Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:01, курсовая работа

Описание

Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием.

Содержание

Введение
1. Состояние проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

1.1 Детский рисунок - как средства образного отражения жизненных впечатлений
1.2 Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста10
1.3. Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
1.4. Средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию
2. Опытно-диагностическая работа по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сюжетному рисованию.
2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетному рисованию
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.docx

— 65.94 Кб (Скачать документ)

Исследователи детских  рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная, небо - синее и  т.п. 

Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что  предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и  аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией. 

Композиция сюжетного  рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для  него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении отдельных элементов рисунка. 

Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших  дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Например: кошка  мчится за мышью, вытянувшись как  струна и расправив когти. 

Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация -- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств  разных предметов. Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка  многообразна посредством и способом. [20, 124] 

По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности  образа, созданного ребенком, важно  видеть процесс выполнения рисунка. 

Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных  умений ребенок должен уметь и  иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески. [26, 40] 

Перед детьми в течение  всего срока обучения нужно ставить  задачи «на выразительность» все  более усложняющееся по содержанию и касающиеся цвета, формы, то есть всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник. 

Таким образом, необходимо пробуждать у ребенка заинтересованность к сюжетному рисованию. В этом могут помочь задания, требующие  адекватного выражения чувства, отношения к окружающему миру, настроения, замысла ребенка. 

1.2. Образная выразительность  в рисунках детей старшего  

дошкольного возраста 
 

В основе всякого  произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданное фантазией  художника. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим. Он - основное отличие  искусства, его главный признак. Образ не только изображения. Он больше, чем простое воспроизведение  чего-то, именно в нем выражено отношение  автора к изображаемому, его главная  мысль - основная идея произведения. 

Но любой образ  должен быть выразителен. Цвет, форма, композиция является средствами выразительности  образа в детском рисунке. Поэтому, прежде всего, детский рисунок ценят  за его выразительность. 

Н. А. Ветлугина [28, 137] считает, что способность к образному  творчеству у детей прежде всего  проявляются в выборе содержания, в отборе предметов для воспроизведения. Умение остановить внимание на характерном, особенном, выделяющемся в кругу  остальных, принадлежит детям в  завидной степени. 

Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается  в педагогической литературе различно. Одних привлекает прежде всего непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривали  его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков. В своем анализе  детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения  его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста. 

Создавая образ  человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобному  изображению, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и  особенности предмета. Ребенок отходит  уже от абсолютно точного воспроизведения  натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ. 

Детское творчество самым непосредственным образом  связано с особенностями восприятия окружающего мира. Вот почему одним  из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия формирования художественного образного  видения. 

Воспитание образного  видения предметов, явлений «во  всей их жизненной наполненности» стоит, поэтому в центре внимания при  формировании детского творчества. Процесс  создания образов немыслим без помощи воображения, фантазии. Фантазия детей  проявляется не только в сочинении  сказочных сюжетов. Они проявляются  в рисунках, темы которых взяты  из самой действительности. 

Фантазия проявляется  прежде всего в усилии, подчеркивании  определенных сторон образа, в заостренной  цветовой или ритмической характеристике мира. В детских рисунках мы встречаемся  подчас с таким необыкновенным сочетанием красок, которых не увидишь в действительности. Слишком яркое синее небо, чересчур зеленая трава - эта форма выражения  вымысла, творческой фантазии ребенка. 

Ребенок не просто воспроизводит  то, что видит, но по-своему истолковывает  и домысливает свой рисунок. Поэтому  большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются  в рисунке. 

Образ в рисунке  связан с предварительным формированием  замысла. 

Анализируя изобразительные  замыслы старших дошкольников, мы находим в них не только отражение  содержательной стороны будущего рисунка, но и представление о его композиции, о взаиморасположении персонажей, о  цветовой характеристике этого рисунка  и т.д. 

Образы в рисунках привлекают не только непосредственность видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т.д. Художественный образ прежде всего выигрывает на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка  сами по себе не существуют: они неразрывно связаны с жизненной основой  образов и являются выражением определенной мысли автора - ребенка. Способность  чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму являются одним  из важнейших критериев оценки творческого  характера рисунка. 

Н. А. Ветлугина [31, 86] говорит о том, что рисунки  дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее  море и белые пароходы, яркие цветы  на светло-зеленом лугу и т.д. 

В детских рисунках, однако, можно встретить также  образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего  это можно наблюдать при передаче образов природы. 

Все это позволяет  нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться  эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета  зависит от нашего отношения к  данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного  образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок  сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к  этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают»  ее в черное платье и даже дом, в  котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается  отрицательное от ношение к этому  образу. 

Композиция - это  способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся  как с сюжетами, передающими развернутое  повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. 

Характерным для  дошкольников является то, что они  распределяют предметы по всей плоскости  листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности.  

Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритм - это повторяемость, чередование  и соразмерность элементов композиции. В детских рисунках мы встречаемся  не только с чередованием форм, и  с композиционно-цветовым ритмом в  передаче организованность, упорядоченность  построению рисунка. Большое значение имеют здесь и технические  возможности ребенка. Найденная  форма легко повторяется и  воспроизводится. Композиционно-ритмическая  организованность рисунка отвечает часто по существу избранной ребенком теме. 

Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется прежде всего  за счет передачи движения, изображения  характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета. 

Интересы в этом смысле некоторые особенности построения композиции, специфичные именно для  детского рисунка. Выстраивая свой рисунок, дети устанавливают пространственные отношения между предметами, персонажами; причем они не копируют структуру  пространственных отношений, реальной действительности, но находят такое  расположение предмета в пределах плоскости  листа бумаги, которое отвечает задуманному  содержанию. Поэтому композиция детского рисунка не совпадает полностью  с картинами реальной действительности. 
 

Дети не до конца  осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые  предметы включаются ими в связи  совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции  предметов, хотя и не замечают этого.  

Для выражения пространственных связей ребенок изображает в рисунке  такие черты предмета, которые  обычно не воспринимаются глазом. В  выразительном рисунке форма  служит средством передачи характера  образа. Дети пытаются добиться выразительности  образа посредством изображения  определенных поз, жестов определенного  расположения фигур. Мы видим лису, подкрадывающуюся к колобку или  сидящую возле пенька, разговаривающую  с колобком. 

Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов детьми. 

Художник обычно строго отбирает отдельные элементы во имя создания цельного образа. Он сознательно опускает иногда заманчивые и интересные сами по себе детали, не выявляющие, однако, сущность образа.  

Н. П. Сакулина [20, 135] утверждает, что в детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что  деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования  композиционным центром. 

Так же дети отражают в своих рисунках не только действительность, но и сказочные образы.  

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические  особенности. В сказках воплощаются  живые и значительные представления  о подлинном мире. Сказки живо и  ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время  в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов. [28, 46] 

В первую очередь  в творческих рисунках на сказочные  сюжеты мы обнаруживаем смелость и  богатство воображения. Некоторые  дети, желая показать сказочность  образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают  ему фантастический оттенок. 

В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое  придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон  неба - оранжевое с яркими красными полосами - усиливается тревожное  настроение рисунка, изображающего  черного колдуна, который «несет через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразие  переплетение вымысла и правды, фантастического  и реального. «Среди многообразных  явлений действительности, отдельные  дети находят и выражают свою, пережитую  и прочувствованную тему. Отражая  действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в  действиях и строит содержание, внося  в него творческую инициативу, используя  специфичные для него выразительные  средства. 

Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны использовать ритм штрихов, пятен, линейных контур, другие тяготеют к живописному отражению  явлений действительности. 

Итак, дети находят  выразительные средства для воплощения своего замысла - цветовые сочетания, форму, композицию. В творческом рисунке  они передают свое отношения к  изображаемому. Творческий процесс  предполагает у детей дошкольного  возраста образное видение мира, действительности. Действительность - основа творческого  процесса. 

Информация о работе Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию