- Школа дизайна
Школа дизайна базируется
на 7 постулатах:
- Формирование стратегий должно быть предусмотренным процессом сознательного мышления.
- Ответственность за контроль над стратегическим процессом и его сознательный характер возлагается на руководителя, который и является стратегом. В конечном счете школа дизайна признает единственного стратега, которым выступает 1-й руководитель организации, т.е. вся стратегия привязывается к воззрению исполнительного или генерального директора. Командно-контрольная система возлагает принятие всех важнейших решений на высшее руководство, которое навязывает эти решения организации и контролирует их исполнение через сложные системы планирования, регулирования и финансирования. Предполагается, что все остальные члены организации исполняют в разработке стратегии лишь подчиненные роли. В разработке стратегии не допускаются люди со стороны. Школа дизайна отводит внешнему окружению второстепенную роль. С внешним окружением приходится считаться, но с ним можно не взаимодействовать.
- Модель построения стратегии должна оставаться достаточно простой и неформальной. Идея представляет собой не более, чем теоретическую разработку специалистов данной отрасли, что-то вроде концептуальной схемы. В основе этой позиции лежит фундамент убеждения, что тщательная проработка и формализация есть суть стратегического процесса.
- Стратегия должна быть единственной в своем роде, т.е. лучшей, получена в результате индивидуального моделирования.
- Процесс моделирования считается завершенным, когда стратегия сформулирована, как перспектива. В школе дизайна никогда не обсуждается проблемы новых неожиданно развивающихся стратегий метода практического прироста, который предполагает продолжение формирования стратегии в течении и после ее внедрения. Стратегия предстает как перспектива к определенному моменту времени, полностью сформированная и готовая к употреблению.
- Чтобы оставаться простой, стратегия должна быть точно определенной. Стратегия должна быть ясной для того, кто ее создал и четко сформированной, чтобы остальные члены организации могли ее понять.
- Только после того, как уникальная, созревшая, ясная, простая стратегия окончательно сформирована, начинается процесс ее внедрения. А раз так, то школа дизайна считает, что формирование новой стратегии всякий раз требует пересмотра организационной структуры управления.
Оценка сильных и
слабых сторон школы дизайна:
Недостатки:
- Школа дизайна утверждает независимость мышления от действий, полагает формирование стратегии процессом не столько обучения, сколько осмысления. Наиболее ярко это проявляется на фундаментальном этапе стратегического процесса в ходе оценки сильных и слабых сторон организации. Несколько отчетливо может осознавать свою компетенцию сама организация, иначе говоря может ли организация быть уверенной в своих силах, не подвергая их проверке, ведь каждое стратегическое изменение предполагает новый опыт, шаг в неизвестное, определенный риск, поэтому ни одна организация не может знать заранее чем обернется ее компетенция, что это будет: + или - , сильные или слабые стороны.
- Постулат о том, что разработка определенной структуры согласно стратегии не выдерживает критики, т.к. стратегия может меняться довольно часто на интервале времени, в отличие от структуры.
Вклад в школу дизайна.
- В принципе индивид способен обработать всю относящуюся к формированию стратегии информацию. Иногда организации предстоит воплотить в жизнь некий грандиозный замысел и тогда контроль над процессом разработки стратегии осуществляет способный синтезировать данные высший менеджмент. Это возможно лишь в относительно простых ситуациях, когда стратегу необходимо переварить небольшой объем данных.
- Стратег должен обладать полным, детальным и глубоким значением текущей ситуации. Потенциал централизации значит должен поддерживаться достаточной общностью к организации и опытом работы в ней, чтобы стратег мог осознать глубинный смысл происходящего. Индивид способен узнать организацию по настоящему, только находясь внутри нее. В реальной жизни не происходит по-другому. Высший менеджер принимает решение, основываясь лишь на кратких отчетах. Этим же объясняется неэффективная работа ряда советов директоров предприятия.
- Ситуация должна оставаться достаточно стабильной в процессе разработки стратегии, или как минимум должна быть предсказуема.
- Организация должна быть готова реализовывать централизованно сформулированную стратегию, т.е. члены организации должны быть готовы подчиняться главному стратегу, посвятить внедрению стратегии свое время, энергию и другие ресурсы. Участие в этом процессе предполагает наличие доброй воли и энтузиазма членов организации.
Условия, при которых
школа дизайна будет востребована.
Разработка стратегии
в рамках школы дизайна возникает в организации, нуждающейся
в основательной переориентации, переосмыслении
текущих стратегий. Необходимо соблюдать
следующие условия:
- Должна возникнуть необходимость в серьезном пересмотре текущей стратегии.
- Предполагается, что руководитель организации обладает видением зачатков новой стабильности, которые будут поддерживать новую стратегию. Т.о. модель школы дизайна наиболее адекватна ситуация осуществления радикальных изменений в организации, пережившей период неустойчивости и вступающей в фазу стабильности.
Как часто и почему
происходит изменение стратегии?
Модель школы дизайна
может применяться еще в одном контексте, а именно в новой
организации, имеющей потребность в четком
курсе, что позволит ей на равных соперничать
с более опытными конкурентами. Период
начального осмысления стратегии является
результатом умозаключений, обладающего
способностью предвидения предпринимателя,
человека, создавшего организацию.
2. Школа планирования
Любимый конек школы
планирования – это разработка обширных
процедур, призванных разъяснять там,
где это возможно и количественно
представлять цели организации.
