Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание

Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.

Содержание

Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.docx

— 65.94 Кб (Скачать документ)

Таким образом, весь материал предлагается к использованию  в формирующим этапе эксперимента. 

Основной этап опытно-практической работы состоит из 3 последующих  этапов эксперимента. 

а) констатирующий этап эксперимента 

б) формирующий этап эксперимента 

в) контрольный этап эксперимента 

На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего  мы задались целью выявить уровень  изобразительных знаний, умений и  навыков в сюжетном рисовании  детей старшего дошкольного возраста, умение использовать средства выразительности. 

Начали свою работу с того, что отобрали детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР №59 8 детей, которые имеют разный уровень  общего развития. 

1. Полина В. 5. Настя  Ш 

2. София К.: 6. Соня  Б. 

3. Вика В. 7. Оля  И. 

4. Валера Л. 8. Алина  Л 

С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и  навыков детей старшего дошкольного  возраста (см. Приложение 1). 

Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было исследование умение использовать в рисунке такое  средство выразительности как цвет. Детям предлагалось соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета. Эта методика показало следующее: из 8 детей одна только Полина В. выполнила задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступила к работе. Закрасила все  фрукты и овощи, использовала реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивала предметы, без просветов  заполняя последовательно всю поверхность, регулируя нажатие на карандаш с  целью получения интенсивного цвета. Проанализировав ее работу, можно  сделать вывод, что у Полины В. высокий уровень развития восприятия цветовой палитры. 

5 детей показали  средний уровень, так как приступили  к работе не сразу, долго  задумывались под применением  цвета, использовали незначительное  количество цветов. 

И только Соня К. и  Вика В. нуждаются в повторе указаний, действовали с помощью взрослого, использовали цвета не характерные  данному фрукту или овощу. Отсюда следует, что у девочек низкий уровень развития восприятия цветовой палитры. 

Целью следующей  методики было исследование фантазии, образного мышления. Была предложена таблица с кругами и различные  изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и др.). Нужно было из каждого  кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные  между собой в сюжет. В данной методике высокий уровень никто  не показал, но 6 детей из 8 показали средний уровень развития образного  мышления. Они изобразили по 3-4 предмета связанные в сюжет, но в изображение  предметов есть незначительные искажения. 

Так же присутствовал  и низкий уровень развития образного  мышления. Например, у Насти Ш. и  Валеры Л. было изображено по 1-2 предмета, не связанные в общий сюжет. 

Отсюда следует  то, что большинство детей имеют  средний уровень развития образного  мышления. 

Третья методика целью, которой было изучения оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста. Было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные фигуры. Нужно  было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка. Проанализировав работы детей по данной методике можно сделать выводы, что одна Полина В. справилась с заданием. Она с помощью дополнительных деталей нарисовала 8 оригинальных рисунков и получила высокий уровень, 3 ребенка изобразили 5-6 оригинальных рисунков и отсюда следует, что у них средний уровень развития творческого мышления. И 4 ребенка не смогли справиться с заданием вообще. 

И последняя 4 методика была направлена, на исследование умения составлять композицию сюжета. Было предложено дорисовать на таблице с линиями  и фигурами дополнительные элементы для того, чтобы появился сюжет. Только Полина В. смогла быстро приступить к  работе, дорисовать все фигуры и  связать их в один сюжет. Можно  сделать вывод, что у нее высокий  уровень развития композиции в рисунке, то есть расположение изображения на листе, соотношение их с размером и формой листа. 

Остальные 7 детей  нуждаются в повторе указаний, дорисовать несколько фигур несвязанные  в сюжет. Отсюда видно, что у этих детей низкий уровень развития композиции в рисунке. 

Из констатирующего  этапа эксперимента можно сделать  вывод, что с помощью диагностических  методик, мы выяснили, что изобразительные  знания, умения и навыки, то есть использование  детьми средств выразительности (цвет, композиция, колорит, линия и др.) в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста находятся  на среднем уровне развития. И с  помощью различных педагогических методов и приемов, перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и  навыков детей старшего дошкольного  возраста.  

Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют разнообразный  уровень развития изобразительных  знаний, умений и навыков. У 50% детей  низкий уровень развития, 38% средний  уровень и высокий уровень 13%. 

Результаты констатирующего  этапа эксперимента 

№ 

Ф.И. 

 ребенка 

Методики  
 

Итого  

Полина В. 

В.У. 

С.У. 

В.У. 

