Работы Августа Зандера, как отражение немецкого национал-социалистического общества 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:54, научная работа

Описание

Жизнь и творчество фотохудожника Августа Зандера

Содержание

Биография_______________________________________________________ 4
Творчество_______________________________________________________ 8
Список использованной литературы _________________________________17

Работа состоит из  1 файл

Август Зандер (2).docx

— 771.70 Кб (Скачать документ)

     Зандер, как он сам признавался, вовсе  не стремился создать «идеальный портрет», передать свое видение того или иного персонажа. [5]

       Своей задачей он считал «показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками», передать глубинную сущность человека через принадлежность к определенному культурному и социальному типу. Возможно, это помогло бы зрителям – как современникам Зандера, так и их потомкам – лучше и полнее познать и понять самих себя.

 Когда  ему становится мало успеха  в Линце: в 1909-м он основывает  новую фотостудию в пригороде  Кельна. Здесь фотограф активно  начал заниматься портретной  съемкой представителей различных  городских слоев. Эта работа  подтолкнула его к замыслу,  претворение которого в жизнь  в итоге займет более трех  десятилетий. Этот грандиозный  фотопроект, сделавший Зандеру мировую  известность, вошел в историю  под названием «Люди XX столетия».[6]

     Серия работ «Люди XX столетия», задуманная как отражение немецкого общества в эпоху расцвета национал-социализма, своеобразный групповой портрет  немецкого народа первой половины XX века. В результате получилась настоящая  фото-энциклопедия, в которую вошли снимки людей самых разных возрастов, сословий и профессий, мужчин, женщин, детей и солдат. Учитывая, что время создания серии приходится преимущественно на 1920-е годы, в ней представлен срез германского общества периода Веймарской республики – периода революционных надежд; периода политической борьбы «правых» и «левых», заложником которой становились и состоятельные, и неимущие слои германского общества, периода небывалого культурного расцвета и смелых исканий во всех сферах искусства Германии, трещащей по швам от распирающих ее экономических, социальных и политических нововведений. [7]

     Серия была разделена на семь частей: «Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и  профессии», «Художники», «Город», «Последние люди». Зандер классифицирует свои снимки по профессиям персонажей, во время расцвета национал-социализма. На них, запечатлены своеобразные архетипические признаки, присущие этим людям: фермерам, торговцам, ремесленникам, инженерам, изобретателям, студентам и школьникам, врачам и чиновникам, судьям и солдатам, учителям и бизнесменам, промышленникам, аристократам и политикам. Есть и фотокарточки, посвященные сторонникам нового тогда еще явления в политической и культурной жизни Германии – национал-социализма, которому только предстояло перевернуть весь ход европейской и мировой истории.

     Раздел  «Женщины» посвящен представительницам прекрасной половины человечества во всем их многообразии. Сюда включены фотографии жен и дочерей, матерей и сестер, светских модниц и монахинь, художниц и домохозяек - женщин, посвятивших себя воспитанию детей и девушек, стремящихся сделать карьеру в неспокойной и нестабильной, но открывающей широкие новые возможности Веймарской Германии.

       
 
 
 
 
 
 

     

     Возьмем, к примеру, портрет этой женщины. Ей около тридцати лет. Её ребёнок и маленькая чёрная собака сидят на траве. Ребёнок полон надежд и наивности, в его руках яблоко. А по лицу его матери видно, что она знает нечто, о чём рассказывать не будет – просто не сможет. Я смотрю на неё и эта совершенно незнакомая мне женщина, выражением своего лица показывает, как будто говорит мне: «Ты ничем не можешь мне помочь. Как ты хочешь мне помочь? Спасти меня? От чего? Защитить? От кого?».

     На  снимках раздела «Город» запечатлен пестрый «состав» улиц Кельна 1920-х  годов: уличные подростки, путешественники, иностранные рабочие и попрошайки.

     

    Потаённое в снимках Зандера - это хаос, царивший в Германии в 20е годы. Гиперинфляция, массовая безработица, политические беспорядки. Все персонажи Зандера должны были существовать в условиях этого хаоса. Возьмем, к примеру, фото нотариуса: он стоит в пальто, рядом со своей собакой. На мой взгляд пальто - самый выразительный элемент фотографии, потому - что некогда оно было весьма элегантным. Пальто уже начало терять свою форму, но нотариус заполняет его, подобно старому дубу, и заставляет его выглядеть так, как будто ничего не случилось. По-моему смысл фотографии в том, что этот человек хочет сохранить свой социальный статус, хотябы перед камерой. Он будто говорит: «Сейчас я достоин не меньшего уважения, чем то, что имел в прошлом».

     Первые 60 фотографий Зандера из серии «Люди XX столетия» широкая публика смогла увидеть на выставке в Кельне в 1927 году; позднее они вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который при каждом переиздании дополнялся новыми работами мастера. Сам Зандер одновременно с творческой работой активно занимался преподаванием искусства фотографии, и ее популяризацией – не только в виде обычных занятий, но и в виде лекций на радио, которое открывало неограниченные возможности для просвещения широких слоев населения. 
Жизнь Зандера, как и жизнь тысяч других немцев, изменил 1933 год – год прихода к власти в Веймарской республике лидеров Национал-социалистической немецкой рабочей партии – НСДАП. Национал-социалисты, особо не стесняющие себя в методах воздействия на своих политических оппонентов, обрушили репрессии на политических противников Третьего рейха. Сын Зандера Эрих как член «левой», Социал-демократической партии Германии, был арестован по обвинению в антигосударственной деятельности и посажен в тюрьму. Недовольство Министерства культуры вызвала и личность самого известного фотографа – его работы из серии «Люди XX столетия» не вполне соответствовали эстетическим воззрениям гитлеровцев на «расовую красоту» немецкого народа.[8]

     Общая атмосфера в государстве, тем временем, характеризуется смесью экзальтированного восхищения Гитлером и жестокими репрессиями со стороны партийных структур. Посол Франции Андре Франсуа-Понсеописывал обстановку так: «То, что можно было увидеть, невозможно описать словами. Страна была погружена в атмосферу общего энтузиазма. Сотни тысяч мужчин и женщин были охвачены романтическим возбуждением, находились в состоянии мистического экстаза, своеобразной всеобщей манией рабов».

     С такими настроениями Август Зандер подошёл к началу войны и эти настроения достигли апогея к лету 1940 г. Затем, по мере получения тщательно скрываемых пропагандой плохих известий, настроение стало меняться, что стало особенно заметно после катастрофы под Сталинградом. Некоторые начали серьёзно задумываться о пагубности проводимой властями операции. Веймарская республика рушится. Значительная часть интеллигенции либо бежала за границу, либо оказалась в концентрационных лагерях, что ощутимо понизило культурный уровень населения.[9]

     Крах  Веймарской республики становится переломным моментом для Зандера. На его снимках  легко проследить этот упадок. Безработные, убогие, попрошайки, инвалиды, бродячие артисты изображены на его снимках, что хорошо отражает политическое состояние Германии на данный момент.

     В 1941 году Зандера обвиняют в том, что его фотографии низов германского общества якобы ставили под сомнение расовую чистоту и героичность германцев, а значит, и бросали тень на официальную идеологию гитлеровской Германии. Ссылаться на то, что фотоаппарат не знает ни о расовых теориях, ни об эстетических предпочтениях отдельных политических лидеров и государственных идеологов, было бесполезно. Альбом «Лица нашего времени» был запрещен, а большая часть его тиража была уничтожена.Вторая мировая война, которая отняла у человечества не только миллионы жизней, но и большое количество памятников мировой культуры – уникальные здания, собрания полотен и скульптур, библиотеки – не пощадила и работы Зандера: его кельнское ателье в 1944 году было разрушено бомбардировкой, а часть уникальных негативов двумя годами позднее стали добычей мародеров. Однако, несмотря на потери, не обращая внимания на то, что его ранее широко известное имя в послевоенной Германии, поверженной, разрушенной и разделенной на оккупационные зоны, оказалось забытым, фотограф продолжал работу над серией «Люди 20 столетия» и рядом других своих проектов. [10] 

     Упорство  мастера было вознаграждено: заслуженная  слава и былая известность  ввернулись к Зандеру в начале 1950-х годов после проведения выставки «Photokina». Ряд его работ был включен в экспозиции Кельнского музея и нью-йоркского Музея современного искусства. Звания кавалера ордена «Крест за заслуги» – высшей государственной награды ФРГ, и почетного члена Германского фотографического общества означали, вместе с сохраняющимся живым интересом к его работам, самую высокую степень признания, которую может снискать творец у своего народа. 
Увы, сам Зандер не успел увидеть результат главного труда своей жизни – проект «Люди XX столетия» – в завершенном виде. Полностью фотографии этой серии были опубликованы лишь после смерти фотографа в 1963 году.[11] 
Итог этой работы во всем его великолепии не увидел автор, но его можем увидеть мы. Увидеть, чтобы оценить масштаб замысла и мастерство его исполнения, удивиться упорству и настойчивости человека, задумавшего и своими руками создавшего многогранную фотографическую летопись, огромный коллективный портрет целой нации в период головокружительных взлетов и тяжелых горьких поражений, которые претерпел немецкий народ на сложных и запутанных путях истории первой половины XX века.

   Список использованной литературы

  1. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета. –«Искусство», 1986. - 303 c.
  2. ДыкоЛ. П. Беседы о фотомастере. –Москва:«Искусство», 1977.
  3. Железняков В. Н.Cinematographer. Человек с фабрики грёз. – Москва: «Пробел-2000», 2004. – 200 с.
  4. Журнал Foto&Video 2007 /№2.
  5. Крис Джордж. Библия цифровой фотографии. - М.: «Эксмо», 2009. - 320 c.
  6. Лысов Игорь. Фотография. - М.: «AD&T», 1997. - 280 c.
  7. Микулин В. Фотографическое репродуцирование. - М.: «Госкиноиздат», 1994.
  8. Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. – Ленинград: «Лениздат», 1991. – 220 с.
  9. Панферов. Фоторетушь. - М.: «Легпромбытиздат», 1990. - 192 c.
  10. Плужников Б.Ф. Особые приемы фотографии. - М.: «Искусство», 1976. - 174 c.
  11. Яштолд-Говорко В.А. Фотосъемка и обработка. - М.: «Искусство», Издание 4-е, сокр., 1977. - 343 c.

Информация о работе Работы Августа Зандера, как отражение немецкого национал-социалистического общества 20 века