- Стратегия есть результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги и схематически представляется в виде контрольных таблиц и цифр.
- Ответственность за стратегическое планирование возлагает на высшее руководство компании и на кадровые службы.
- При завершении процесса стратегии перед руководством предстает соответствующее выполнению контрольные цифры.
Основные недостатки:
- Сотрудники плановых отделов берут «верх» над самим процессом. Процесс доминирует над персоналом. Методология процесса становится чрезмерно формализирована, поэтому сотрудники уделяют слишком большое влияние аналитическим моментам и недостаточное внимание поиску стратегических альтернатив.
- При планировании необходимо помнить, что анализ не тождествен синтезу, а для стратегического планирования необходим синтез.
- Процессу планирования недоставало предоставления настоящего выбора стратегии. Плановики и исполнители слишком поспешно набрасывались на первую подходящую стратегию и отказывались от поиска и анализа альтернативных решений. В результате компании останавливались на стандартных стратегиях.
Вопросы:
- Что такое внешнее окружение?
- Как часто и при каких
условиях составляется новая
стратегия?
- Оценить свои слабые
и сильные стороны, а также
конкурентов?
- Как происходит процесс
разработки стратегии?
- Ясность, четкость, зрелость
– в чем выражается?
Анализ внешней среды:
- Социальные изменения (демография)
- Государственные изменения (законодательство)
- Экономические изменения
(инфляция, кредит % ставки, личный доход
населения, валютный курс)
- Конкурентные изменения (освоение новых технологий, новые конкуренты,
появление новых продуктов)
- Изменения в сфере
поставок
- Изменения на рынке (появление новых способов использования
продуктов (вместо д/с – гостиница))
5 факторов, влияющих
на сильные и слабые стороны:
Слабые:
☼ недостаточная з/п
☼ постоянная инфляция
☼нестабильный валютный
курс
Сильные:
☼ квалификационные работники
☼ обязательные страховка
☼ качество продукции
Сильные и слабые
стороны организации (внутренняя оценка)
- Маркетинговая служба
- Уникальные разработки, технологии
- Квалификационные кадры, сплоченная команда
- Производственная мощность
- Контроль качества
- Финансы
Специфика стратегического планирования в разветвленных
корпорациях.
1. Стратегическое
планирование.
Руковод. состав корпорации
участвует в принятии большого числа
стратегических решений, относящихся
к деятельности того или иного
подразделения, т.е. цент выступает
как организатор плановой деятельности осуществляет
тщательный анализ ситуации, общую координацию
и распределение ресурсов.
2. Финансовый
контроль, данный стиль характеризуется минимальным
участием центра в формировании стратегии,
ответственность за все действия в рамках
корпорации возлагается на подразделении.
Задача центра осуществить общий контроль
ч/з краткосрочные боджеты.
3. Стратегический
контроль, предполагает как достаточную автономию
подразделения, так и соблюдение интересов
корпорации в целом. Ответственность за
стратегию ложится на подразделение, но
предложенные стратегии должны быть одобрены
центральным руководством. Раз центральное
руководство одобряет предложенный план
и бюджет подразделения, оно же и отслеживает
порядок выполнения намеченного.
Как показывает практика планирования решающая
роль принадлежит не организации планирования,
а реальное поведение организации.
Существует три уровня
контроля за деятельностью предприятия:
- Система убеждений, система ценностей принята данной организацией.
- Система ограничений (бюджеты, лимиты).
- Диагностический контроль (система обратной связи).
3. Школа позиционирования
В отличии от двух предыдущих
школ, школа позиционирования утверждает,
что для каждой школы имеется
ограниченное число стратегий.
Отраслевая структура по мнению школы позиционирования определяет
стратегию компании, которые в свою очередь
определяет организационную структуру
предприятия.
Так же, как в школе планирования руководство реализацию
стратегии возлагает на руководство фирмы
и плановика, то в роли плановика выступает
аналитик, который обработав соответствующие
данные подбирает необходимые стратегические
позиции для данного предприятия.
Рассмотрим это на
конкретном примере:
* - темп роста (использование денег) (большие
вложения; большая доля)
$ - доля рынка
Х – формирование (низкая доля; небольшие
затраты)
? – (большие вложения;
низкая доля)
Каждое предприятие
имеет определенный портфель заказов,
определяющий пакет выпускаемой
продукции. Матрица, которая показывает
долю рынка и потенциал роста бизнеса.
Каждой компании необходимы
товары, которые генерируют денежные
средства, и в итоге каждый товар
должен превратиться в источник прибыли,
необходимо чтобы портфель заказов
каждой фирмы был диверсифицирован.
Звезды обладают высокой долей на быстрорастущем
рынке, что гарантирует их успех в будущем.
Коровы являются поставщиком денежных средств
для будущего роста.
Трудные дети есть перспектива роста, но здесь требуется
дополнительное финансирование.
Собака товар, от которого в последствии придется
отказаться.
4. Школа предпринимательства
Она рассматривает стратегический
процесс, сквозь призму действий одного человека:
руководителя организации и подчеркивает
только свойственные ему опыт, знания,
интуицию, поэтому понимание стратегии
ассоциируется с идеей, с индивидуальным
выбором, ощущением.
В отличие от других школ, школа предпринимательства
относится к разработке стратегии не как
к коллективному процессу, а как к индивидуальному
решению руководителей организаций Центральное
понятие школы представительства – это
видение руководителей фирм.