Планирование и организация выставочной деятельности картинной галереи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является исследование организации выставочной деятельности картинной галереи.

Задачи:
1.Рассмотреть ключевые понятия теоретических представлений выставочной деятельности.
2. Изучить историю и сущность выставочной деятельности.
3. Изучить цели участия в выставке.

Содержание

Глава 1. История и сущность выставочной деятельности.
1.1 История и сущность галерей………………………………..
1.2 Выставочная деятельность в настоящее время
1.3 Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты.
Глава 2. Средства и приёмы организации выставки.
2.1 Планирование проведения выставки……………………………….
2.2 Методы построения экспозиции………………………………...
2.3 Организация музейной выставки
3. Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 65.65 Кб (Скачать документ)

- подготовка стендистов  и персонала;     

- составление сметы затрат.     

Планирование  работы выставки включает:     

- составление расписания  работы персонала; инструктаж  персонала;     

- закрепление экспонатов  за сотрудниками;     

- завоз и вывоз оборудования; организация переговоров или  заключения договоров, продажи  продукции;        

- организация учета посетителей,  интересующихся вашей продукцией.     

Планирование  работы после окончания выставки включает:     

- регистрацию посетителей,  покупателей, интересующихся вашей  продукцией в результате посещения  выставки;     

- подведение итогов выставки (затрат, дохода);     

- разбор допущенных ошибок  при планировании выставки и  стенда, анализ оригинальных решений  (своих, а также увиденных на  стендах других фирм).    

Перечень  продукции, которую вы собираетесь  представить на выставке, должен соответствовать тематике выставки, но у стендистов всегда должны быть материалы, отражающие все направления деятельности вашей фирмы».    

Составив  перечень продукции, вы легко можете составить перечень необходимых для ее рекламы материалов. Хорошо, если на каждый вид выставляемой продукции у вас разработан информационный лист. В некоторых случаях для технически сложной продукции целесообразно иметь даже два листа: один с общим описанием назначения и функций, другой, рассчитанный на специалистов в данной области, интересующихся вашей продукцией – с подробными техническими характеристиками (см. Список исп. ист. п. 22).    

Несколько видов товаров, продукций, близких  по назначению, можно объединить на одном информационно-рекламном листе.     

К российским особенностям подготовки и  проведения выставок можно отнести пока еще недостаточный сервис услуг. Так, например, ассортимент проката выставочного оборудования еще весьма скромен: в основном, это стандартные алюминиевые профили и белые стенные панели - вот практически и весь набор. Если вам понадобится выставочный модуль особой конструкции или другого цвета, вам придется заказывать его задолго до начала выставки. Некоторые фирмы поступают так: один раз приобретают необходимые конструкции и перевозят свой собственный оригинальный модуль с выставки на выставку, монтируя его собственными силами.    

Очень редки другие услуги, например, прокат искусственных цветов.    

В последнее время оргкомитетами выставок предлагается довольно широкий набор выставочной мебели и витрин, но часто это оборудование, прошедшее несколько выставок, выглядит несколько удручающе, стоимость проката при этом очень велика. Поэтому при заказе того или иного оборудования проверьте заранее, еще до монтажа, выставочного стенда, его внешний вид и пригодность к демонстрации (см. Список исп. ист. п. 5). 

 

 

2.2. Методы и типы построения экспозиции

 

Успех построения любой экспозиции зависит от методов используемых в процессе ее создания. Современная наука выделяет несколько методов, таких как:

    • систематический,
    • ансамблевый,
    • музейно-образный,
    • тематический и образно сюжетный метод.[36,58]

Разделение на методы связанно с определенной тематикой экспозиции. Ведь для каждой выставки характерны свои нюансы, которые возможно сгладить или наоборот подчеркнуть, повернуть под другим ракурсом и рассмотреть более детально.

 

          Два основных типа художественного экспонирования, имеющие свои особенности:

    • постоянная экспозиция;
    • временная выставка.

 Постоянная предусматривает хронологический принцип размещения основных разделов собрания. Особенность облика постоянной экспозиции – ее подчиненность архитектурному контексту интерьера дворцовой постройки. Анфиладное чередование залов задает расположение экспонатов с постоянным ритмом акцентных точек и «сквозной» принцип освоения пространства такой экспозиции.

