,  началом конкурентной борьбы выступает принцип организации норм, признаний и оценок, а не интересы завоевания как можно более обширного рынка.

 

В силу уникальности происхождения и особого положения в культуре произведение искусства предполагает обязательное наличие специфических значений (художественных, эстетических, культурно-исторических), указывающих на возможность бескорыстного (несобственнического) наслаждения. Одной из реализаций такой возможности "символического присвоения", то есть возможности наслаждения, не редуцируемого к материальному обладанию вещами или товарами, является посещение музеев и выставок.

 

Второе пояснение следует из первого: от потребителя символической продукции требуется особая диспозиция. Прежде всего – наличие необходимой компетенции, позволяющей ему актуализировать свой художественно-эстетический опыт в соответствии с принципами той или иной эстетической конструкции. Затем – в отличие от потребителей недифференцированного искусства представителями традиционных культур – от него требуется владение специфическими знаниями в области теории и научных подходов. И самое главное: от него требуется принадлежность к системе искусства.

 

Это означает: в границах символического обмена рынок искусства исключает любые претензии на уравнивание каких-либо "самоценных" или "особоценных" (для какой-либо группы или субкультуры) артефактов с произведениями искусства. Символической продукцией рынка искусства становится только то, что попадает в поле символического обмена. При этом и художественная ценность, и товарная стоимость (цена) произведения искусства находятся в прямой зависимости от организации системы "круговой причинности" – т. е. системы производства и потребления символических благ.

 

 

 

 

 СИСТЕМА ИСКУССТВА

 

Таким образом, рынок искусства  – это не только отношения производитель  – продавец – потребитель. В рыночные отношения входит еще множество  обязательных опосредующих звеньев, находящихся  за пределами прямых коммерческих процедур. И каждое из этих звеньев отсылает к необходимому наличию определенных базисных предпосылок, без которых арт-рынок современного искусства существовать не может.

 

Именно к этим базисным предпосылкам рынка искусства и относится  третье пояснение. Речь идет о том, что производство, обращение и потребление символической продукции возможны лишь при наличии системы искусства, благодаря которой устанавливаются претендующие на общезначимость различения и упорядочивания всего того, что обычно именуется "художественными процессами", "направлениями" или "тенденциями" и символизируется "звездами". Система искусства – это структурно организованный комплекс социальных инстанций, институций и механизмов, обладающих вполне определенными функциями и связанных обязательной совокупностью конвенций, в том числе конвенциями о правилах пересмотра конвенций.

 

Конечно, самореферентная система  искусства отбирает, интерпретирует, наделяет особым эстетическим значением  и ценностью, репрезентирует и сохраняет  символическую продукцию не без ориентации на подтверждающие признания своих инстанций и действий со стороны общества. Такое признание выражается не только общественно значимым закреплением высоких социальных статусов, наград, почетных должностей и званий, но также стабильностью денежных отчислений (например, в фонды) и различных форм финансовых эквивалентов (прежде всего денежных подтверждений ценности, особых субсидий, страховок, кредитов, налоговых льгот и т. д.).

 

РЫНОК ИСКУССТВА: СИСТЕМНАЯ  ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

 

В таком контексте рынок искусства  выступает одной из ключевых форм общественной актуализации и самоактуализации системы искусства. Соединительный союз "и" в данном случае указывает  на интерактивное поле, объединяющее автономную систему искусства с  более широкой системой экономики: взаимодействие, позволяющее поддерживать рынок как форму плюралистической публичности, основанную на связях критического внимания к полю действий в системе искусств с другими социальными системами.

 

Благодаря интерактивности, денежные вложения – стоимость, рост и падение цен, процентные отчисления от продажи, прибыль и ее распределение между инстанциями системы искусства – выступают эквивалентами ценности художественного произведения. Ценности, конечно, предопределенной системой искусства. Ведь какой бы высокой коммерческой стоимостью ни обладала продукция того или иного художника за пределами системы искусства (скажем, с точки зрения "любителя", таможенного чиновника, идеолога или владельца семейных реликвий), это вовсе не означает ее высокой ценности на рынке искусства. Здесь такая продукция может вообще не иметь статуса "художественного произведения", а тем самым – и места.

 

Взятая сама по себе "коммерческая стоимость" каких-либо артефактов на общественном рынке – скажем, в  антикварном магазине, на барахолке, в лавке старьевщика или на "черном рынке" – к системе искусства отношения не имеет.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗЛИЧЕНИЙ

 

Из сказанного следует: рынок искусства опирается на готовность общества ясно различать: с  одной стороны, разнообразные модусы символического потребления в системе искусства, закрепленные эстетическими конструкциями и финансовыми подтверждениями, с другой – параллельные ему формы коммерческих манипуляций с художественной, околохудожественной или сувенирной продукцией на общественном рынке товаров.

 

В качестве интерактивной самоактуализации рынок искусства представляет собой  не только производство ("создание художественных ценностей") и их сбыт ("потребление  художественных ценностей"), но также, говоря языком Хоркхаймера и Адорно, "экономический механизм отбора" ("okonomischen Selektionsmechanismus"), обращенный к регулярной переоценке системы художественных ценностей.

 

Существенно: такая переоценка (и, соответственно, ее результаты – ценообразование, денежная стоимость, коммерческая доступность и т. д.) основана на собственных регулятивных механизмах поступления, отбора и канонизации новых ценностей, а не на вкусах потребителя, как это происходит на рынках массового производства товаров. Система искусства сама устанавливает и "навязывает" ценности потребителю, постоянно меняя горизонт его нуждающихся в актуализации потребностей. Ведь поле искусства – это всегда поле борьбы различных сил, позиций, стратегий, направленных как на обновление, трансформацию, так и на сохранение сложившегося порядка вещей.

 

И, еще одно важное пояснение. Послевоенный рынок искусства – речь идет о  рынке Западной Европы и Америки  – действует как рынок интернациональный, в который так или иначе  включены рынки региональные. Их включение  в интернациональную систему основывается на конвертируемости региональных ценностей. Таким образом, местная проблематика искусства принимается интернациональным арт-рынком лишь в той мере, в какой она выступает системной величиной, соотносимой с проблематикой мирового искусства.

Для регионального искусства такая  соотнесенность предполагает последовательность ясно осознанных и хорошо артикулированных переходов от местной "экзотики" (изначально обреченной на рынок "художественных" сувениров) к современной проблематике. Включение регионального искусства в интернациональный контекст без наличия институционализированного звена посредников-"переводчиков" (экспертов, кураторов, искусствоведов, критиков, пропагандистов и т. д.) просто невозможно.

 

II. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

 

Как все это соотносится с ситуацией российского арт-рынка?

 

Вопрос не имеет прямого, однозначного ответа. И прежде всего  потому, что любой последовательный разговор о местной ситуации требует  исключительного внимания к незахороненному  прошлому. Не стоит обманываться: нынешний арт-рынок отягощен советской наследственностью не меньше, чем недавняя энтузиастическая вера в его спасительные возможности. Отсюда – его родовые черты, легко различимые под любым макияжем. Отсюда же двоящиеся характеристики, обусловленные, с одной стороны, последовательными трансформациями, с другой – скачкообразными мутациями прошлых зон советского рынка искусства: официозного, различавшегося сегментами типового производства, "авторского исполнения" и салона, и тут же, в его тени – неофициального, загнанного в гетто андеграунда и фарцовки. В определенном смысле, каждый из этих сегментов может рассматриваться как относительно самостоятельный рынок.

 

 Официоз: инстанции советской системы искусства

 

Советское искусство  – продукт сложно организованной, функционально отдифференцированной системы искусства. Снаружи – это прочный многоярусный ансамбль инстанций, в котором можно выделить четыре тесно связанных друг с другом комплекса:

 

1). Образование (спецшколы,  институты) и научно-исследовательская работа в области искусства (Академия художеств СССР, Институт искусствознания).

 

2). Союз художников СССР с  иерархией союзов художников  союзных и автономных республик,  краев, областей и городов –  организация профессиональных художников, распределенных по секциям (живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства). В Союз художников входили также искусствоведы и критики.

 

3). Художественный фонд при Союзе  художников – организация, призванная  содействовать систематической  работе ее членов по "художественным заказам", а также способствовавшая сбыту художественной продукции. Союз художников и Худфонд имели свои выставочные залы, мастерские, дома творчества, творческие дачи и коллекции закупленных у самих себя произведений.

 

4) Издательства ("Советский художник", "Изобразительное искусство", "Искусство", "Художник РСФСР"), планово занимавшиеся изданием журналов ("Искусство", "Творчество", "Декоративное искусство СССР", "Художник", "Юный художник"), а также книг, альбомов, каталогов, буклетов, постеров, открыток.

 

Базисная функция этих четырех  комплексов взаимосвязанных инстанций, образующих единый ансамбль – поддержание  канонизированного советским искусством уровня профессионализма в системе  производства, обращения, потребления  и признания символической продукции.

Информация о работе Регулетивные механизмы современного искусства на арт-рынке