Постимпрессонизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание

Цель работы – исследовать постимпрессионизм, как одно из направлений французского искусства конца XIX века. В соответствии с этим были решены задачи:
выявить основные черты постимпрессионизма;
изучить творчество основных представителей постимпрессионизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………..……………………………………………….....3
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА …………………………....5
2. ХУДОЖНИКИ-ПОСТИМПРЕССИОНИСТЫ …………………………………....6
2.1. ПОЛЬ СЕЗАНН ……………………………………………………………………..6
2.2. АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК …………………………………………………….….9
2.3. ПОЛЬ ГОГЕН ……………………………………………………………………..12
2.4. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ ……………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….22
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………..…………..23
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………24
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЯ СЕЗАННА ……………………………………………..24
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА………………………………....26
3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЯ ГОГЕНА…………………………………………..…....28
4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА ……………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Постимпрессионизм.doc

— 1.45 Мб (Скачать документ)

Но все это требовало  проверки и кристаллизации, а в  деревне не было ни художников, ни картин. Ван Гог нуждался в притоке новых художественных впечатлений, в общении с товарищами по искусству. Он отправился сначала в Антверпен, а потом в Париж, к брату. Покидая Голландию, Ван Гог был уверен, что это только на время, что, набравшись опыта, он вернется на родину. Но вернуться ему не пришлось.

Лавина новых впечатлений  обрушилась на него в Париже. Через  посредство Тео он свел знакомство и с импрессионистами старшего поколения  и с неоимпрессионистами — Сера и Синьяком, а также с Лотреком и Гогеном.

Живопись импрессионистов сначала разочаровала Ван Гога, но вскоре он ее оценил и в ускоренном темпе прошел импрессионистскую школу — писал множество пленэрных пейзажей и натюрмортов с букетами цветов, добиваясь светлого, красочного, сверкающего колорита. Это далось ему сравнительно легко. Зритель, входящий в зал, где висят парижские полотна Ван Гога, оказывается в лучезарном саду: расстилаются золотые хлеба, лодки скользят по голубым волнам, и всюду розы, ирисы, маки, пионы. Прежний Ван Гог, сумрачный и драматический, как бы исчез. Но это не так – он только затаился на время. «Надеюсь, что позже, когда я смогу найти подходящие модели для своих фигур, я еще докажу, что способен на кое-что получше, чем зеленые пейзажи и цветы», – писал Винсент из Парижа сестре.

По существу, Ван Гог  переживал здесь тяжелый душевный кризис, о чем неоспоримо свидетельствует  большая серия автопортретов, созданная  тогда же. Современный художник обречен на изоляцию от «настоящей жизни» – эта горькая мысль не покидала Ван Гога и буквально сводила его с ума: его преследовали кошмары, начались головокружения – первые симптомы душевного заболевания, которое проявилось позже.

После двухлетнего пребывания в Париже Ван Гог перебрался на юг, в Прованс, где поселился в городке Арль. С помощью Тео ему удалось снять там небольшой домик, названный им «Домом художника», в котором он и поселился вместе со своим парижским другом Полем Гогеном. Эстетическая философия Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все напряженнее и ожесточеннее. 24 декабря 1888 г. Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В течение следующего года его рассудок временами прояснялся, и тогда он бросался писать; но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью.

Но перед этими драматическими событиями Ван Гог как художник пережил в Арле свой звездный час. Природа Прованса не обманула его  ожиданий. Все романтическое, что было в натуре Ван Гога, откликалось на зов юга.

Он выражает себя не только цветом, но и фактурой, необычайно пастозной, взрыхленной, порой создающей рельеф из краски, и характером мазков, бурных, несглаженных, повинующихся стремительным сигналам, идущим от мозга к руке. Теперь он работал темпераментно, быстро, уверенно, как матерый лев, убивающий добычу одним ударом лапы. Каждое утро он «шел на приступ» и каждый вечер возвращался с новой картиной.

В Арле он создал самые  прославленные – впоследствии – свои вещи: серии полевых работ (Рис. 20), несколько вариантов «Сеятеля», ночное кафе, дом художника, спальню, подсолнечники, морские пейзажи, много портретов.

И все это были «этюды», сделанные в один сеанс, – только над «Ночным кафе» (Рис. 21) он работал три ночи. Работал Ван Гог всегда с натуры.

Изображая интерьер ночного  кафе, он создал картину большого социального  и философского содержания – образ человеческого отчуждения. Писал, как всегда, с натуры, ничего от себя не добавляя: в зале светло, чисто и даже спокойно, стены красные, посередине – большой бильярдный стол, обитый зеленым сукном, осоловелые бродяги дремлют за столиками, ярко горят четыре висячие лампы, хозяин кафе, одетый в белое, стоит возле бильярда. Ничего страшного не происходит, но как зловеще выглядит эта комната, с ее красными стенами, словно впитавшими в себя перегоревшие человеческие страсти, с этим пустым зеленым столом, напоминающим надгробную плиту, с бездействующей возле него белой фигурой — подобно привратнику ада. «...Это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление», — говорил Ван Гог. Он сам считал картину «Ночное кафе» равнозначной «Едокам картофеля», – и действительно, она представляет им контрастную параллель. Та, «крестьянская» картина мрачна по цвету, но ее персонажи объединены крепкой связью, и композиция стягивается к центру, где падает свет, где сближаются руки сотрапезников, и стоит общее блюдо с едой. В «городской» картине все соприсутствующие – чужие друг другу и даже как бы не существующие друг для друга.

Отражение его философско-религиозных  раздумий о вечности, о человеке и космосе находим в картине «Звездная ночь» (Рис. 22), написанной уже в Сен-Реми, в убежище для душевнобольных, куда Ван Гог добровольно переселился, хотя приступы болезни (по-видимому, эпилептического происхождения) были у него лишь периодическими, а в промежутках между ними он оставался совершенно нормален. «Звездную ночь» он создал на огромном творческом подъеме. Земной ландшафт в этой картине соединяет признаки провансальского юга и нидерландского севера: горная гряда, кипарисы и оливы принадлежат югу, но деревенские дома и церковные шпили напоминают о родине Ван Гога — Голландии. Все больше им овладевала ностальгия. В Сен-Реми, продолжая работать упорно, ежедневно, он возвращался мыслями к Голландии, вспоминал свои ранние работы и некоторые прежние композиции писал заново.

«Чувствую, что, вернувшись теперь на север, я буду видеть вещи лучше, чем раньше», – писал он брату.

В мае 1890 года Ван Гог  покинул Сен-Реми, пробыв там ровно год, и переехал в Овер, на север Франции. Жить один в Голландии он не мог, а в Овере находился под наблюдением друга, доктора Гаше. Гаше считал Ван Гога излечившимся: припадки не повторялись уже несколько месяцев. Но страх перед их возобновлением, мучительная тревога за будущее, свое и семьи брата, сломили неукротимый дух Ван Гога. В июле 1890 года он застрелился.

За несколько дней до смерти был написан его прощальный, последний шедевр – «Вороны над полем пшеницы» (Рис. 23). Слепящее золото поля, грозовая синева неба, черные птицы бурной лавиной обрушиваются на встревоженные ветром хлеба. Дорога среди колосьев делает зигзаг и обрывается – у нее нет продолжения. Кажется, никогда мазок Ван Гога не был таким решительным и энергичным, а цветовые контрасты – такими прямыми сигналами переживания.

Порой кажется, что история  жизни Ван Гога, будто нарочно  кем-то задумана как драматическая  притча о тернистом пути художника, надорвавшегося в неравной борьбе с  враждебными обстоятельствами, но, в конце концов, одержавшего победу в самом поражении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изобразительное искусство  Франции XIX столетия, особенно второй его  половины, изобилует выдающимися  талантами.

В целом в эти годы во Франции в творчестве ее крупнейших мастеров были поставлены проблемы перехода к новым формам реализма, к преодолению распыленной формы и ускользающей мгновенности восприятия импрессионистов. Однако в условиях нарастания первых признаков общего кризиса культуры капитализма, вступившего в завершающую фазу своего развития, решить проблему перехода искусства на более высокую ступень было невозможно, оставаясь в пределах мировоззрения и эстетических представлений старого общества. Отсюда двойственность и противоречивость исканий таких больших мастеров, как Сезанн и Ван-Гог.

Каждый из постимпрессионистов  справился с задачей отражения  социальных противоречий по-разному: Ван  Гог отображал быт крестьян, Тулуз-Лотрек – жизнь нищей богемы и проституток, все это сопровождалось не столь  радужными и позитивными тонами и жесткими формами. Гоген призывал к единению с природой и в ярких красках отображал свою жизнь среди дикарей.

Таким образом, к началу XX столетия Париж недаром стал Меккой художников, съезжавшихся туда со всех концов Европы. Открытия, сделанные постимпрессионистами в живописи, оказали воздействие на многие течения в западноевропейском искусстве XX в. – фовизм, кубизм, экспрессионизм и др.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

1. Дмитриева, Н. Краткая история искусств / Н. Дмитриева. – М.: Аст-Пресс, 2000. – 356 с.

2. Петровец, Т.Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма./ Т.Г. Петровец. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 319 с.

3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2/ глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 653 с.: илл.

4. Яворская, Н.В. Западноевропейское искусство XIX века: учебное пособие / Н.В. Яворская. – М.: Издательство Академии художеств СССР,1962.  – 77 с. 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЯ СЕЗАННА


Рис. 1. Автопортрет. 1879-1885 г.г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

 

 

Рис. 2. Гора Сент-Виктуар. 1900 г. Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

 


Рис. 3. Персики и груши. 1888-1890 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЯ СЕЗАННА

 


Рис. 4. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

 

 

Рис. 5. Поль Сезанн. Берега Марны. Около 1888 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА

 

Рис. 6. Прачка. 1889 г. Собрание Дортю, Париж

 

 

Рис. 7. В Мулен Руж. 1892 г. Институт искусств, Чикаго

 

Рис. 8. Певица Иветт Гильбер. 1884 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

ПРИЛОЖЕНИЯ

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА

Рис. 9. Аристид Брюан в «Амбассадор». 1893 г.

 

 

        Рис. 10. Ренуар. Бал в Мулен де ла      Рис. 11. Лотрек. В Мулен де ла

    Галетт. 1876 г. Музей Д'Орсе, Париж Галетт. ГМИИ им. А.С. Пушкина,

                                                                                                Москва

                                                      

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЯ ГОГЕНА

 

Рис. 12. Борьба Иакова с ангелом. 1888 г. Национальная галерея, Эдинбург

 

 

Рис. 13. Таитянки. 1892 г. Картинная галерея, Дрезден

 

 

 

Рис. 14. Женщина, держащая плод. 1893 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЯ

3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЯ ГОГЕНА

 

Рис. 15. Белая лошадь. 1898 г. Музей Д’Орсе, Париж

 

 

Рис. 16. Две девушки с цветами манго. 1899 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

ПРИЛОЖЕНИЯ

3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЯ ГОГЕНА

 

Рис. 17. Жена короля. 1896 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

 

 

Рис. 18. Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?». 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА

 

Рис. 19. Едоки картофеля. 1885 г. Государственный музей Ван Гога, Амстердам

 

 

Рис. 20. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

 

Рис. 21. Ночное кафе в Арле. 1889 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

ПРИЛОЖЕНИЯ

4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА

 

Рис. 22. Звездная ночь в Сен-Реми . 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

 

 

Рис. 23. Вороны над полем пшеницы. 1890 г. Музей Ван Гога, Амстердам


Информация о работе Постимпрессонизм