Временная выставка занимает особое место в практике экспозиционной деятельности музея. Ее можно отнести  к наиболее динамичной, «оперативной»  форме экспонирования, позволяющей  показать в необычном ракурсе, как  устоявшиеся явления художественного  процесса, так и его новые направления. В пространстве временной выставки могут быть представлены все виды изобразительных искусств без их дифференциации, свойственной характеру постоянной экспозиции. Временная выставка занимает определенные залы музея, отвечающие ее специфике. Как правило, это залы с нейтральной декоративной отделкой, достаточной площади, позволяющей вместить весь объем выставки. Этим достигается восприятие экспонатов без пространственных разрывов с иной, чем у постоянной экспозиции, сменой визуальных впечатлений. Временная выставка может в меньшей степени зависеть от характера интерьера музея и иметь выраженно отличное стилевое воплощение. Таким образом, в дворцовых помещениях возможно осуществление широкого спектра разнообразных выставок благодаря архитектурно-планировочной структуре их внутреннего пространства.

 

Особое место в экспозиции принадлежит текстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на:

  • заглавные (оглавительные),
  • ведущие,
  • пояснительные,
  • этикетаж и
  • указатели.

 
Заглавные тексты помогают посетителю ориентироваться в экспозиции и содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов. Ведущий текст сродни эпиграфу в литературном произведении. Он выражает основную идею экспозиции в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, комплексов. Пояснительный (объяснительный) текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия экспонатов. Например, в одной из витрин Государственного музея Востока экспонируются крохотные туфельки, необычной формы и маленького размера. Без соответствующей аннотации посетитель может решить, что они принадлежали ребенку. В действительности это — туфли взрослой женщины. Дело в том, что согласно некогда бытовавшим в Китае представлениям о красоте женщина, особенно из состоятельных кругов общества, должны была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающие форму молодого месяца или лилию. Для того чтобы ступня приобрела соответствующую форму, девочкам с шестилетнего возраста подгибали все пальцы, кроме большого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами. Это продолжалось до тех пор, пока подошва не принимала дугообразную форму. Поэтому по размеру своих ног китаянки оставались в возрасте девочек 6 — 8 лет; при этом развит был только большой палец ступни.

 
 
Непременным элементом всякой экспозиции является этикетка, совокупность всех этикеток данной экспозиции называется этикетажем. Этикетка — это текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В нижней части этикетки необходимы сведения о том, что экспонируется: подлинник или копия. При этом существует одно методическое правило. Если в экспозиции представлены преимущественно подлинники, то в этикетаже можно отмечать только копии, когда же экспонируется главным образом копийный материал, в этикетаже необходимо указывать подлинники.

 
 
Один и тот же предмет, включенный в разные экспозиции, может иметь различные по форме и содержанию этикетки. Например, в исторических музеях этикетки к изобразительному материалу начинаются не с фамилии автора (как в художественном музее), а с названия произведения. Этикетки не должны быть громоздкими, но и чрезмерный лаконизм информации, содержащейся в этикетке, не оправдан, поскольку опрос посетителей и наблюдение за их реакцией свидетельствуют о том, что музейный зритель нуждается в максимально подробных сведениях об экспонатах.

 
Для того чтобы облегчить посетителям, самостоятельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней, используется система указателей. Это прежде всего план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них. У входа в отдельный зал часто помещается его план с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозиционных комплексов. В залах используют указатели в виде стрелок на стене или на полу. 
 
Надо помнить, что тексты не являются специфически музейным средством выражения, поэтому экспозиция не должна быть ими перегружена.

 
В последние годы в экспозициях  музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкальных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писателей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной муз

 

 

 

 

2.3 Организация музейной выставки

 

Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решений и технического оснащения.

 
Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются:

  • научное проектирование,в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание,
  • художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы,
  • техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

 
 
          Научное проектирование экспозиции

 
Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изучаются и анализируются музейные коллекции, составляются картотеки предполагаемых экспонатов. 
 
Следующий этап состоит в разработке научной концепции, которая раскрывает экспозиционный замысел и дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематическая структура, дается характеристика экспозиционных материалов и предлагаются методы их подачи; при участии художника определяются общие и специфические требования к художественному проекту будущей экспозиции. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспонатов — диорам, образцов техники, макетов и т. д.

 
Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структуры — документа, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей — различные аудиовизуальные устройства, действующие модели, макеты, демонстрационные установки. В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции — документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции. 
 
На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных атрибутивных данных; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для создания научных реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, подробно указываются пожелания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспечению сохранности экспонатов.

 
Перед окончательным оформлением  тематико-экспозиционного плана  нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Раскладки — это итог совместной творческой работы научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

 
Разработка тематико-экспозиционного  плана в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описанием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из кинематографической практики — сценарий. В основе сценария лежит стремление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции. В сценарии объединяются документы научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия литературной форме. Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посетителей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалистов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий возможной формой изложения или детализации экспозиционного замысла, которую целесообразно применять при проектировании экспозиций многоплановых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.

Информация о работе Планирование и организация выставочной деятельности картинной галереи