Пионеры советского дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 08:20, реферат

Описание

Дизайн как социокультурное явление выдвинул перед многими исследователями, прежде всего, искусствоведами, философами, социологами и эргономистами, проблему осознания сфер его деятельности, механизмов, истоков, внутренних стимулов и способностей инновационного_созидания.
Советский дизайн как явление в истории развития промышленности и быта СССР послевоенного пероида представляет большой интерес для исследователей, поскольку дает повод для сравнения социалистической идеологии в дизайне с концепциями западных школ дизайна того же времени, показывает путь, по которому происходило становление и развитие мощной и во многом противоречивой советской идеи "технической эстетики".

Содержание

# Кто они? Пионеры
# Биографический очерк
1. Родченко Александр
2. Татлин Владимир
3. Малевич Казимир
4. Попова Любовь
5. Лисицкий Эль
6. Экстер Александра
7. Суетин Николай
8. Чашник Илья
# Школы дизайна
# Продукты дизайна
# Вывод

Работа состоит из  1 файл

Лисеенкова.docx

— 48.03 Кб (Скачать документ)

     В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народной художественной школе (1919—1920).В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926), в 1920 вступил в Инхук. 

     2.6 Экстер

     Алекса́ндра Алекса́ндровна Эксте́р (в девичестве Григоро́вич), (6 января 1882 — 17 марта 1949) — российско-французский живописец, художник-авангардист (кубофутурист, супрематист), график, художник театра и кино, дизайнер. Представитель русского и украинского авангарда. Была одним из основоположников стиля «арт-деко». Родилась в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи в семье коллежского асессора. Обучалась в Киеве в гимназии Св. Ольги, которую закончила 1899 г.C 1901 по 1903, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 занималась в Киевском художественном училище. В 1903 г. вышла замуж за адвоката Николая Евгеньевича Экстера. В эти же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства. В 1907 г. уехала в Париж, где начинала заниматься в парижской академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с П. Пикассо, Г. Аполлинером.С 1908 по 1914 жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), активно путешествуя по Европе.В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено»;В 1912 г. в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него — с ведущими авангардистами этой страны и принимает участие в их выставках.

     Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства  в России (выставки Бубнового валета — февраль 1912, Союза молодежи, Трамвай  В и др.), Франции (Салон Независимых  — март 1912 и др.), Италии.В 1915 году вступила в группу К.Малевича Супремус.1915—1916 — вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артеле села Вербовка (руководитель — её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).

     1918—1921 — вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской, сестрой В.Нижинского, в её Балетной Студии в Киеве.В 1921 г. принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25».В 1923 году вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 вела курс в ВХУТЕМАСе.С 1924 жила за границей. В 1925 году приняла участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.Умерла 17 марта 1949 в Фонтене-о-Роз под Парижем.

     Как художник театра и кино работала над  спектаклями Московского Камерного  театра А. Я. Таирова («Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О.Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетты» У.Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я. А. Протазанова) и др. 

     2.7 Суетин

     Суетин, Николай Михайлович (1897-1954), русский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора.

     Родился в поселке Мятлевская (Калужская губерния) 25 октября (6 ноября) 1897.Учился в Народной художественной школе в Витебске (1918-1922) у Казимира Малевича. Член группы УНОВИС (Утвердители нового искусства, 1920-1922).В 1922 году вместе с Малевичем переехал в Петроград.

     Участвовал  в работе ГИНХУК (1923-1926). Работал на Государственном фарфоровом заводе им. М.В.Ломоносова. Разрабатывал эскизы для новых форм фарфора, в том числе используя мотивы собственных супрематических композиций. Занимался дизайном, оформлял павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939)

Умер  в Ленинграде 22 января 1954

     2.8 Чашник

     Чашник  Илья Григорьевич (1902–1929), русский художник, мастер живописи и графики, представитель арт-авангарда. Родился в городке Люцин (ныне Лудза, восточная Латвия) 13 (29) июня 1902 в семье мелкого торговца и ремесленника. Переехав с семьей в Витебск, с 1913 учился там в оптико-механической мастерской. До 1918 посещал мастерскую И.М. Пэна. Приехав в 1918 в Москву, записался на архитектурное отделение Свободных художественных мастерских, но вскоре вернулся в Витебск и приступил к занятиям в Народной художественной школе под началом М.З.Шагала. В 1919 работал здесь в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Л.М. Лисицкого. Стал членом «Уновиса» (1920), пройдя своего рода ускоренный «курс супрематизма».