В.У. 

В.У.  

Соня К. 

Н.У. 

С.У. 

Н.У. 

Н.У. 

Н.У.  

Вика В. 

Н.У. 

С.У. 

Н.У. 

Н.У. 

Н.У.  

Валера Л. 

С.У. 

Н.У. 

Н.У. 

Н.У. 

Н.У.  

Настя Ш. 

С.У. 

Н.У. 

Н.У. 

Н.У. 

Н.У.  

Соня Б. 

С.У. 

С.У. 

С.У. 

Н.У. 

С.У.  

Оля И. 

С.У. 

С.У. 

С.У. 

Н.У. 

С.У.  

Алина Л. 

С.У. 

С.У. 

С.У. 

Н.У. 

С.У.  
 
 

 В.У. - 13% 

С.У. - 38% 

Н.У. - 50% 

Для формирующего этапа  эксперимента мы составили проект по данной теме диплома, который предполагал  решение следующих задач: 

1. Развивать способность  детей к использованию в рисунках  всех средств выразительности  (форму, цвет, композицию, колорит,  пятно, линию); 

2. Познакомить детей  с техническими возможностями  изобразительных материалов; 

3. Побуждать к  созданию неповторимых, оригинальных  образов в сюжетном рисовании,  используя правила композиционного  построения рисунка соответственно  возрасту. 

Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем были отражены темы занятий, дидактические игры, которые  использовались в опытно-экспериментальной  работе. 

План - проект работы «Страна сказок» 

№ 

Занятия 

Игры  

1. 
 

2. 
 

3. 
 

4. 
 

5. 
 

6. 
 

7. 
 

8. 

«Курочка Ряба» 

Цель: 

 учить детей  рисовать животных (курочку), передавать  ее отличительные особенности:  оперенье, хохолок; использовать  при рисовании различную цветовую  гамму, передавать выразительность  образа. 

«Колобок и лиса» 

Цель: 

 учить рисовать  эпизод из знакомой сказки: Колобок  и Лиса; передавать выразительность  образа Лисы через цвет (восковые  мелки) изображение ее фигуры. 

«Гуси-лебеди» 

Цель:  

учить изображать эпизод знакомой сказки; передавать в рисунке  определенное место действия и время  суток; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности  стариной крестьянской одежды и предметов; закреплять навыки рисования неба акварельными красками «по сыророму». 
 

«Иван-царевич 

с жар-птицей» 

Цель:  

учить передавать в  рисунке один из эпизодов сказки «Иван-царевич  и серый волк» с двумя персонажами: Иваном-царевичем и жар-птицей; учить  изображать фигуру человека в боковом  положении, в зависимости от содержания эпизода передавать соответствующую  позу персонажа; изображать Ивана-царевича в старинной одежде: кафтане, шапке  с отворотами, сапогах с узорами; самостоятельно использовать нужные технические  приемы рисования красками. 

«Сестрица Аленушка и  

братец Иванушка» 

Цель:  

учить передавать в  рисунке сказочные образы героев сказок - сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять  умения в составлении узоров для  украшения костюмов персонажей; упражнять  в смешивании красок для получения  нужного оттенка для лица и  рук (светло-оранжевого). 

«Сказка о царе 

Салтане» 

Цель:  

формировать умения передавать в рисунке форму и  строение корабля, рисовать корабль  в указанной последовательности; учить детей составлять композицию; упражнять детей в закрашивании рисунка восковыми мелками; закреплять навык рисования неба акварельными красками. 

«Снегурочка» 

Цель:  

учить передавать эпизод из знакомой сказке: дед и баба вылепили Снегурочку; передавать выразительность  образа Снегурочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки в зимней старинной одежде. 

«Сказочный мир» 

Цель: 

учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой  знакомой сказке, заранее придумывать  композицию своего рисунка, делать выбор  сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок;  

«Волшебные предметы» 

Цель: закреплять умения располагать предметы, связанные  между собой сюжетом, на листе  бумаги.  

«Дорисуй» 

Цель: развивать воображение, творческие способности. 

«Собери картинку» 

Цель: развивать у  детей способность из частей собирать один сюжет.  

«Волшебные краски» 

Цель: закреплять умения подбирать к предметам соответствующий  цвет.  

«Волшебные кружки» 

Цель: учить передавать выразительные образы в сюжете. 

«Найди дорогу к  домику» 

Цель: закреплять знания о цветах (синий). 

Информация о работе Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию