Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание

Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.

Содержание

Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.docx

— 65.94 Кб (Скачать документ)

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  ДЕТСКИХ РИСУНКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ 

Волобуева Юлия Витальевна 
 

Студентка группы 31 ДО 

Научный руководитель: 

преподаватель, 

Л. В. Потапова 

Рецензент: 

В.М. Миленко 

Белгород 2006 

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Состояние проблемы  развития выразительности детских  рисунков в процессе обучения  сюжетному рисованию 
 

1.1 Детский рисунок  - как средства образного отражения  жизненных впечатлений 

1.2 Образная выразительность  в рисунках детей старшего  дошкольного возраста10 

1.3. Современные программы  ДОУ о задачах обучения сюжетному  рисованию 

1.4. Средства развития  выразительности в процессе обучения  сюжетному рисованию 

2. Опытно-диагностическая  работа по развитию выразительности  в рисунках детей старшего  дошкольного возраста в процессе  обучения сюжетному рисованию. 

2.1. Анализ работы  ДОУ по развитию выразительности  в рисунках детей старшего  дошкольного возраста на занятиях  сюжетным рисованием 

2.2. Экспериментальная  работа по развитию выразительности  старших дошкольников на занятиях  сюжетному рисованию

Заключение 

Список используемой литературы 

 Введение 
 

Всем известно, что  дети очень любят рисовать. Они  рисуют все, и каждый их рисунок по-своему уникален и дорог. 

Так что же представляет собой детский рисунок? Чем он привлекает нас взрослых, и что  мы ценим в нем?  

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким  образцом искусства). 

Что обычно поражает в детском рисунке? 

Конечно, не форма  и способы, а умение, используя  минимум средств, передать свое состояние.  

Многие педагоги, такие как Т. С. Комарова и Н. П. Сакулина [19, 56] выделяют и другое достоинство  рисунка -- его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка  несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что  на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают  значение, отражая мир, в котором  живет малыш. Рисуя, ребенок часто  рассказывает о своем замысле. В  рисунках старших дошкольников -- все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков. 

Еще одно ценное качество детского рисунка -- смелость. Малыш  не боится рисовать, он хочет и может  нарисовать все. Для маленького ребенка  нет ничего невозможного. 

А ведь риск, способность  к риску, смелость -- непременное  условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости приходит осторожность 

Гуманизм, оптимизм содержание детского рисунка -- показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты  человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых  решениях, мифах, легендах, сказках. В  детских рисунках почти всегда добро  побеждает зло. [4, 167] 

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них  радостное мировосприятие, ожидания только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, но в то же время и  немного печалит осознания, как  трудно, почти невозможно сберечь  такое восприятие мира. 

Детские рисунки  убеждают нас в том, что ребенок  способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную  реакцию и именно потому их можно  назвать выразительными. Выразительность -- главный существенный признак  художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника  по средствам разнообразных приемах  передавать человеческие эмоции. Стиль  художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее  художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства. 

Выразительность детского рисунка -- это посильное раскрытие  детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления  действительности и передача активного  эмоционального отношения к нему [13, 56]. Как же удается ребенку выполнить  выразительный рисунок? Какие средства он использует? И, самое главное, как  научить добиваться выразительности  своих рисунков? 

В своих научных  исследованиях Е. А. Флерина [26, 45], Н. Б. Халезова, О. О. Дронова [27] выделяют выразительность, как показатель творчества, характеризующий  количество продукции детской художественной деятельности. 

Таким образом, тема «Развитие выразительности детских  рисунков в процессе обучения сюжетному  рисованию» является актуальной. 

В ходе исследования была поставлена следующая проблема, какими средствами достигается выразительность  в детских рисунках. Для решения  выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:  

Дать характеристику детского рисунка в научной и  методической литературе. 

Раскрыть особенности  образной выразительности в рисунках детей, средства развития выразительности  в процессе обучения сюжетному рисованию. 

Сделать анализ программ ДОУ по использованию средств  выразительности в сюжетном рисовании. 

Изучить опыт работы ДОУ по проблеме исследования. 

Провести экспериментальную  работу по развитию выразительности  старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием. 

Целью данной учебно-исследовательской  работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности  старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием. 

Объектом был определен  процесс развития выразительности  детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, предметом -- средства развития выразительности детских  рисунков в процессе обучения сюжетному  рисованию. 

В ходе работы была выдвинута  гипотеза, что развитие выразительности  детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить  эффективно если: 

1. Учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  детей. 

2. Предварительно  формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать,  видеть, осознавать выразительность  образа, замечая неповторимость, оригинальность  окружающего мира. 

3. Использовать в  процессе работы все средства  выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.) 

4. Работу по развитию  выразительности детских рисунков  в процессе обучения сюжетному  рисованию необходимо проводить  систематично и планомерно. 

Для решения проблемы исследования использовались, сложившиеся  в педагогике традиционная система  методов исследования: 

- теоретические (анализ  методической литературы связан  с аспектом проблемы); 

- эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой  деятельности дошкольников, педагогические  наблюдения, диагностические методики). 

Естественно, мы не первые, кого взволновала данная проблема. Многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги и психологи занимались исследованиями в это области. 

Методическую и  теоретическую основу исследования составляют исследования и разработки, Е. А. Флериной [26], И. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой  Н.А. Ветлугиной [28], В.С. Мухиной [16], Т.И. Пантелеевой, Р. М. Чумичевой, Т.И. Халезовой, О.О. Дроновой [27], Т.И. Смирновой [21], Г. Г. Григорьевой. 

Базой исследования является МДОУ ЦРР №59. 

1. Состояние проблемы  развития выразительности 

детских рисунков в  процессе обучения сюжетному 

рисованию 

1.1 Детский рисунок  -- как средство образного отражения  жизненных впечатлений. 
 

Детская изобразительная  деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной  деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру  и жизненный смысл. [5, 220] 

Не всякий рисунок  представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающий познавательным целям. Такой рисунок направлен  в первую очередь на мысли человека, коллективную сферу личности. Искусство -- художественное отражение человеком  окружающего его мира предметов, явлений природы, общество, себя. 

Так что же представляет собой детский рисунок? Можно  ли считать его произведением  искусства? Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и  отечественных ученых: известного русского физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа  А. В. Бакушинского, педагогов Г. В. Лабунской [13], Е. А. Флериной [26], И. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой [19], Т. Г. Казаковой и  других, психологов Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко. 

Так чем же привлекает нас детский рисунок? 

Много достоинства  рисунка заметила Е. А. Флерина. [26, 38] 

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение  ребенка своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском  рисунке? Конечно, не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние.  

Во-вторых содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка  несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что  на листке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают  значение, отражая мир, в котором  он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников -- все, что  окружает детей, что их волнует. Чем  больше малыш знает о мире, тем  шире тематика его рисунков. 

Еще одно ценное качество детского рисунка -- смелость. Малыш  не боится рисовать, он хочет и может  нарисовать все. Для маленького ребенка  нет нечего невозможного. А ведь, риск, способность к риску, смелость -- непременное условие и характеристика творческой личности. 

Гуманизм, оптимизм содержательность детских рисунков -- показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Рисунки  дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятия, ожидание добра, от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в тоже время немного печалит  осознание того, как трудно почти  невозможно сберечь такое восприятие мира. 

Детский рисунок  убеждает нас в том, что ребенок  способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную  реакцию и именно поэтому их можно  назвать выразительными. 

Выразительность -- главный  существенный признак художественного  образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством  разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование  их в образной характеристике таких  деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого  явления или характера. [5, 233] 

Выразительность детских  рисунков -- пассивное раскрытие  детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления  действительности и передача активного  эмоционального отношения к нему. [13, 56] 

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Техническая  сторона художественной деятельности наряду с выразительными присутствует в любом виде искусство. 

Итак, выразительность -- качество детской художественной работы, которое можно рассматривать  как самостоятельное. Применительно  к детскому рисунку выразительность -- качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке  малыша, в рисунке старших таковым  не является. Чем старше ребенок, тем  в большей степени изобразительные  умения становятся средством выражения  замысла. 

Одним из самых доступных  для ребенка средством выразительности  является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном  сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные  образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым  или голубым. В чем причина? Ребенок - дошкольник может использовать любимый  цвет иногда не адекватно, в любом  противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как  бы украшает его. Может чередовать цвета, например малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги. (Моя мама красивая). 

Информация о работе Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию