Планирование и организация выставочной деятельности картинной галереи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является исследование организации выставочной деятельности картинной галереи.

Задачи:
1.Рассмотреть ключевые понятия теоретических представлений выставочной деятельности.
2. Изучить историю и сущность выставочной деятельности.
3. Изучить цели участия в выставке.

Содержание

Глава 1. История и сущность выставочной деятельности.
1.1 История и сущность галерей………………………………..
1.2 Выставочная деятельность в настоящее время
1.3 Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты.
Глава 2. Средства и приёмы организации выставки.
2.1 Планирование проведения выставки……………………………….
2.2 Методы построения экспозиции………………………………...
2.3 Организация музейной выставки
3. Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 65.65 Кб (Скачать документ)

 
Сценарий может создаваться как  сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий  профессионализм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных материалов. В противном случае, как показывает накопленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражнений, имеющих весьма отдаленное отношение к конкретному музею.

 

Художественное  проектирование экспозиции

 
Музейная экспозиция должна максимально  точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом говорить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успешно решать эту задачу необычайно трудно, не случайно возникло такое понятие, как «искусство экспозиции», представление об экспозиции как творческом произведении особого жанра искусства. По мнению специалистов, искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобразительным, так и к выразительным искусствам. Ведь в его арсенал входят не только многообразные художественные и технические средства, характерные для пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, но и элементы драматургии. Органически объединяя в единое целое различные виды искусств и технические средства, художественное проектирование музейных экспозиций вызвало к жизни такие новые понятия, как экспозиционный и выставочный дизайн.

 
Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого — музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства — подчинены единому замыслу, взаимосвязаны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.

 
Имея, подобно другим видам искусства, образную природу, художественное проектирование обладает при этом своей спецификой. Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается творческой фантазией художника, которая, однако, базируется на глубоком и всестороннем знании экспонируемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации. 
 
В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора — два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

 
Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной  художником эстетической среде в  результате сопоставления различных  экспонатов, взаимно дополняющих друг друга, возникает новая информация, новые знания о процессах и явлениях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.

 
Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и  прочим характеристикам экспонаты  должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм художника, умеющего грамотно и творчески использовать различные архитектурно-художественные средства.

 
На современном этапе развития искусства музейной экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события. В музеях можно увидеть фрагменты палубы корабля, уличные фонари, имитации части улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт, верстовые столбы и т. д.

 
Труд бутафора перестал быть ремеслом, и бутафорский предмет порой воспринимается как самое ценное.

 
В комплексе художественно-выразительных  средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов, то есть экспозиционному оборудованию. В экспозиционном ансамбле оно одновременно выполняет как утилитарную, так и архитектурно-художественную функции. Утилитарная функция заключается в обеспечении сохранности экспонатов, защите их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений. Архитектурно-художественная функция состоит в организации объемно-пространственной среды экспозиции и создании оптимальных условий для наиболее рационального размещения предметов.

 
В современной музейной практике применяется специальное (уникальное) и универсальное оборудование. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей архитектурно-художественного решения экспозиции употребляются различные тип экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты — подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы — документы, плакаты, фотографии. Для пространственного экспонирования используются:

  • витрины разных конструкций и форм — горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора;
  • подиумы — возвышения для открытого экспонирования объемных предметов;
  • универсальные модульные системы — каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.

 
При проектировании оборудования учитывается  его пропорциональность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способность органично вписаться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Но при этом непреложным является следующее правило: воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Это не значит, что оборудование должно быть абсолютным нейтральным или невидимым. Напротив, оно должно непременно включаться в образное решение экспозиции, но характер этого включения должен быть тщательно продуманным. 
 
Активными и специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее-важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недостающую контекстную информацию. 
 
Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант — все это имеет первостепенную важность для создания художественного экспозиционного образа. Пространственным членением экспозиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое. 
 
Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник использует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результате компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально создаваемых произведениях искусства, в третьих — на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами.

 
          Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций 
 
Экспозиции создаются в творческом содружестве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слаженным и результативным, необходимо четко определить последовательность работ, характер деятельности на каждом этапе, состав проектной документации, при этом основные этапы художественного проектирования должны быть соотнесены с этапами научного проектирования.

 
1) Исходным документом для начала работ по архитектурно-художественному проектированию экспозиции - научная концепция, в которой содержится достаточно полная характеристика общего экспозиционного замысла. На ее основе, а в ряде случаев после написания расширенной тематической структуры (тематического плана) создается генеральное решение экспозиции, то есть первоначальный художественный проект. В нем разрабатывают следующие аспекты:

 
• общие стилевые принципы раскрытия  содержания экспозиции архитектурно-художественными средствами;

 
• размещение основной тематики по залам  и территории музея с маршрутом осмотра экспозиции. Экспозиционный маршрут обычно строится слева направо — для удобства чтения текстовой информации. В идеале посетитель должен идти предельно кратким маршрутом, без встречных потоков, петель и возвращений. В зданиях, специально строящихся для музеев, этот момент всегда учитывается. Гораздо сложнее разработать маршрут в помещениях, приспособленных под музейные нужды. В генеральном решении должны быть предусмотрены средства, организующие движение посетителя в нужном направлении и обеспечивающие осмотр экспозиции в объеме психологических норм восприятия. Помимо указателей для этого используются декоративные элементы, цвет, свет и другие приемы;

 
• размещение ведущих экспонатов (смысловых  доминант);

 
• характер и место в экспозиции научных реконструкций, наиболее крупных воспроизведений, диорам и специально создаваемых произведений искусства;

 
• общие принципы освещения (искусственное, естественное, смешанное, общее, местное) и цветового решения экспозиции;

 
• общее решение оборудования;

 
• применение аудиовизуальных и  технических средств;

 
• расположение зон отдыха.

 
Современная методика проектирования экспозиции предполагает разработку генерального решения в форме художественной концепции экспозиции, которая выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов. Поскольку она широко обсуждается не только на художественном совете, но и среди музейной общественности, ее язык и средства выражения должны быть ясными и доступными для восприятия людей разных специальностей. Поэтому макет, то есть объемное изображение проектируемой экспозиции, выполненное в определенном масштабе, является предпочтительнее чертежей, читать которые могут обычно только профессионалы. Макет дает представление о пространственном решении экспозиции, но часто и о ее цветовом решении.

 
2) На втором этапе художественного проектирования, после составления и утверждения тематико-экспозиционного плана и сценария, разрабатывается эскизный проект. Он представляет собой детализацию художественной концепции (генерального решения). В эскизном проекте прорабатываются следующие вопросы: окончательное распределение экспозиционной площади разделов, тем и подтем; размещение всех экспозиционных материалов; окончательное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции; освещение залов, экспозиции и отдельных экспонатов; принципиальное решение конструкции оборудования и объемных декоративных элементов; расстановка экспозиционного оборудования; размещение аудиовизуальных и технических средств.

 
3) Заключительный этап художественного проектирования - разработка технического и рабочего проекта, который, как правило, включает в себя: монтажные листы, авторские разработки художественно-конструкторских решений оборудования, прокладки коммуникационных линий для освещения и крепления экспонатов, авторские предложения к инженерным решениям отопления, вентиляции и пожарно-охранной сигнализации.

 
 
Монтажные листы представляют собой чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных материалов. Они создаются художником обычно в масштабе 1:10; масштабные листы, выполненные в масштабе 1:1, называются шаблонами.

 
После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается монтаж экспозиции, в ходе которого на экспозиционной площади осуществляется сборка оборудования, технических средств, размещение экспозиционных материалов в соответствии с проектом экспозиции. Монтаж осуществляется специально подготовленными рабочими-монтажниками при участии авторов-проектировщиков. 
 
Одновременно с руководством монтажными работами художник принимает участие в подготовке необходимых материалов для рекламы экспозиции и ее торжественного открытия, которое обычно называют вернисажем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставочная деятельность музея

 

Многие крупные выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина запомнились многочисленным зрителям как события не только культурной, но и общественной жизни страны, как факты собственной биографии.

Музей ведет выставочную деятельность практически со времени своего открытия в 1914 году. Однако ее расцвет начался  во второй половине ХХ века со знаменитой выставки «Шедевры Дрезденской картинной  галереи», открытой в 1955 году. Действуя в ряду с крупнейшими музеями-организаторами международных художественных выставок, такими как Лувр, Британский музей, Метрополитен и др., ГМИИ способствовал  в широком смысле культурному  сближению народов, разрядке международной  напряженности. Вместе с тем в  период идеологических запретов в сфере  искусства именно ГМИИ, как никакому другому музею, выпала уникальная миссия открыть нескольким поколениям отечественных  зрителей великие достижения мировой  художественной культуры в ее лучших образцах, как классических, так  и авангардных.

Информация о работе Планирование и организация выставочной деятельности картинной галереи