     Как и все «уновисы», в 1919–1922 участвовал в оформлении городской среды к революционным празднествам (в Витебске и Смоленске). Параллельно с собственной учебой преподавал в Высшем художественно-практическом институте (бывшая Народная школа). Закончив Институт, в 1922 уехал в Петроград, где активно сотрудничал в Институте художественной культуры (Инхук).Умер Чашник в Ленинграде 4 марта 1929. 
 

     3. Школы дизайна

     ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских (образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и творчества).

     Основные  помещения находились на Мясницкой улице, 21 б.

Факультеты:

  • Художественные: Живописный, Скульптурный, Архитектурный.
  • Производственные:Полиграфический,Текстильный,Керамический,Деревообделочный,Металлообработки.

   В конце 1920 года на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа, наряду с мастерскими, где студенты знакомились с ордерной архитектурой , возникло две мастерских с новой методикой преподавания. В одной объединились Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский и Н. Докучаев, в другой — И.Голосов и Мельников. В разное время во Вхутемасе преподавали А.Е.Архипов, В.В. Кандинский, Д.Н.Кардовский, Н.А.Ладовский, В.Ф.Кринский, Л.М. Лисицкий, К.С. Мельников, П.В.Митурич, А.М. Нюренберг, А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, В.Е.Татлин, В.А.Фаворский, П.А.Фаворский, Ф.О.Шехтель. Здесь училась Кольцова-Бычкова А.Г. В 1926 году реорганизован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт).

   ВХУТЕИН — название двух учебных заведений в Ленинграде (основано в 1922 г. на базе Академии художеств) и Москве (основано в 1926 г. на базе ВХУТЕМАСа), существовавших до 1930 года. В 1930 московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт, Московский государственный академический художественный институт (которому позднее было присвоено имя В.И.Сурикова) и Московский полиграфический институт (ныне — Московский государственный университет печати).

   На  базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ в 1930 г. был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932 году преобразованный в Институт живописи, скульптуры и архитектуры. 

   4. Продукты дизайна

   Участник  групп «ЛЕФ» и «Реф» (1923-1930), художник журналов «Леф» и «Новый Леф».Родченко был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (архитектор советского павильона — К.С.Мельников), осуществлял в натуре свой проект интерьера «Рабочего клуба». Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 года.  Родченко принадлежит авторство панно на Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве.

   С 1924 занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов К. Мельников, Веснин, Ган, Попова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва). Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракрусом и точками фотосъёмки.В 1929 году как сценограф оформил в Московском театре революции спектакль «Инга» по пьесе А. Г. Глебова.

   В конце 1920-х — начале 1930-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927—1928, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.

В 1932 вышел  из группы «Октябрь» и стал фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз. С 1933 работал как художник-оформитель журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и других (совместно с супругой В. Степановой). Продолжал занятия живописью в 1930—1940-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства». С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны

     Применил  фотомонтаж для иллюстрирования  книг, например, «Про это» В. Маяковского. В 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, А. Родченко перешел к выполнению пропагандистских государственных задач: оформил много номеров журнала «СССР на стройке», в 1933 году участвовал в поездке на Беломоро-Балтийский канал, где сделал большую серию репортажных снимков

     Владимир  Татлин стал знаменит не столько живописью  и контррельефами (которые некоторые  искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в  большей степени, проектами, которые  предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

     Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника  промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при  создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

     В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем».В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль».

 

Здание  типографии журнала "Огонёк" построено  по проекту Эля Лисицкого.

Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).

     В 1930—1932 годах по проекту Эля Лисицкого была была построена типография журнала «Огонёк» 55.777277, 37.610828 (G) (дом № 17 по 1-му Самотечному переулку).[25] Типография Лисицкого отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание в плане похоже на эскиз "горизонтального небоскрёба" Лисицкого.

Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.

     Как художник театра и кино работала над  спектаклями Московского Камерного  театра А. Я. Таирова («Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О.Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетты» У.Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я. А. Протазанова) и др.Участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923)

В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над  созданием парадной формы Красной  Армии (1922—1923).

В 1924—1925 гг. занималась оформлением советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовкой экспозиции советского отдела Всемирной Выставки Современного Индустриального и Декоративного Искусства («Арт Деко») в Париже.

     В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в таком направлении, как Les Livres Manuscrits — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги делаются Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пионеры советского дизайна